Игровые упражнения для дошколят. Примеры развивающих игр с детьми
 
» »

Игровые упражнения для дошколят. Примеры развивающих игр с детьми

29.09.2019

Примерно в возрасте одного года у детей начинается период активного роста и развития. Ваш малыш становится активным, самостоятельным - он готов изучать мир. В этой статье мы расскажем о развивающих играх, которые понравятся детям от года до двух лет.

Играем в прятки

Хорошо знакомая детская игра развивает память и зрительное восприятие и имеет множество вариаций. Начать можно с самой простой: спрячьтесь под пледом и спросите у ребёнка «Где мама?». Каждый раз, стягивая , малыш будет радоваться вашему появлению. Усложните игру, показав крохе, где еще можно спрятаться. Играть в прятки можно и с игрушками: покажите ребёнку три-четыре тайника, где можно спрятать игрушки. Когда малыш закроет глаза, положите игрушку в один из них - пусть он по очереди исследует каждый тайник. Чтобы играть было интереснее, прячьте и ищите игрушки по очереди.

Учим названия частей тела

Эта развивающая игра формирует слуховое восприятие, мышление и координацию. Помогите малышу запомнить, как называются и где находятся глаза, нос, уши, ладошки. Попробуйте вместе найти, где находятся глаза у медвежонка на иллюстрации в книжке или носик у героя в любимом анимационном фильме .

Собираем пазлы

Пазлы развивают зрительное восприятие и мышление. Возьмите две одинаковые цветные картинки (не меньше 10х10 см), одну из них разрежьте на две части, а вторую оставьте в качестве образца. Покажите малышу, как собрать из двух частей целое изображение, и сравните с неразрезанной картинкой. Чтобы усложнить игру, можно разрезать картинку на большее количество частей, не использовать образец при сборке или выбирать более детализированное изображение. Например, двухлетний ребенок справится даже с 4-5 элементами. Для игры в пазлы можно использовать или специальные приложения для телефона .

Подражаем звукам

Для развития артикуляции и слухового восприятия как можно чаще показывайте малышу, что он может сам воспроизводить звуки, которые слышит. Например, ладошки делают «хлоп-хлоп», коробка падает со звуком «бах» и так далее. Обязательно выучите голоса животных - малышу понравится изображать и узнавать зверей по звукам.

Выполняем поручения

Малыши очень любят выполнять «важные поручения». Такие игровые задания хорошо развивают слуховую память и координацию. Ребенку от года до полутора лет предлагайте однозадачные действия: отнеси папе мяч, дай маме корзинку, выброси фантик от конфеты . Ближе к двум годам можно перейти к двухзадачным действиям, например, взять у папы мяч и отнести бабушке. А затем постепенно переходить к мультизадачным действиям. Ваши эмоции и искренняя вовлеченность в детские игры - главный стимул для развития малыша. Желаем вам играть с удовольствием! Задавайте волнующие вас вопросы о развитии и воспитании детей нашему эксперту по детской психологии с помощью

Коротко остановимся на классификации развивающих игр-заданий

  1. Развивающие игры на сенсорные способности дошкольников. К ним можно отнести игры на развитие цветоощущения, зрительного и тактильного восприятия, распознавание геометрических форм и размеров, при этого довольно сложных конфигураций.
  2. Игры, развивающие мелкую моторику. Например, зарисовка и обведение фигур и разных узоров. Это можно делать, использую различные трафареты. Тут также уместно отметить развивающие игры графического характера.
  3. Задания и упражнения на развитие основных психических процессов, которым относят память, внимание. Это могут быть модификации игры «Что изменилось?».
  4. Игры, развивающие мышление ребенка. В такой серии игр у дошкольника развиваются способности к анализу, синтез, пространственное воображение, . В таких игра, как правило, закладываются на начальном этапе математические представления, развиваются такие мыслительные операции, как классификация и обобщение. Полным ходом в процессе игр, которые нацелены на придумывание разнообразных символов, формируется абстрактное мышление.
  5. Также можно отметить развивающие игры, формирующие фантазию, речь и т.д.

Развивающие игры на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид.
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

  1. У меня нарядный фартук.
  2. У меня рабочий фартук.
  3. Он белого цвета в красный горошек.
  4. А мой — темно-синего цвета.
  5. Мой украшен кружевными оборками.
  6. А мой — красной лентой.
  7. У этого фартука по бокам два кармана.
  8. А у этого — один большой на груди.
  9. На этих карманах — узор из цветов.
  10. А на этом нарисованы инструменты.
  11. В этом фартуке накрывают на стол.
  12. А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают.

Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве… (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Развивающие игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя.

Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

  1. Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
    Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
  2. К нам кукушка в огород залетела и поет.
    А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
    Ку-ку-ку!
  3. Сел петух на забор, закричал на весь двор.
    Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
    Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.

На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].

Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь.

Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет.

Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д.

Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его.

Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город».

Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.

Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Развивающие игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание: дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы.

Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх.

Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.

Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание: на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает.

Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание: поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить».

Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.

Описание: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.

Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов.

Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия: числовые карточки, фанты.

Описание: детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять.

Приведенные ниже игры могут быть использованы в качестве образца для создания десятков вариаций собственных упражнений. Главное — уловить принцип, по которому такие игры нужно строить в зависимости от цели.

РАЗВИВАЮЩИЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ

Для развития координации движений

Стоя с малышом друг напротив друга, возьмитесь за руки и попрыгайте на обеих ногах (со временем усложняйте задание: пусть ребенок прыгает без вашей помощи, на одной ножке и т.д.), затем побегайте по кругу, размахивая руками, как крыльями.

Для развития пространственной ориентации

Взрослый строит из нескольких кубиков гараж для машинки за спиной малыша. Затем разрешает тому повернуться. Малыш должен, глядя на образец, воспроизвести постройку, причем такого же цвета. Постепенно число «кирпичиков» увеличивается. Лучше использовать для этой игры крупный конструктор.

Для развития слуха

Возьмите шесть маленьких коробочек (можно использовать футляры из-под фотопленки или «киндер-сюрприза»). Наполните две коробочки рисом, две — монетками, две — оставьте пустыми. Расскажите малышу, что одна поет громкую песенку, вторая — звонкую, а третья — забыла все слова и поэтому молчит. Попросите ребенка найти парные коробочки.

Для развития обоняния

Положите в несколько небольших баночек «пахучие» продукты: чеснок, апельсин, огурец и т.п. Попросите малыша закрыть глаза и только по запаху определить, что спрятано в баночке.

Для развития вкусовых ощущений

Налейте в три бутылочки питьевую воду. В первую добавьте сахар, во вторую — соль, в третью — лимонный сок. Попросите малыша лизнуть несколько капель из каждой емкости и описать, чем они отличаются.

Для развития тактильной чувствительности

Разложите перед ребенком по два лоскутка ткани разной текстуры. Дайте ему подержать в руках один из кусочков, затем, попросив малыша закрыть глаза, его рукой погладьте поочередно остальные лоскутки, и пусть малыш на ощупь определит парный.

Для развития логического мышления

1. Налейте в тазик воды, разложите перед ним несколько предметов (прищепку, ложку, пластмассовый пузырек, теннисный мячик). Предложите малышу угадать, какие предметы утонут, а какие останутся плавать на поверхности. Проверьте его догадки опытным путем и обязательно объясните результаты эксперимента.

2. Назовите несколько слов и попросите ребенка их запомнить в любом порядке. Например, «кошка», «молоко», «мальчик», «детский сад». Подскажите малышу, что запомнить слова будет намного легче, если составить с ними предложение: «Кошка любит молоко, а мальчик ходит в детский сад».

Для развития речи

Чтобы избежать возможных проблем с произношением определенных звуков, предло-жите малышу следующие игры: сворачивать язык в трубочку, делать из него «лодочку», шевелить языком во рту по кругу, в стороны, вверх-вниз, пробовать достать им до кончика носа, надувать щеки, как хомяк, и т.д.

Для развития воображения

Незаменимое и полезное пляжное развле-чение — рисование на песке. Ну, а если до лета еще очень далеко? Тогда можно создать «пляж» с помощью обычной манной крупы. Тонкий (примерно 1 см) слой манки насыпают в неглубокую тарелку, и малыш снова может рисовать — пальцем или палочкой.

Для развития внимания

В корзину или коробку положите по два одинаковых предмета (два носка, две лож-ки, два карандаша). Достаньте один предмет, расскажите, что это, и попросите ребенка найти второй такой же.

Для развития памяти

1. Вам понадобятся 2-3 предмета, хорошо знакомых ребенку. Важно, чтобы малышу были знакомы их названия и он умел их произносить. Пусть он скажет, что перед ним. Теперь попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и спрячьте один из предметов. Пусть он ответит, что пропало.

