Аппликация как вид изобразительной деятельности. Консультация (средняя группа) на тему: Методика проведения аппликации
Жанна Казанцева
1. Развитие двигательных и познавательных способностей
2. Формирование и совершенствование мелкой моторики рук, двигательных умений и навыков в манипуляции с различными предметами (готовыми геометрическими формами)
3. Уточнение представлений детей о формах предметов, упражнение в соотношении предметных картинок с соответствующей геометрической фигурой
4. Формирование целостного образа предметов
5. Закрепление умения строить последовательный ряд по цвету, последовательному расположению в ряд элементов различной величины
6. Обучение анализу способов расположения частей, ориентируясь на образец, правильно располагать в пространстве геометрическую фигуру
7. Формирование и закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, в центре, впереди)
8. Закрепление понятия пространственная ориентация, определяя на листе бумаги: правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны
9. Знакомить детей с понятием симметрии
10. Активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круг, полукруг
11. Обучение рассказу о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планирование хода действий
12. Уточнить представление о типичных и видовьж, индивидуальньж признаках предметов
13. Научить детей правильно работать с бумагой, клеем и ножницами
14. Расширять и уточнять представления детей о живой природе. Воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам
15. Развивать эстетическое восприятие
Особенности формирования тонкой моторики детей имеющих речевую патологию и способы определения уровней ее развития.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу- это развитие точных движений, или, как их еще называют, тонкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем,насколько он управляет своими руками, причем зависимость это очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь ускоряет развитие речевого центра головного мозга и следовательно способствует умению говорить. Отмечено, что для ряда детей имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдение заданного темпа, недостаточной координации. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев руки и речью. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни используют один очень простой способ. Ребенка просят показать один пальчик, два и три пальчика («Сделай вот так!»)Дети, которым удаются изолированные движения пальцев -«говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это- «неговорящие дети», до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными полноценного развития речи добиться не удается. Для определения уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие задания: Тест №1.
Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Если кисть развита слабо, ребенок склонен ее фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего
размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов. Тест №2.
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень, развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка. Начинать тренировку пальцев и рук в целом нужно уже с шестимесячного возраста. Наиболее доступный метод массаж: поглаживание и легкое разминание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Так же полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения. Например:
«Вот дедушка»
Вот дедушка. Вот мамочка.
Вот бабушка. Вот деточка моя.
Вот папочка, Вот и вся семья
Взрослый поочередно пригибает пальчики ребенка к ладошке, а при словах «А вот и вся семья!» охватывает весь кулачок ребенка. В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста используют более сложные игры и упражнения. Они очень эмоциональные и отражают объективную реальность окружающего мира- предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. Например:
«Флажок» Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
«Бинокль» большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль»
Таким образом основная задача вышеперечисленных игр и упражнений укрепление мышц кисти руки, развитие умения управлять ее движением по показу, представлению, словесной команде.
Аппликация из готовых геометрических форм как способ развития мелкой моторики руки у детей имеющих речевую патологию.
Развитие мелкой моторики рук способствуют так же следующие занятия:
1 .Изготовление бус
2. Работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц и кнопок, крючков разной величины, а так же наиболее интересные и доступные для детей дошкольного возраста занятия по аппликации. Практически на любом занятии по аппликации от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важных психических процесса, неразрывно связанных друг с другом,- речь и мышление. Помимо этого развивается природная любознательность, внимание и память. Хорошая память формируется путем тренировок, ребенок прикладывает усилие: запомнить что-то для того, чтобы потом воспроизвести, появляется навык установления смысловых связей между объектами, как способ осмысленного запоминания, постоянно идет развитие вербальной памяти.
Простота и обработка такого вида материала, как бумага позволяет детям легко овладеть ручными умениями и навыками. Ребята приобретают целый ряд полезных умений связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способом обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и. т. д.
Наибольшую трудность для детей с речевой патологией представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Поэтому на своих занятиях я первоначально стараюсь заинтересовать детей возможностью создания несложных сюжетов, используя в работе готовую геометрическую форму круга и овала. Которую ребенок может усовершенствовать, улучшить, а затем использовать по своему желанию. Для выполнения работы дети получают не только комплект разных по цвету и размеру кругов и овалов, но и фон на котором имеется неоконченный сюжет. Дети должны при помощи своей фантазии закончить его.
