Лабораторная работа по физике сила тока. Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение сил тока в её различных участках"
 
» »

Лабораторная работа по физике сила тока. Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение сил тока в её различных участках"

30.10.2019

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс -- это необходимый шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе:

Формирование общих представлений школьников об ин формационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различно го вида, в том числе с помощью компьютера.

Формирование умения строить простейшие информацион ные модели и использовать их при решении учебных и практи ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред метов.

Формирование системно-информационной картины мира(мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб ном процессе.

Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эста фет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала, а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере и освоение практических навыков.

Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова) предлагает следующее поурочное планирование для второго класса:

Таблица 1. - Содержание темы

Тема и ее основное содержание

Виды информации. Человек и компьютер.

§1. Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши нос язык, кожа)

® (или Ф) © ® ® ® © ®

§2. В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации

® (или ®) © а ® © © ®

§3. Какая бывает информация : звуковая, зрительная, вкусовая, осязательная, обонятельная информация; примеры

® (или ®) © ® ® © © ®

§4. Источники информации : природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и др.) и искусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.)

® (или ®) © ® ® © © ®

§5. Приемники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на примерах)

® (или ®) © ® ® ® ® ®

§6. Радио и телефон: радио и телефон как устройство передачи информации; телефон - средство связи и общения

® (или ®) © ® ® ® © ®

§7. Компьютер : человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные, и компьютер - как помощники при работе с информации, например, с текстовой и графической.

® (или ®) © ® ® © © ®

Повторение, работа со словарем и тестирование

© ® © или ©

Кодирование информации

§8. Носители информации : звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу

© ® © или ©

§9.Кодирование информации : звуковое кодирование, рисуночное кодирование, буквенное кодирование и иероглифы

© ® © или ©

§10. Алфавит и кодирование : греческий и латинские алфавиты как основа алфавитного письма

® (или ®) © © ® © © ®

§11. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование

® (или ®) © ® ® © ® ®

§12. Письменные источники информации : папирусы, свитки, книги, архивы

© (или ®) © ® ® © © ®

§13. Разговорный и компьютерные языки : люди разговаривают на естественном языке, человеком созданы искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах: компьютерный алфавит

® (или ©) © ® ® ® © ®

§14. Текстовая информация : древние тексты, современные тексты (на примерах)

® (или ®) © © ® ® © ®

© ® © или ®

§15. Числовая информация : способы счета предметов в древности, числовая информация - это форма представления информации и способ кодирования информации

® (или ®) © © ® © © ®

§16. Время и числовая информация : число как способ информации о времени, дара, календарь, текущая дата.

® (или ®) © ® ®

§17. Число и кодирование информации : число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию

® (или ©) © ® ®

§18. Код из двух знаков : звуковое двоичное кодирование информации, письменное кодирование

® (или ®) © ® ® © © ®

§19. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

® (или ®) © ® ® © © ®

§20. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенность

© ® © или ©

Повторение, работа со словарем, тестирование.

© ® © или ®

§21. Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди

® (или ®) © ® ® © © ®

§22. Текст и его смысл : слово - это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова; шрифт

® (или ®) © ® ® © © ®

§23. Передача текстов: почта, средства доставки писем, электронная почта

© ® © или ©

§24. Компьютер и обработка текстов : текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст

© ® © или ®

Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа

® (или ®) © ® ® © © ®

Повторение пройденного за год

© ® © или ®

ф -- чтение текста;

® -- выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

® -- наблюдение за объектом изучения (компьютером);

© -- компьютерный практикум (работа с электронным по собием);

© --работа со словарем;

© --контрольный опрос, контрольная письменная работа;

® --итоговое тестирование;

® --эвристическая беседа;

® --разбор домашнего задания;

® --физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

* развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различны ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий ипредставлений о компьютере.

Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в раз личных видах и формах на различных носителях информации.


Информатика в начальной школе

Н.В. Матвеева,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), член Федерального экспертного совета Минобразования

Информатика в начальной школе – это особый предмет, который уже стал скорее нормой, чем исключением.

Однако, до сих пор остается неразрешенными немало проблем, которые волнуют многих. Коротко перечислим некоторые из них.

1 проблема. Что такое «информатическое образование»? Если опираться на мнение А.Я.Фридланда (которое я полностью разделяю), опубликованное в его монографии и защищенное в виде докторской диссертации, то информатическое образование касается изучения только технических средств сбора, хранения, передачи и обработки информации. Если процесс информационный, то информационная система должна обязательно включать людей, удовлетворять их информационные потребности. Означенная понятийная проблема не решена до сих пор и требует скорейшего решения.

