К логическим формам относятся. Логические формы мышления и их характеристика
 
» »

К логическим формам относятся. Логические формы мышления и их характеристика

21.09.2019

Процесс мышление является предметом изучения двух наук – логики и психологии. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Психология изучает процесс мышления индивида: как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Иными словами, логика изучает мышление со стороны результата, а психология – со стороны процесса, таким образом взаимодополняя друг друга.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: "прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками"; "дом – жилье человека" и т.п. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, так как служат обобщенным отражением действительности.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех предметов и явлений, объединяемых понятием (например: "Все студенты добросовестно готовятся к практическим занятиям"). Частное суждение распространяется только на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию ("Некоторые студенты – спортсмены"). Единичное суждение касается индивидуального понятия ("Пушкин – великий поэт"). Суждения раскрывают содержание понятий: если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких исходных суждений (посылка ) мы получаем другое суждение, т.е. вывод (заключение ), извлекая его из содержания исходных суждений.

Человеку присущи два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение (от лат. inductio – наведение) – это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению. Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio – выведение) – это умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например: "Все металлы расширяются при нагревании. Этот предмет металлический, значит, если его нагреть, он увеличится в размерах".

Разновидностью дедуктивного умозаключения является силлогизм – логическая форма мышления, когда из двух посылок (общей и частной) выводится новое суждение. Силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, следовательно, правильно отражающим объективную действительность.

Существует также умозаключение по аналогии, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект. Таким образом, аналогия (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Умозаключение по аналогии – один из источников научных гипотез.

Индивидуальные особенности мышления

Так же как и все другие психические процессы, мыслительная деятельность людей характеризуется значительными индивидуальными различиями. Наиболее существенные из них – самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота, критичность ума.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности; в широком кругозоре, разносторонних интересах, любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков. Она связана с индивидуальным темпом психической деятельности, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. От быстроты ума следует отличать его торопливость: торопливый человек характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие.

Мышление относится к трудноопределяемым понятиям. Если сказать, что мышление - это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом, в этом определении будет подчеркнут гносеологический, т. е. теоретико-познавательный, аспект мышления. Физиолог предпочел бы другую формулировку: мышление - это идеальное проявление высшей нервной деятельности мозга. Психологи говорят, что мышление - это интеллект в действии. Но тогда нужно выяснить, что такое интеллект. Тут рискуем попасть в круг взаимно сопряженных определений: мышление - это продукт мозга, а мозг - это материальный носитель мышления. На современном уровне знаний о мыслительном процессе появились информационные определения мышления. Так, английский кибернетик

У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор по крайней мере на порядок выше случайного.

Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информации, то не столько определяют понятие "мышление", сколько указывают на одно из его свойств.

Мышление, или логическая ступень познания, возникнув на базе ощущений, восприятий и представлений, не сводится к простой совокупности чувственных образов. Мышление является качественно новой, более сложной формой познания, чем чувственная ступень познания. Мышление есть общественный продукт. Оно возникает и развивается вместе с появлением и развитием труда и языка, который фиксирует результаты мышления. Мышление как процесс отражения Объективной действительности представляет собой высшую ступень человеческого познания. Рожденное трудом и вместе с ним, оно как бы раскололо познаваемую природу на две противоположные "части" - субъект и объект, диалектическое взаимоотношение которых и поныне составляет внутреннее содержание всей деятельности человека: как теоретической, так и практической. Благодаря труду и мышлению закреплялись никогда не прекращающиеся в обществе процессы опредмечивания и распредмечивания знания, открывшие путь к его интенсивному добыванию и распространению. Своеобразие и уникальность мышления связаны с его способностью познавать самого себя, которая в значительной степени обусловила все другие его способности.

Мышление - это процесс, в ходе которого человек сопоставляет мысли, т. е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание.

Мыслительный процесс имеет внутреннюю структуру и реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового знания в умозаключениях составляют формально-логический аппарат мышления. Логическая форма представляет собой исторически установившиеся способы связи составных элементов мысли.