Предложенные мною занятия по аппликации я рекомендую начать с чтения стихов, каждое стихотворение - это повод для беседы с детьми о явлениях природы, растениях, животных, тесной взаимосвязи человека с окружающим миром. С помощью вопросов обсуждается ситуация, описанная в стихотворении, можно придумать продолжение сюжета, занятия по аппликации с использованием готовых геометрических форм, я рекомендую проводить один раз в месяц, чередуя их с традиционными занятиями на которых дети продолжают учиться вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги. Для того, чтобы овладение новыми навыками и способами работы проходило успешно обучение детей должно проходить постепенно, опираясь на их опыт, сочетая знакомое с незнакомым. Это позволяет поднять у детей интерес к казалось бы знакомому материалу, расширить имеющиеся представления о свойствах и качествах бумаги, умение делить круг на две и четыре части, а так же складывать его в разных направлениях. Такая работа заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно комбинировать цвета и формы с учетом свойств предметов и материалов. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
«Методика проведения занятий по аппликации в младшей группе.»
На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры (круги и овалы). Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения. При выборе содержания аппликацией для младших дошкольников следует исходить из особенностей развития их мышления, учитывать его конкретно-образный характер.
Например, для ребенка круг ассоциируется с шарами, яблоками, арбузами, апельсинами. На занятиях по аппликации малыши постепенно должны научиться правильно, использовать пространство листа бумаги. Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка.
Задания формулируются примерно так: «Яблоки рассыпались», «Помидоры и огурцы в банке».
Такая постановка задачи позволяет детям свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осваивать его пространство. В дальнейшем дети учатся раскладывать и наклеивать круглые формы объеденяя их вместе в определенном порядке «Собери яблоки в корзину» и размещать и наклеивать однородные по форме предметы, сохраняя определенное направление («гусеничка», «бусы на елке»). К концу учебного года дети должны научится располагать предметы на линии земли в нижней части листа, чему способствует занятия типа «Желтые одуванчики», «Колобок катится по дорожке», таким образом при помощи интересных и доступных занятий у детей формируются умения и навыки по аппликации.



Методика проведения занятий по аппликации в средней группе.
Основная задача по аппликации в этой группе -это обучение детей правильно пользоваться ножницами, уметь преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части (круг- на полукруги, четверти, дети учатся самостоятельно по предложенным мотивам комбинировать круги и овалы разного размера и цвета. Круглые тарелочки ребята учатся украшать орнаментом из кружочков, чередуя их по цвету. Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приемах пользования ножницами при разрезании круга на две и четыре части. Варьирование круглых и полукруглых форм закрепления на занятиях на тему: «Птицы у кормушки», «Красивые цветы». К концу года дети способны на основе готовой формы создать новую. А более, развита мелкая моторика руки, позволяет ребенку такие операции, как составление узоров из мелких деталей. Итак, выполнение задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале, а так же по мере освоения дошкольниками приемов преобразования, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания.




Методика проведения аппликации в старшей группе.
В возрасте 5-5,5 лет у детей продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Их движения становятся более точными, ловкими, дети в состоянии составлять декоративные предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. Комбинируя круги разного размера и окраски, дети составляют «веселых неваляшек»Выразительность этих аппликаций достигается с помощью декоративных элементов бус, жабо, передника. Ярко можно решить образ матрешек, используя разные декоративные элементы, варьируя величину и окраску фигур «Русские матрешки». Можно сделать красивые цветы путем сочетания кругов разного размера и цвета. Так, эффектно выглядит роза или анютины глазки. Розу дети составляют из кругов красного цвета разных оттенков и размера, а анютины глазки из одинаковых по размеру кругов, но различающихся и группирующихся по цвету. К уже известным приемам работы добавляют новые усложненные задания, так при помощи небольших надрезов по внешней стороне круга дети придают пушистый вид животным и птицам «Львенок» «Аист на крыше». Такие задания развивают у детей эстетические чувства, а сам процесс создания нового захватывает детей, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружении жизни. Таким образом в игровой для детей форме продолжается укрепление мышц кисти руки.