2. Нарисуйте на листочке ряд геометрических фигур, в котором от рисунка к рисунку меняется только один признак. Используйте для начала максимально простую последовательность, например: красный квадрат, красный треугольник, синий треугольник. Попросите малыша найти отличия между фигурами.

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры » был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры ? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры , которые способствуют развитию ребенка . Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики , речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей .

Таким образом , суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь , мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр :

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей ;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно ;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры , они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми , папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр .

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести : «Сложи квадрат» , «Танграм» , «Колумбово яйцо» , игры – головоломки . Эти игры не только развивают образное мышление , но и умение создавать воображаемый образ , выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование ) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия .

Игры на комбинаторику , передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре» , «Паркеты» , «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны , действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением , выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игры подбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры ? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка . Так и с развивающими играми , такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух , зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры , песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры , как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке : посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится : грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать , что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц) .

Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам . Это третий этап освоения игры . Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется - поздновато) .

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Все виды развивающих игр помогают ребенку успешно учиться и познавать окружающий мир. Подбирая «тренировки для ума», родителям следует помнить, что их правила должны соответствовать возрасту чада. Необходимо чередовать все игры, дополняя их подвижными, настольными, сюжетно-ролевыми, спортивными элементами. Тем самым приучая ребенка к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Развитие детей через познание мира

Цель всех видов развивающих игр одна - максимально доступно объяснив малышу устройство окружающего мира, дать ему навыки, способные помочь в жизни. От того, чем занят на досуге ребенок , во многом зависит, насколько он сумеет приспособиться к окружающей действительности, какое место в ней он для себя найдет. Поэтому все развивающие игры для дошкольников должны быть разнообразными и соответствовать определенному возрасту.

Игры для развития памяти

Тренируют зрительное и слуховое восприятие, умение запоминать. Например, в игре «Чего/кого не стало?» взрослый выставляет определенное количество игрушек. Ребенок запоминает игрушки, потом отворачивается. В это время взрослый убирает одну из них и просит назвать, какой игрушки не хватает. Применяется как для малышей, так и для детей постарше, усложняя игру количеством и разнообразием предметов. Можно добавить к игрушкам книги, карандаши, машинки, мяч.

Игры на внимание

Учат наблюдательности, внимательности, сообразительности, усидчивости, умению сосредотачиваться и думать. Настольная игра «Что изменилось?» рассчитана как для маленьких, так и детей постарше. Для младших предлагаются 2 карточки: изображение дерева без листьев (зима) и с листьями (лето). Далее следует усложнение по возрасту: добавляются карточки с изображением на дереве цветов, затем плодов. Для ребят постарше на дереве появляются птицы и животные.

Логические игры

Развивают мышление, повышают умственную активность, умение рассуждать и анализировать. К примеру, в игре «Животный мир» учим ребенка выстраивать логическую цепочку. Можно использовать как карточки, игрушки, так и компьютерную игру. В игре чередуются животные: два кота, два медведя, два зайца, одна лиса. Ребенку предлагается продолжить цепочку последовательности, добавив лисе пару. Для детей постарше можно усложнить, увеличив количество игрушек и добавив геометрические фигуры. Также можно использовать набор матрешек, предложив ребенку выставить их по размеру. Собрать пирамиду, сложить пазлы.

Познавательные игры

Расширяют кругозор, любознательность, развивают интеллект, помогают ребенку получить первые необходимые знания и умения.

  • Игра «Что где растет?». Детям предложено взять карточку с изображением корзинки и собрать урожай с огорода, выбирая картинки с овощами. А в другую корзину собрать урожай из сада - фрукты . Можно разнообразить игру песенкой: «Мы ребята-молодцы, собираем огурцы и фасоль и горох. Урожай у нас неплох».
  • В игре «4 сезона» ребенку предложено одеть куклу или игрушку по временам года. Летом - летняя одежда: платье, юбка, босоножки. Осенью добавить зонтик, дождевик, резиновые сапожки. Зимой - шапка, шуба, сапоги, варежки.

В арсенале ребенка должны присутствовать все виды развивающих игр, от простых до сложных.Ведь развлекаясь, ребенок радуется, веселится, получает положительные эмоции , и самое главное - всесторонне развивается.