Троепольский биография. Персоналии
 
» »

Троепольский биография. Персоналии

05.11.2019

БЕРНШТЕЙН Николай Александрович (1896–1966) – русский и советский ученый, создатель нового направления в науке, которое он назвал «физиологией активности».

Н. А. Бернштейн впервые посмотрел на естественные движения человека с точки зрения их управляемости. Для него было очевидно, что сама по себе мышечная сила – это одно, а способность ею управлять – совершенно другое. «Всадник» – управление – оказался и более сложной и более важной проблемой, нежели «конь» – источник рабочей энергии.

Широкий кругозор, дружба с техникой и математикой (параллельно с медицинским Н. А. Бернштейн получил и математическое образование) позволили учёному провести глубокие аналогии между бурно развивавшейся в то время технической теорией автоматики и физиологическими процессами. Он писал: «Общий с регуляторами-автоматами принцип заключается в том, что то или иное действие исполнительного органа, например, сокращение мышц артериальной стенки по импульсу из центра, не является концом процесса: результат совершившегося действия немедленно воспринимается датчиком-рецептором и сообщается им по обратной связи в центр. Если исполнительный орган сработал в смысле регуляции неправильно, недостаточно или же чрезмерно, то сигнал с рецептора по обратной связи немедленно побудит центр соответственно усилить или умерить свою импульсацию. С новым нарушением процесс выравнивания возобновится. В физиологии всё ярче обнаруживается большая универсальность такой кольцевой схемы регуляции с помощью обратной связи».

Дальнейшие исследования привели Н. А. Бернштейна к гипотезе, что для построения движений различной сложности «команды» отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.

Многочисленные наблюдения и эксперименты полностью подтвердили эту гипотезу.

Результаты исследований Н. А. Бернштейна, его труды по биомеханике имеют огромное практическое значение для спортивного тренера и спортсмена, для музыкального педагога и музыканта-исполнителя, для балетмейстера и артиста балета, для режиссера и актера, для всех тех профессий, для которых важно точное по результатам движение.

Труды Бернштейна важны и для врача, занимающегося формированием двигательных функций у больного, у которого они нарушены поражением нервной системы или двигательного аппарата (в частности при протезировании).

На сегодняшний день наиболее полное и продуктивное практическое использование идей Н. А. Бернштейна мы видим у Моше Фельденкрайза, физика и дзюдоиста, создателя своего метода переобучения движению и функциональной интеграции. Приходится признать, что для большинства профессиональных педагогов и тренеров труды Н. А. Бернштейна остались только теорией, не имеющей практического смысла. Некоторые, самые талантливые и опытные, иногда приходят к тем же принципам самостоятельно, что, с одной стороны, лишний раз подтверждает правильность и ценность теории, а с другой – говорит о тугости, с которой эта теория проникает в жизнь.

Основные работы:

  • Общая биомеханика. Москва, изд-во ВЦСПС, 1926.
  • Техника изучения движений. Москва, изд-во «Стандартизация и рационализация», 1934.
  • Проблемы взаимоотношений координации и локализации. Архив биологических наук, т. XXXVIII, вып. I, 1935.
  • Сборник «Исследования по биодинамике локомоций (ходьба взрослого нормального мужчины)». Москва, Медгиз, 1935.
  • Некоторые данные по биодинамике бега выдающихся мастеров:
  • 1. Опорная динамика бега. Журнал «Теория и практика физической культуры», 1937, вып. 3.
  • 2. Динамика ноги при беге. Там же, вып. 4, 1937.
  • К вопросу о природе и динамике координационной функции. Ученые записки МГУ, вып. 90, «Движение и деятельность», 1943.
  • О построении движений. Москва, Медгиз, 1946. (удостоена Государственной премии).
  • К вопросу о расчете беговых дорожек. Журнал «Теория и практика физической культуры», 1946, вып. 10.
  • Биодинамика стартовых движений. Журнал «Теория и практика физической культуры», 1947, вып. 8.
  • Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов. Журнал «Вопросы психологии», 1957, вып. 6.
  • Очередные проблемы физиологии активности. Сборник «Проблемы кибернетики», вып. 6, 1961.
  • Пути развития физиологии и связанные с ними задачи кибернетики. Сборник «Биологические аспекты кибернетики». АН СССР, 1962.
  • На путях к биологии активности. Журнал «Вопросы философии», 1965, вып. 10.
  • Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Москва, «Медицина», 1966 (посмертно).
  • О ловкости и ее развитии. Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1991 (посмертно).