2 проблема. Что должны изучать младшие школьники на уроках информатики в начальной школе? Решать развивающие задачи и развивать мышление? Какое? Алгоритмическое, системное, творческое, информационное, информатическое? Это следовало бы, наконец-то определить и закрепить в Стандарте, чтобы учитель начальной школы или учитель информатики, который преподает в начальной школе, не метался по множеству несовместимых по своей сути авторских концепций обучения информатике. Каждая из существующих концепций обладает теми или иными достоинствами и недостатками, и школа на свой страх и риск выбирает одну из них в начальной школе, после чего в средней школе начинаются нестыковки с рекомендуемыми учебниками и учебными пособиями.

3 проблема. Введение разных компонентов (федеральный, региональный и школьный) – это мудрстование лукавое, игра в кошки-мышки, где государство – кошка, а родители, учителя и дети – мышки. Хотите – пожалуйста, но финансируйте сами и отвечайте за все сами, а если что – сами виноваты, мы вас об этом не просили. Хорошо получится – видите, какие мы демократичные – мы вам все разрешаем. Каждая школа знает, чего стоит организовать обучение информатике в начальной школе за счет регионального и школьного компонентов. Федеральный компонент – это та часть образовательного процесса в начальной школе, за который несет ответственность государство, то есть государство в обязательном порядке обеспечивает финансово, содержательно, методически, кадрово и материально. Региональный компонент – это та часть образовательного процесса, за который ответственность на себя берет регион. Но при этом федеральный компонент обязателен, а региональный, и, тем более школьный, – это если останется время и силы у ребенка, так как есть всякие ограничения санитарного характера (число часов в неделю и пр.). Государство должно взять на себя ответственность и не перекладывать ее на чужие плечи. Для этого необходимо сделать ряд важных организационных шагов государственного масштаба, но для этого необходимо определенное понимание: что есть информатика в начальной школе, кто ее должен преподавать (специалист по информатике или учитель начальной школы), сколько компьютеров должно быть на уроке информатике в начальной школе – каждому один или один на всех? Если бы государство (в лице РАО, Думы, Правительства и Минобразования) знали бы ответ на эти вопросы, то не было бы необходимости устраивать «свистопляску» на тему об очевидном – информатика в начальной школе необходима, возможно, в виде интеграции в некоторые имеющиеся дисциплины.

4 проблема. Содержание информатики в начальной школе.

В свое время в Москве (лет 7 назад) состоялась международная конференция по обучению информатике в начальной школе. В частности, говорилось о том, что начальное образование – это на 80-90% обучение информатике, но в неявной форме. Начальная школа только тем и занимается, что учит кодировать, декодировать, представлять информацию на разных носителях в разных видах и формах и т.д. Но учитель начальной школы этого «не знает», то есть, не использует специфических для данной области знаний терминов (источник информации, приемник, носитель информации, канал связи и так далее). В ходе изучения информатики младшие школьники целенаправленно осваивают различные приемы и способы работы с информацией. То есть, реализуя информационные процессы разного рода, современный ребенок, если у него нет урока информатики, вне школы знакомится с понятиями информатики и, как правило, думает, что информатика – это «что-то про компьютер». Это в корне неправильное положение вещей. В начальной школе должен быть урок, где дети целенаправленно учатся работать с информацией по соответствующим программам и методикам, называя вещи своими именами. Освоение способов работы с информацией – это сложный и продолжительный путь, который младший школьник осуществляет на всех уроках в начальной школе, но на уроке информатики он узнает, что когда он пишет – он кодирует информацию, когда читает – декодирует, что существуют разные способы кодирования и многое другое. Все это имеет непосредственное отношение к формированию учебных умений – главной задаче начальной школы.

Уже в начальной школе ученик должен усвоить этапы работы с информацией и определенные правила информационной деятельности, что и происходит в процессе обучения информатике в начальной школе практически на каждом уроке.

Информатика в начальной школе – это не сухой и скучный курс про компьютеры и информационные технологии. Это курс про живое слово, проявляющее себя в устной речи и которое может быть отражено в письменной речи – на бумаге или в памяти компьютера. Живое слово несет смысл и энергию для общения.

5 проблема. Место компьютера в начальном образовании.

Компьютер – гениальное изобретение человека. Но он не может занимать центральное места на уроках информатики в школе. Это быстро становится скучно и мало интересно детям. Дети начальной школы скучают на уроке без интеллектуальной развивающей нагрузки.