Методика проведения занятий по аппликации в подготовительной группе
В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, оттенки цветов спектра, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно следить за тем, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Дети должны научиться целенаправленно, преобразовывать круг, используя разную технику вырезания: надрезы, спиральки исходя из особенностей строения и фактуры изображаемых предметов. Свободное владение разными приемами и способами обработки круга и овала, умелое сочетание цветов и форм позволяют детям широко и творчески передавать в аппликациях различное содержание предметного сюжетно-тематического и декоративного характера. В подготовительной группе дети владеют достаточным объемом умений и навыков для создания объемной аппликации, элементы которой можно использовать на занятиях по конструированию из бумаги. У детей развивается самостоятельность, организованность и дисциплинированность. Они начинают осознавать себя на пороге новой школьной жизни. Занятия по аппликации дают предпосылку для формирования новых движений, особенно таких сложных, как письмо.




Итоговая работа
Введение
Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка.
Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире.
Аппликация, как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.
Занятия аппликацией способствуют развитию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, развивает пространственное восприятие, точные движения руки и мелкую моторику пальцев.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Специфика организации занятий по аппликации
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.
К занятиям должны быть тщательно подготовлены формы. Геометрические формы должны точно соответствовать друг другу по размерам, что дает возможность составить из них единый узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне квадрата или ромба и т. д.).
Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.
Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.
Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.
При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте.
Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.
Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.
Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.
Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.
Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.
Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной. Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.
Методика проведения занятий по аппликации
Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией
Вторая младшая группа.
Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.
В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара. В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.
При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.
Старшая группа.
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
Подготовительная группа.
Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.
При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.
Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).
Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).
В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей - это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.
Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.
Заключение
Основные задачи обучения аппликации следующие:
различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
составлять изображение предмета из отдельных частей;
располагать предметы в сюжетной аппликации.
Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.
Список литературы
1. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. – 244 с.
2. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. [Электронный ресурс]
В. Б. Косминская и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977 г. Аппликация
Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/izo/teoria11.html
Методика проведения аппликации в средней группе
Занятия по аппликации с детьми пятого года жизни проводятся 1 раз в две недели, что составляет 19 занятий в год.
Основное внимание при прохождении программного материала должно быть направлено на постепенное овладение детьми техникой работы ножницами. Однако овладение приемами вырезывания не должно стать самоцелью: умение вырезывать нужно для того, чтобы изобразить задуманное. Воспитатель направляет внимание детей на изобразительные стороны аппликаций. В этой группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и форм.
Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания - процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но они должны быть для детей интересными и доступными.
В начале учебного года, после лета, нужно вспомнить усвоенные ранее приемы работы. Поэтому одно из первых занятий можно проводить на основе использования готовых форм. Затем вводятся ножницы. Поскольку внимание детей сосредоточено на том, как правильно держать их и как ими пользоваться, то качество работы становится хуже, чем в предыдущей группе, где дети получали готовые формы. Дети не сразу усваивают приемы правильного пользования ножницами, потому важно обучать их умению резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез.
Каждое занятие должно звучать для детей иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети делают билеты и чеки для игры в «магазин». Связь с игрой повышает интерес к работе. Чтобы избежать однообразия и монотонности в последующих занятиях, когда дети режут бумагу по прямой линии, можно использовать в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие популярные темы, как лесенка, забор, скамеечка, ворота, можно сделать более интересными, если дать для выполнения аппликации готовые силуэты. Тогда по лесенке будет карабкаться мишка, на скамеечке сидеть кошка, на заборе кукарекать петушок, А под воротами проезжать машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, сделать елочку, снежинку. После одного-двух таких занятий, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей: предложить из нарезанных детьми цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и др.).
На последующих занятиях детей нужно обучать делать косые срезы у прямоугольников, разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок), получая трапеции и треугольники. Дети могут аппликационно изобразить дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Квадратами и треугольниками они украшают полосу - шарфик, полотенце, квадрат - ковер, салфетка, открытка; круг - тарелочка. Для выполнения декоративных работ детям предлагаются небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев.
Наиболее трудным является обучение детей приемам вырезывания округлых форм - кругов и овалов. Отбирая предметные изображения, нужно учитывать посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку.