    - [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок… … Большая советская энциклопедия

    - (1905 95) русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953); в повести В камышах (1963) поэтизируется земледельческий труд, природа; проникновенная драматическая повесть о сострадании и жестокости в современной… … Большой Энциклопедический словарь

    Троепольский Гавриил Николаевич - (1905 1995), русский писатель. Цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953); в повести «В камышах» (1963) поэтизируются земледельческий труд, природа; в повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975) о… … Энциклопедический словарь

    ТРОЕПОЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич - (р. 1905), русский советский писатель. Ром. «Чернозем» (кн. 1—2, 1958—61). Пов. «Кандидат наук» (1958), «В камышах» (1963), «Белый Бим Черное ухо» (1971; Гос. пр. СССР, 1975). Цикл сатирич. рассказов «Из записок агронома» (1953). Пьесы … Литературный энциклопедический словарь

    Троепольский, Гавриил Николаевич - Род. 1905, ум. 1995. Писатель. Произведения: "Из записок агронома" (сатирические рассказы, 1953), "В камышах" (повесть, 1963), "Белый Бим Черное ухо" (1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1975) … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Гавриил Николаевич - … Википедия

    Гавриил Николаевич Троепольский - … Википедия

    Троепольский - Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Троепольский Г.Н. Биография. - Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… …

    Троепольский Г.Н. - Троепольский Г.Н. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Троепольский Г.Н. Биография. Белый Бим Черное Ухо, 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо оптимистической повести о собаке я иногда… … Сводная энциклопедия афоризмов

Диалог с другом:
- А я недавно закончила о "Титанике" читать, и знаешь было такое, что прям глаза на мокром месте...
Друг даже не поднимая головы, спокойным таким голосом:
- Ой, то ты еще про Бима не читала
И я:
- На выходных читалааааааааааа......

Это я к чему? А к тому, что история Бима прошла как-то мимо меня. Я не читала книгу, не видела фильм, но этот день все таки настал.

Сказать, что меня тронуло, ничего не сказать. Я и правда плакала, сидела как дуреха и плакала. И при этом я понимаю, что подобные истории почти всегда вызывают подобные чувства и что многое утрировано, но ничего с собой поделать не смогла.

Это история об одном из вернейших спутников человека - собаке. Я соглашусь со многими, что вот коты это более независимые и несколько эгоистичные животные, а собаки - они преданные и очень жертвенные. Бим оказался именно таким. Интересно было читать, как они с хозяином притирались друг к другу, учились общаться и понимать друг друга, а главное, как они смогли стать семьей. Бим и Иван Иванович и правда были на равных. Казалось бы человек - хозяин, но нет, лично я считаю, что он был поводырем и подсказчиком. И это важно. Важно помнить, что мы разные, что мы говорим на разных языках, а от того, что нужно чувствовать, и пытаться понимать.

Эта история очень многому учит. Вроде бы все так просто, но на сколько же сильно! И кажется, что актуальность поднятых вопросов не пройдет никогда. Каждая новая глава - надрыв, каждый персонаж - личность. И здесь жизнь именно такая, какая она есть - с добрыми людьми и не очень, с честными и наоборот, с милосердными и озлобленными на весь мир...

Казалось бы, не отпусти Степановна Бима гулять, то ничего бы и не случилось. Или не встреть Бим того или иного персонажа.... Сколько всего могло быть иначе. Но жизнь такая, что в ней возможно все, и не всегда хорошее, как и не всегда и плохое.

Одно хочу сказать в конце - если есть желание завести животное, это нужно делать очень осознанно. Они не игрушки, которыми можно поиграться и запихнуть под диван. Милые щеночки и котеночки вырастают. Ласковые шиншиллки грызут провода. А щебечущие попугайчики просыпаются рано и не дают спать. Так бывает, но если человек решается, он должен учесть это все, а потом не бить зверя от того, что он натворил беды, а пытаться понять почему и как избежать подобного в будущем. С детьми проще, со временем они перестают злиться от того, что их речь не понимают, ведь они с нами начинают говорить на равных. Звери же всегда будут говорить на своем языке, и если мы ищем среди них друзей, то стоит перестать злиться от непонимания, а создать совместный язык.