Но и без компьютера в начальной школе плохо. Однако место компьютера должно быть не более, как место карандаша и тетради. В первую очередь компьютер – это загадочный для ребенка и поэтому очень привлекательный объект. Он понимает, что это одновременно и замечательный инструмент для работы с информацией и объект познания.

Не случайно существует мнение, что если младшие школьники попадают в компьютерный класс, то очень быстро интерес к компьютерам пропадает совсем. И это совершенно естественно. Познать компьютер всерьез – пока не по зубам. А информационных потребностей (учебных задач), требующих компьютерных мощностей – пока нет. И что же? Скучно, неинтересно. Если дать интеллектуальную нагрузку, соответствующую возрастным особенностям, а компьютер использовать как пособие, как электронную доску – другое дело. Это как конфета, которая очень вкусная, пока она одна или две: дайте килограмм – никто не съест. Это серьезный аргумент в пользу теоретической информатики в начальной школе.

Дети хотят знать все – как использовать компьютер, и как он устроен. На уроках информатики в начальной школе можно обсуждать любой вопрос, связанный с теоретической информатикой. Например, арифметические основы ЭВМ, структуру, архитектуру и иерархию программ и файлов и многое другое. Но это только в том случае, если этот разговор будет непосредственно связан с «здесь и сейчас», с его школьной или внешкольной учебной деятельностью (учебная деятельность в этом возрастном периоде является ведущей (по А.Н.Леонтьеву): идет разговор об устной речи – ребенку интересно, а компьютер может работать со звуком? Да, говорит учитель, и рассказывает о том, как это происходит, не вдаваясь в большие подробности. И этого пока достаточно. Идет разговор о письменной речи и буквах. Учитель спрашивает детей, как они думают, а компьютер может работать с буквами, с текстом? Да, может, подтверждает учитель. А как в компьютерной памяти записана буква? С помощью специального кода. А что такое код? ... Вопросы, которые выносятся на обсуждение в начальной школе должны естественным образом «вытекать» из информационных потребностей ребенка. В процессе обучения начальной школе необходимо всегда отталкиваться от жизненного опыта ребенка, от того, что его интересует и волнует, то есть, от его естественных жизненных потребностей.

В начальной школе ребенок должен познакомиться с компьютером на функциональном уровне, как с удивительным устройством, которое многое может: работать со звуком, с текстом, с рисунком, может передавать тексты, рисунки, видеоизображения и голос человека на большие расстояния почти мгновенно. Ребенок должен усвоить, что все, что может компьютер, он может лишь под управлением программ, составленных человеком.

Каждый урок информатики в начальной школе – это еще один маленький шаг по пути постижения тайн общения, обмена информацией, тайн вездесущих информационных процессов и тайн компьютера, созданного человеком, который отражает в себе все знания, накопленные человечеством за многие тысячелетия.

Тайна, которая окружает в сознания ребенка удивительный мир компьютера, нисколько не мешает ему пользоваться компьютером в играх и на уроках. Тайна непознанного привлекает его, завораживает, но не пугает.

Учитель информатики в начальной школе (или учитель начальной школы) должен всемерно выявлять, поддерживать в сознании ребенка и развивать связь между миром компьютера и миром природы. Для этого логика обучения должна строиться не от компьютера и его всепоглощающей значимости для человека в век информационной революции, а от природы, которая постепенно раскрывает перед человеком свои тайны, но творческую мудрость которой человеку никогда не превзойти.

Учитель в процессе обучения информатике должен донести до понимания детей, что, наблюдая и изучая природу, человек создает великолепные аналоги природных творений, творит своими руками нечто, подобное творениям природы. Компьютер во многом повторяет функции головного мозга человека. Но превысить красоту, изящество, разнообразие, прочность и эффективность природных творений человеку не дано. Ничто, созданное руками человека не может быть прекраснее и изящнее комара или обычного полевого цветка. Никакого сколь угодно совершенного робота, созданного руками человека не сравнить с живым человеком. На уроках информатики в начальной школе можно и нужно воспитать отношение к природе, как к неисчерпаемому источнику информации.

Компьютер создан руками человека. Но ни один компьютер не сравнится с возможностями человеческого мозга. Только мозг человека способен отражать мир во всем его блеске и многообразии звуков, цвета, света, запахов, форм, воспринимая мир в движении и развитии, выделяя отдельные объекты и системы и при этом не потерять целостности этого удивительного мира.