В течение учебного года следует иногда предлагать детям несложные сюжетные композиции: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.
На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно: они могут сделать большой аппликационный ковер, витрину магазина с разными овощами и фруктами, изобразить самолеты в воздухе.
Кроме того, в средней группе детям предоставляется возможность выполнять аппликации по своему желанию: сделать открытку для мамы, вырезать любимую игрушку, украсить несложным узором готовый силуэт (фартучек, варежку, шапочку), просто вырезать и наклеить, кто что хочет. Главное внимание в средней группе нужно уделить уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движения руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности.
Методы обучения, применяемые на занятиях, тесно связаны не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как детьми усвоено ранее.
Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения. (Из большой бумажной заготовки, вырезают большую часть, из меньшей - маленькую).
Когда дети выполняют на занятиях декоративные работы или однотипные предметные изображения и нужно показать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, целесообразно использование вариантных образцов, например, можно показать, какие разные предметные изображения могут получиться из различных по цвету, величине и расположению элементов: елочные бусы, забавная игрушка, погремушка. Или дети увидят, как одними и теми же элементами можно по-разному украсить какой-нибудь предмет (например, квадратная салфетка украшена узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине).
В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используется показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). На первых занятиях воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель должен показать, что сначала нужно раскрыть лезвия, левой рукой вложить узкую полосу бумаги, нажать на кольца ножниц - и получится полосочка, прямоугольник. При разрезании широких полос бумаги необходимо показать приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге - ножницы «шагают». В провесе обучения детей приемам вырезывания округлых форм следует направить их внимание на то, что у квадрата, прямоугольника нужно срезать только самый уголок (чтобы он отпал), слегка поворачивая бумагу в руке. Этот прием - один из самых трудных для детей, поэтому, сначала нужно давать для упражнений простую бумагу, а уже потом цветную. Когда требуется применение уже знакомых приемов вырезывания той или иной формы, целесообразно вызывать отдельных детей, которые могут показать всем способ вырезывания. Это повышает заинтересованность детей, чувство ответственности за качество работы.
Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал...» Но более эффективным является использование вопроса о том, из какой бумажной заготовки и как можно вырезать овал. Подумав, дети отвечают, что эту форму нужно вырезать из прямоугольника, обрезав углы. Воспитатель уточняет, что уголки срезают, закругляя их.
Дети должны понять, что овладение техникой вырезывания - залог успеха получения интересных и разнообразных аппликационных изображений. Способы составления наиболее трудных изображений можно демонстрировать на фланелеграфе и на доске при помощи легкого смазывания форм. При этом следует развивать у детей способность активно мыслить, находить правильное решение, опираясь на прежний опыт.
В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. Воспитатель следит, как дети держат ножницы, как их раскрывают, у кого возникли трудности. Иногда можно предлагать сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Это помогает осмысленно подходить к приемам вырезывания.
В процессе занятия разнообразные методы и приемы применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова воспитателя, который, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед детьми вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать ту или иную форму и какими приемами. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.). При создании аппликаций вариативного характера нужно использовать советы, которые бы стимулировали активность и самостоятельность детей. Так как работа с ножницами сложная, большая роль должна отводиться индивидуальному обучению. Но, работая с одним ребенком, нужно постоянно видеть всю группу (показывая ребенку, способы вырезывания, следует использовать простую бумагу, предназначенную для упражнений). Воспитатель напоминает детям порядок работы, обращает внимание на качество вырезывания и наклеивания, отрабатывает с отдельными детьми плохо усвоенное, побуждает добиваться большей изобразительности и выразительности в аппликации.
Анализировать детские работы нужно при самом активном участии детей. Воспитатель должен ставить вопросы детям так, чтобы они могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок. Например, дети рассматривают свои аппликации на тему «Колобок катится по лесной дорожке». Воспитатель отмечает, что не все колобки получились круглыми, и спрашивает почему. Отвечая, дети еще раз уточняют способы вырезывания круглой формы. Важно обращать внимание и на выразительность образа: спросить, у кого колобок веселый, добрый или грустный и как это получилось (например, дети замечают, что у веселого колобка большой рот, а глаза маленькие, поэтому кажется, что он смеется).
"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.