Гавриил Николаевич Троепольский был членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 года. - С П РСФСР).

Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы. За свою повесть о сеттере Биме он в середине 70-х стал лауреатом государственной премии.

Гавриил Троепольский стал символом духовного укрепления и духовного обогащения для всех, кто ценит его как писателя.

Из биографии Г. Н. Троепольского:

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, ныне Воронежская область в семье сельского священника Николая Семёновича Троепольского.

В семье родителей Троепольского было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд, высоко ценили знания, книги.

В 1924 г. будущий писатель Гавриил Троепольский закончил в Алёшках Терновского района лучший в России сельхозтехникум, построенный архитектором Иосифом Суховым (его дочь Валентина стала женой будущего агронома и писателя).

Сначала Троепольский работал в избе-читальне «избачом» - так называли его односельчане, потом молодой человек был сельским учителем в этом селе, затем в Путилине и Махровке.

Отец Г. Троепольского, Николай Семёнович, был очень грамотным, умным человеком. В своём приходе и доме для прихожан он устраивал коллективное чтение Евангелия, обучал грамоте, музыке. И это в Борисоглебском ОГПУ ему было поставлено в вину! Но чем же ещё мог заниматься благочинный?! 31 июля 1931 года дело под № 111 было рассмотрено на заседании ОГПУ. Девять человек, в их числе и оговоривший отца Николая, были приговорены к высшей мере наказания.

К тому времени Гавриил Троепольский весной 1931 года, имея диплом агронома-селекционера, получил должность младшего научного сотрудника, а затем – заведующего Алёшковским опорным пунктом областной Воронежской о опытной станции.

В 1936 году молодого агронома-селекционера переводят в Острогожск. Здесь он заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937 года до января 1954 года – заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в селе Гнилое. Здесь же он вёл и селекцию проса, сорта: «Острогожское – 1» и «Острогожское – 9» были районированы в центрально-чернозёмной зоне. «Я своим сортом проса «Острогожское – 1» горжусь никак ни меньше, чем «Белым Бимом», - говорил Гавриил Николаевич.

Современники Гавриила Николаевича отмечают, что он был требовательным к себе, своим рабочим, бездельников не жаловал, приветствовал трудолюбивых, ответственных людей, скидок на возраст не делал. Вместе с колхозниками, их детьми заведующий ГСУ сажает две лесополосы: кленовую и параллельно ей – дубовую. Эти лесополосы радуют наш глаз и сегодня, защищают поля от суховеев. Клён ясеневидный до тех времён в нашей местности не рос – был диковинкой. Всем хотелось посадить такой саженец у своего дома, но Гавриил Николаевич не давал растения никому. Люди ухитрялись уносить молодой клён домой, и сейчас вспоминают об этом с неловкостью – стыдно ведь – и с радостью – добрая память о своём замечательном земляке.

Все люди, знавшие нашего Троепольского, отмечают, что на первом месте для него были духовные ценности: чистота души, порядочность, добросовестное отношение ко всему, с чем ты имеешь дело, и абсолютное безразличие к ценностям материальным. Гавриил Николаевич отказался от авторства в фильме Ростоцкого по своей книге «Белый Бим Черное Ухо». Он не согласился с некоторыми изменениями в тексте сценария. А отказ от авторства и появление в титрах «по мотивам» означало отказ от Ленинской премии. Но это для Троепольского было не главным.

Скончался Г. Н. Троепольский в 1995 году, 30 июня, прожив почти 90 лет. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество писателя Г. Троепольского:

«Это не я сочинил, это жизнь сочинила…» - эта фраза можно считать эпиграфом к творчеству Гавриила Троепольского.

Первый рассказ Троепольского, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года.

Гавриил Троепольский обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы.

Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина.