Каждая простая мысль, как правило, состоит из двух основных элементов:

Отображение предмета, которое называется субъектом (обозначается латинской буквой S);

Отображение того или иного свойства предмета, которое называется предикатом (обозначается латинской буквой Р).

Например, в мысли "Лекция была очень интересной" такие элементы имеются:

Субъект - знание о прослушанной лекции;

Предикат - знание о качестве этой лекции: она была очень интересной.

Содержание мыслей может быть различным, но их логическая форма, тем не менее, одинакова. Так, мысль "Неправильная квалификация преступления - это ошибка не только судебная, но и логическая" по содержанию отличается от мысли об интересной лекции, но по структуре они сходны: и в последней мысли есть субъект (знание о квалификации преступления) и предикат (знание об ошибке не только судебной, но и логической).

Указанные элементы мысли - субъект и предикат - выражают отношение между предметом и его свойством. Это отношение фиксируется в мысли словами "есть", "суть", "являются" (часто эти слова-связки только подразумеваются).

В зависимости от характера сочетания элементов мысли различают несколько основных устойчивых форм мысли:

понятие, суждение, умозаключение.

Логическая форма мышления применяется во всех областях знания, охватывает самое различное предметное содержание. Свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности, а указывает лишь на то, что эта форма отражает простейшие, наиболее часто встречающиеся свойства и отношения реального мира, общие для всех предметов и явлений объективной действительности. Поэтому и отражающая их логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не от-Рицает, а в еще большей степени подтверждает ее объективное содержание.

Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

суждения;

умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

общими и единичными;

конкретными и абстрактными;

эмпирическими и теоретическими. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;



опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

истинными;

частными;

единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

индуктивное;

дедуктивное;

по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Операции мышления. Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

сравнение;

абстрагирование;

обобщение;

классификация;

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так, в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа, синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

общие как сходные признаки;

общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от­ражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей­ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув­ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком­муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна­чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по­няли другие люди.

Чувственное отражение и мышление - единый процесс позна­ния человеком окружающей действительности. Источником позна­ния служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется прак­тикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности чело­веческого познания, человеческого мышления. Единство чувствен­ного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и на­стоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».

Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле­няются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол во­обще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными призна­ками «человека вообще», например, служат такие общие призна­ки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладаю­щее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словес­но-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление . Его называют еще практи­чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про­текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен­ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет­ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа­ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ­ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде­ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо­кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен­но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мыш­ление, у художника - наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные логические формы мышления - понятие, суждение, умозаклю­чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен­ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече­ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло­вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело­века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер­ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред­метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на­пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де­дукция).

Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: «когда Ивановой испол­нилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России», «когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России» и т. д. Следовательно, «все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России».

Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис­пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож­ности тех или иных событий, явлений.

Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей­ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с друго м. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро­ванно, а в различных сочетаниях.

Анализ и синтез образуют единство . В процессе анализа проис­ходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.

Мышление, как известно, - обобщенное отражение действи­тельности . Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция.

Мышление может быть образным - на уровне образов, воспри­ятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление - мышление рече­вое. Язык, речь - материальная оболочка мысли. Только в речевой - устной или письменной форме мысль человека становится дос­тупной другим.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в раз­личных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определя­ются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типоло­гические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич­ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме­нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав­ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления -это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе­реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста­вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей­ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес­кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче­таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак­теризует индивидуальные особенности их мышления.

Условия развития мышления в учебном процессе.

При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в основном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности - обслуживания и, особенно, труда. Что касается онтогенеза - особенно в пределах детского возраста, то тут положение дел иное. Детским возрастом называется тот период жизни человека, когда ему самому не приходится заботиться об удовлетворении своих основных потребностей - это делают другие, его воспитатели, взрослые. Человек перестает считаться ребенком только после того, когда он становится вынужден сам заботиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными силами решать встающие перед ним задачи.

Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей другой категории, в частности, потребностей развития. Развитие детского мышления происходит, в основном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только большое теоретическое, но, возможно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно имеет фундаментальное значение

Развитие мышления как деятельности протекает в общении, в действиях с предметами, в игре, на дидактических занятиях. Накопление опыта деятельности и его обобщение в форме разнообразных целевых способов действий с предметами, способов общения с людьми обеспечивает правильное развитие мышления ребенка и преобразование его из наглядно-действенного в раннем возрасте в наглядно-образное и понятийное в дошкольном и школьном возрасте.

1. Предмет логики. Основные логические формы.

Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".

Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы "учителя мудрости" - софисты. Они учили грамоте, красноречию, искусству спора и т. д., однако со временем стали изобретать приемы одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы получили название "софизмов", а слово "софист" приобрело негативный смысл.

Вот примеры некоторых софизмов, ставших классическими:

"То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов. Значит, они у тебя есть (ты рогат)";
"Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Значит, сидящий стоит";
"Я - человек. Вы не я. Значит, вы не человек";
"Лекарство для больного - это добро. Чем больше добра тем лучше. Значит чем больше ты дашь лекарства больному, тем лучше".

А вот вопросы софистского толка:

"Перестал ли ты бить свою мать?";
"Давно ли ты вышел из тюрьмы?" и т. п.

Очевидно, что любой ответ на такой вопрос вас не устроит.Ввязываясь, например, в такой спор, "спорим, что я трактор поднимал?" вы заранее обрекает себя на проигрыш ("поднимал, но не поднял" или "поднимал, но игрушечный"). Так же как отвечая на такие вопросы:

"- Знаете ли вы, о чем я хочу вас сейчас спросить?- Нет, не знаем.- Неужели вы не знаете, что лгать - нехорошо?- Знаем.- Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит вы знаете то, чего не знаете!"

Двусмысленность многих языковых выражений, скрытые утверждения в вопросах, все это позволяет софизму выглядеть убедительным для неподготовленного человека. Умение пользоваться софизмами предполагает знание основ логики.

Именно как средство защиты от софистики и лжи логика и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.

2. Законы логики.

Название закона

Символическая запись

Логическая ошибка

I. Закон тождества

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения).

Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности.

В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль.

В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание

Ошибка "подмены понятия".
Причины ошибки:
а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли
б) лингвистическая - омонимичность языка
в) психологическая - ассоциативность мышления

II.Закон непротиворечия

Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.
Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными).

Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли

В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В.

В символической логике:
¬(рΛ¬р)
читается: неверно, что р и не-р

Ошибка "противоречивости в рассуждении".
В случае ошибки допускается следствие:(pΛ¬р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"

III. Закон
исключенного третьего

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).

Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения

В классической логике: А либо не-А.

В символической логике: pv ¬p, читается: либо р, либо не-р

Ошибка "непоследовательности в рассуждении".
Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно

IV. Закон
достаточного основания

Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения

Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения"

3. Значение логики.

Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.

При изучении логики развиваются:

  1. точное мышление и ясная речь;
  2. умение убеждать и обосновывать свои идеи;
  3. умение спорить;
  4. привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что помогает нам справиться с софистикой и ложью.

Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.

Следователь – следователь прокуратуры

Конституция – закон

Общество – человек

Стихотворный размер – Стихотворный размер ямб

6. Три примера дедуктивных умозаключений:

Если день солнечный, то сосновый лес пахнет смолой.
День - солнечный.
____________________
Следовательно, сосновый лес пахнет смолой.

2. Все звезды излучают энергию

Солнце – это звезда.

_________________________________________________
Следовательно, Солнце излучает энергию.

3. Если решение суда обжаловано в апелляционном порядке, то оно еще не вступило в законную силу.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке.
_____________________________________________
Следовательно, оно еще не вступило в законную силу.