Обучение информатике в начальной школе должно идти через чувства и эмоции ребенка, естественно возникающие в процессе познания окружающей действительности, людей и самого себя.

Таким образом, следует понимать, что ни одна дисциплина школьного образования не обладает таким мощным потенциалом для развития ребенка, как информатика, ибо она строится на фундаменте философии и лингвистики, естествознания и математики, логики и психологии, формализма и поэзии одновременно. В этом – ее сила, и в этом – ее слабость. В информатике пересекаются наука и искусство, мистика и ремесло.

Представила: Калиберда Е.Л., зав. УМК информатики ООИПКРО
Дата: 26.12.03

Цель: Обоснование актуальности и пути реализации введения в начальной школе пропедевтического курса информатики.

Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы. Одним из примеров может послужить организация информационных минуток на уроках информатики в начальной школе .

В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в начальной школе со второго класса. В 2003 году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации образования. В школы страны поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернет, формируются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении информатике в начальной школе. Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом классе при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.

Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств ИКТ.

Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипулятором «мышь», узнали о видах информационных объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств ИКТ на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно было использовать по мере необходимости.

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и бескомпьютерных инструментов при обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:

1. Сбор, запись информации, презентация.

Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.

Перечисленное оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.

2. Поиск информации, организация информации.

Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию, представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с различными формами представления информации.

3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные инструменты и материалы для художественного творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные инструменты и синтезаторы звука.

Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная – на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.

Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:

· Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации. Аудио и видео записи.
· Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.
· Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Каталог. Справочники.
· Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема поиска информации. План поиска. Анализ информации.
· Применение информации. Создание новых информационных объектов. Обмен информацией.
Представление информации. Описание предметов. Описание действий. Алгоритм и его исполнение.
· Схемы. Таблицы. Графы.
· Алфавит логики. Рассуждения.

Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:

· Технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение, телефон, компьютер.
· Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.
· Приемы работы с клавиатурой.
· Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках.
· Создание на компьютере информационных объектов (текстов, изображений).

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.

1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами.

Совместное обучение с такими предметами как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: 1 урок информатики и использование практических знаний в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. Приложение).

2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы. Для групповой формы обучения возможно организовать компьютерную поддержку в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий. В этом случае необходимо учитывать наличие электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная" доска.

3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока.

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для 1-й группы и компьютерная часть урока для 2-й группы соответственно, и наоборот.

Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой. При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5,7, 10 - "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации в сфере общего среднего образования" Роберт И.В. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин).

В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для осуществления баланса между бескомпьютерной и компьютерной составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем классе реализовать содержание курса как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и в качестве отдельных блоков содержания курса информатики в других учебных предметах.

Урок информатики в третьем класс, представленный как отдельный урок для всего класса без деления на группы в бескомпьютерном варианте (с возможным использованием одного компьютера на рабочем месте учителя), может проводиться учителем начальных классов или учителем информатики.

Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

В случае если содержание курса информатики изучается отдельными блоками на других предметах, рекомендуется использовать проектную форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в кабинете, где установлены не менее 3-х компьютеров.

Проектное задание должно быть связано с содержанием курса учебного предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока содержания курса информатики. Вставки в урок рекомендуется осуществлять не чаще 2-х раз в неделю. Такой урок рекомендуется проводить учителю начальных классов, имеющему соответствующую подготовку.

Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом, для чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для практической работы класс делится на бригады, для чего предусмотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также устройствами, подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в состав бригады, за которой закрепляется один компьютер, включать не более 3-х человек. Практическая работа (до 15 минут) в бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной деятельности и предназначена для выполнения заданий проекта и обсуждения результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную часть задания как бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную (около 5 минут). Бескомпьютерная часть задания может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации, в том числе дополнительными устройствами, подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть задания может включать в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.

В общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность использовать для обучения информатике в начальной школе компьютерный кабинет, рекомендуется организовать проведение компьютерной части урока по информатике в таком кабинете. Для этого класс делится на две группы.

Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока. Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном учреждении предусмотрена оплата двух учителей, работающих в рамках одного урока.

Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы – использовать полученные знания и умения информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).

Для использования средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется заранее выбрать такую организацию обучения информатике, которая наиболее подходит для образовательного учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.