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение « «Прохор XVII и другие» из цикла «Записки агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На первый взгляд – это весёлые, забавные рассказы, а если вдуматься – сатира, но какая-то особенная, мягкая, чем-то похожая на сатиру Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Писатель показал читателям реальных людей деревни «в живой пестроте характеров, нравов, причуд», выставив напоказ тех, кто мешал народному делу. Сатира Троепольского – прямая или скрытая насмешка над бездельем, над невежеством, напускной серьёзностью. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». С того момента Троепольский посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж.

Повесть «В камышах» появляется в 1963 году. «В камышах» происходит олицетворение природы, писатель ее «очеловечил». А речка Тихая Ольха – это же река Тихая Сосна с «нежной свадьбой серых цапель», с жучками-вертячками с их поразительными глазами и самостоятельными цыплятами болотной курочки. «Здесь ничего не стараешься запомнить, но ничего и никогда не забываешь», - говорит главный герой Перегудов, который 40 лет охотится на этой речке, а по-прежнему чувствует себя учеником, новичком.

Троепольский выступал и как публицист. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем», написанный в 1965 году, и поныне сохраняет свою актуальность. Здесь он утверждает, что народ – хозяин земли, рек и лесов, во всех делах человека действует «закон многообразия», «однообразие методов, приёмов и рецептов» губительно для умных и благодатно для «сильно неумных». Эта статья не потеряет своей актуальности ещё не один век.

Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». «Здравый смысл» появляется в 1975 году.

С 1976 по 1987 год Гавриил Троепольский входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник».

Истинную огромную популярность Г. Н. Троепольскому принесла повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971 год) – прототипами Бима стали его любимые собаки, подобранные на улице, Бим-1 и Бим-2. Книга открыла миру писателя, знающего, как любить и беречь друзей, «как не продавать свободу за чечевичную похлёбку», как прямо смотреть друг другу в глаза. Эта повесть о скитании собаки, попавшей в беду, о короткой счастливой жизни с Другом и горестной разлуке с ним потрясла меня, моих одноклассников и, как выяснилось, так же реагировали и люди старшего поколения. Сам автор об этом произведении сказал так: «… хотел, чтобы ужаснулся читатель, что есть люди без души. Моя повесть, в сущности, не о собаке, а о нас с вами, о людях. Насколько мы человечны». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира.

Не многим героям художественных произведений поставлены памятники, а Биму возле Театра кукол в Воронеже памятник установили. Значит, живут Бим и его автор в душах людей. Трогательная скульптура преданной собаки мало кого может оставить равнодушным, и дети и взрослые считают доброй приметой погладить преданного четвероногого друга. От прикосновений тысяч рук, голова и бронзовое ухо отполированы до блеска и заметны издалека.

Троепольский был и поэтом. Свои стихи он не публиковал и сборник «С болью и надеждой» решился составить только в конце жизни. В своих ранних стихах Троепольский выражает минутное отчаяние из-за того, что его отцом заинтересовалось ОГПУ, он теперь …каким-то сыном наречён, Как будто с рожденья отметину вынес И в чём-то позорном теперь уличён. («Юность морозная», 1928 год) В поэзии Гавриила Николаевича мы чувствуем любовь к природе: «Как я… родного селенья молчанье люблю» (« Юность морозная», 1928 год); любовь к матери: «Мне не забыть далёкого селенья, … Где ты меня держала на коленях…» («На могиле матери»,19 ноября 1943 года); почтение к творчеству своих земляков – Кольцова и Никитина, здесь же – боль за свой народ: …Боль и у сокола – «крылья-то связаны»… Сколько же горя ещё не досказано! («У могил И. Никитина и А. Кольцова», 1969 год) Но внутренняя сила писателя, поэта, гражданина своей родины спасала его, давала надежду, он выстоит и в 1987 году напишет: Я деревом жизнь-то хотел бы дожить, Без страха пред тучей и градом. («Дожить бы», 1987 год)

Слова Г.Н. Троепольского о себе: «Каждый человек должен пахать свою борозду… Я лемех в многокорпусном плуге». Жизнь великого человека не кончилась, она продолжается. Он живёт среди нас в своих героях, сюжетах. Жизнь Г. Н. Троепольского «длится дольше века» и продлится ещё много веков, ибо вопросы человеческой души, чести и совести вечны. Пусть «нет его, но дух добра остался».