Говоря о современном компьютере, обычно добавляют прилагательное «персональный», что предполагает одного пользователя, или хотя бы одного пользователя в определенный момент из небольшой группы пользователей. Однако компьютер, устанавливаемый в школе, не может рассматриваться как персональный (в отличие от компьютера в домашнем использовании). Именно отсутствие учета не персональности использования компьютера в школе во многом определяет невозможность использования большинства разработок фирм, успешно работающих на домашнем рынке, в школе.

Можно рассмотреть следующие основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе:

Вызывает затруднения у учителей информатики оценка знаний и умений младших школьников. Основное из этих затруднений состоит в том, что значительная часть учебного материала носит ознакомительный характер, следовательно, требовать от учащихся его твердого знания не вполне правомерно. Распространенным заблуждением является уверенность в том, что дословное знание учащимися определений является гарантией понимания ими сути определяемых понятий. Гораздо важнее знания определения умение пользоваться понятием и употреблять его в активной речи.

К тому же строгость многих определений информатики в начальной школе условна, требовать их запоминания школьниками не вполне корректно.

Следует также учесть, что часть материала ученик может знать пассивно: то, что учащийся понимает определенные термины и в силу этого ему понятна речь учителя, само по себе уже хорошо. Часть понятий и не должна входить в активный словарь школьников - достаточно пассивного понимания.

В ПМК "Роботландия" существуют три содержательные линии - информационная, компьютерная и алгоритмическая. Цель информационной линии - на наглядных примерах из окружающей действительности дать детям общее представление об информации и информационных процессах.

Материал этой линии в основном теоретический, компьютерную поддержку имеет тема "Обработка информации" в виде программы "Буквоед".
Линия "Компьютер" имеет два уровня. На первом дети осваивают приемы общего взаимодействия с компьютером (основные клавиши, мышь, меню, исправление ошибок). Программы - тренажер "Компьютер", "Курсор", "Как тебя зовут", "Правилка", На втором уровне происходит знакомство с текстовым редактором "Микрон", графическим редактором "Раскрашка", музыкальным редактором "Шарманщик".
Алгоритмическая линия представлена исполнителями - "Ханойская башня", "Переливашка", "Перевозчик", "Машинист", "Стэковый калькулятор", "Плюсик", "Шахматные кони","Кукарача". Главной особенностью алгоритмической линии "Роботдандии" является развитие двух связанных между собой умений: придумывать алгоритм и записывать его для исполнителя. Проблема перевода алгоритма на язык исполнителя раскрывается на уровне линейных алгоритмов (т.е. до знакомства с нелинейными структурами), в этом "Роботландия" отличается от курса Горячева и ПМК "Алгоритмика".
Учащиеся осваивают основную технику перевода - запись алгоритма командами из СКИ исполнителя, пользуясь наличием протокола откатки, накатки и т.д.

Итогом алгоритмической линии является работа детей с программируемым исполнителем "Кукарача", который двигает буквы по клетчатой доске и в языке которого реализован вполне достойный набор алгоритмических структур - процедуры, цикл N раз и "ПОКА", ветвление, рекурсия.
ПМК "Роботландия" охватывает широкий круг вопросов, излагает их на доступном для учащихся уровне и закладывает грамотную основу для дальнейшего изучения информатики.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Учителю трудно сориентироваться в существующем многообразии подходов к пропедевтической подготовке по информатике и информационным технологиям и выбрать что-то одно, особенно если речь идет о самой обычной массовой общеобразовательной школе. В настоящее время существует большое число научных исследований, множество целостных курсов, программно-методических комплексов, отдельных учебно-методических разработок, посвященных преподаванию информатики и применению новых информационных технологий в младших классах общеобразовательной школы. Анализ наиболее значимых из них позволяет выявить следующие тенденции:

во-первых, на смену интегративным курсам, подобным "Роботландии" сегодня приходят курсы, дифференцирующие в своем содержании теоретические и прикладные аспекты;

во-вторых, возрастает роль безмашинных курсов информатики, в которых делается упор на достаточно глубокое изучение отдельных теоретических вопросов, при этом существует опасность, что тщательно проработанный учащимися материал не будет востребован в процессе дальнейшего обучения (особенно в массовой школе);

в-третьих, практически все курсы ориентированы на использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что жестко регламентирует деятельность учителя, сковывает его инициативу.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств, и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.

VI. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника; но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, .чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура -19-21° С, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Вопросы самоконтроля:

1. Назовите цели введения в школу пропедевтического курса информатики.

2. Сформулируйте учебные задачи и принципы построения курса.

3. Назовите основные содержательные линии пропедевтического курса информатики в начальной школе. Требования к знаниям и умениям школьников по одной из линий (на выбор учителя).