Мифы и слухи о Г. Н. Троепольском:

Домыслов и мифов, связанных с именем Троепольского много. Достоверные же факты, достойные внимания, долгое время не были всеобщим достоянием.

1. Были слухи о том, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

2. Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай рассказывал писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более – давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

3.Говорили, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того – книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который действительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

4.Поговаривали, что у Гавриила Николаевича были натянутые отношения с Солженицыным. Троепольский принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию. И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья – «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог этого Солженицыну простить.

У писателя в планах было написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени. Но эта книга так и осталась недописанной. Книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

Великая Отечественная война в жизни Г. Н. Троепольского:

«Когда в 1942 году фашисты бомбили Острогожск, - вспоминает Копылова Ольга Павловна (1933 г. р.), - огонь и дым были видны даже в селе Гнилом. От свиста и взрывов бомб дрожала земля, закладывало уши. В это время семья начинающего писателя живёт в Острогожске. Оставаться там смертельно опасно. Гавриил Николаевич ехать за женой и детьми (их уже двое) не может: надо спрятать семенной фонд, результаты опытов. Помочь ему вызвался мой дедушка, Землянский Тимофей Васильевич (1860 – 1948 гг.) – он работал сторожем на ГСУ. С дедушкой поехала Мусатова Мария Даниловна (1925 - …). Через реку Тихая Сосна, слободу Пески под пулями, снарядами и перекрёстным огнём они приехали к дому агронома. Дедушка дал команду Троепольским срочно собираться, сам распряг лошадь. Раздался взрыв, от дома ничего не осталось. Лошадь откинуло на несколько метров от телеги, ранило. Ранило и деда, но спасатели сумели перевезти семью в село. До окончания войны Троепольские живут в здании сортоучастка. Уже весной 1943 года все поля и опытные делянки были засеяны зерновыми культурами – сумел-таки он сохранить государственный семенной фонд».

Был спасен Г.Н. Троепольским Мусатов Григорий Мефодьевич: «Отец строил переправу через реку Тихая Сосна в районе Ольшана. В тот момент, когда Коротояк заняли фашисты, эта переправа потеряла смысл, и строительство прекратили. Отец пошёл домой, а о том, что родное село занято оккупантами, он не знал. Тут его и схватили фашисты. Человека в военной форме приговорили к расстрелу, около церкви заставили копать себе могилу. Односельчане предали моей матери страшную весть. Мой дед, Мусатов Мефодий Поликарпович, побежал просить помощи у Троепольского, и он помог: о чём-то долго беседовал с фашистами, те приказали отцу снять военную форму и отпустили домой». Вообще жители села Гнилое относят отсутствие кровопролитий в их местности за счет дипломатических способностей агронома-селекционера.

Помогал Гавриил Николаевич и бежавшим военнопленным, строившим железную дорогу на Россошь. Ольге Павловне и Анне Никифоровне известно о троих солдатах, бежавших из концлагеря на хуторе Сибирский. Их Гавриил Николаевич прятал в поле, носил еду, одежду, своей не хватало – брал у друга Землянского Тимофея Васильевича. Когда мужчины окрепли, сумел переправить их через линию фронта в сторону Евдаково.

Как стало впоследствии известно, Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки.

Интересные факты о Г. Троепольском:

* Творчество Троепольского не осталось не замеченным народом, а также было отмечено Государственной премией СССР (1975 год). Также писатель был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

* Книги писателя переведены на 52 языка.

*В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

* Он стал лауреатом многочисленных премий, являлся Почетным доктором наук ВГУ и Почетным гражданином города Острогожск и города Воронеж.

* Уже после смерти Троепольского в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.

*По книге «Белый Бим Черное Ухо» и по сценарию «Земля и люди» сняты фильмы.

*Имея диплом агронома-селекционера, Троепольский занимался селекцией проса. Он вывел 8 сортов этой культуры.

*В военное время люди готовили еду, используя сорт проса, выведенный Троепольским.

* Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

* Его имя носит и одна из библиотек города Воронежа.