4. Укажите возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.

5. Назовите требования к организации режима труда и отдыха при работе на компьютере для младших школьников.

6. Назовите приемы организации учебной деятельности при обучении информатики в начальной школе.

7. Дайте классификацию компьютерных программ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Понятийный словарь

Цифровые учебные ресурсы: Все учебное программное обеспечение объединяется термином цифровые учебные ресурсы (ЦУР).

Цифровые - потому что компьютер всегда работает с цифрами и сейчас любую информацию можно представить в виде цифр и запомнить в компьютере. Учебные - потому, что они используются в образовании. Ресурсы - потому, что это слово обозначает источник, запас; а современный компьютер является неисчерпаемым источником различной информации и одновременно универсальным инструментом, позволяющим искать и создавать информацию. ЦУР должны использоваться как в ходе учебного процесса, так и при итоговой аттестации по различным предметам.

Репетиторы: Учебные ресурсы, сочетающие в себе вышеназванные виды и содержащие системы тестирования, управляющие действиями пользователя, часто называют электронными учебниками. Они предназначены, прежде всего, для самостоятельной работы учащихся и предлагаются на домашнем рынке как Репетиторы.

Обозначения и сокращения

ИКТ - информационные и коммуникационные технологии

ЦУР - цифровые учебные ресурсы

УМК - учебно-методический комплект

Литература

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. Ns 199/13. "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе", подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования. Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В.БАРАННИКОВ

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.01 № 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе"

«Организация обучения пропедевтического курса информатики в начальной школе» Информационно-методическое письмо по информатике #571/11-13 от 11.04.2000 года для использования в работе общеобразовательными учреждениями РФ в 2000-2001 учебном году.

Письмо Министерства образования Российской Федерации13-51-109/13 от 22.05.2003. «Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования - Информатика и образование. №73, 2003г., с.3 - 8.

С.Г. Дербенеева, «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики» Информатика и образование. №10, 2003г., с.80-87.

Брошюра «Программно-методические материалы. Информатика. 1 – 11 классы».– М.: Дрофа, 2000.

Брошюра «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике».– М.: Дрофа, 2000.

Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, разработанные Институтом информатизации образования Российской Академии образования - журнал «Информатика и образование».– №4, 5, 6.– 2000.

Проект федерального компонента по информатике в начальной, основной и профильной школе.

Основные направления:

1. Информация в нашей жизни.

2. Исполнение и разработка алгоритма.

3. Работа с готовыми компьютерными программами.

4. Решение логических задач.

5. Первоначальные сведения о компьютерах.

Основные цели и задачи курса:

1. Формирование логического и алгоритмического мышления:

2. Обучение сознательной постановке целей и планированию действий по достижению этих целей.

3. Освоение начал компьютерной грамотности.

Тематическое планирование 1 класса

1. Информация - 8 час.

Определение понятий информация и информатика. Кодирование информации. Операции над информацией: сбор, обработка, передача, хранение информации. Учащиеся должны:

Знать определение понятия информация:

Знать основные операции над информацией:

Уметь определить источник и приемник информации;

Уметь интуитивно определить процесс обработки информации на бытовом уровне (на уровне примеров):

Иметь представления об обработке информации на основе существенных признаков предмета (пропедевтика изучения понятия классификация):

Обладать навыком решения и составления задач, содержащих процесс обработки информации (ребусы, логические цепочки, поиск закономерностей..).

Ключевые понятия: информация, кодирование информации, сбор, обработка, передача, хранение информации.

2. Алгоритм - 8 час.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. "Бездумный исполнитель". "Мыслящий исполнитель". Система команд исполнителя. Исполнитель "Робот". Виды записи алгоритма. Словесное и графическое описание алгоритма Выполнение линейного и условного алгоритма.

Учащиеся должны:

Знать понятие алгоритма,

Знать понятие исполнитель алгоритма, система команд исполнителя:

Знать виды записи алгоритма:

Знать виды алгоритма: линейный, условный, циклический;

Уметь исполнять заданный алгоритм:

Уметь составлять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

Уметь исправлять ошибки в готовом алгоритме.

Ключевые понятия: алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя.

2. Логика - 3 час.

Высказывания. Логические связки "И". "ИЛИ", "НЕ", "ЕСЛИ..., ТО". Кванторные слова "ВСЕ", "НИ ОДИН". "НЕКОТОРЫЙ", "КАЖДЫЙ". Учащиеся должны:

Знать значение кванторных слов "все", "ни один", "некоторый":

Знать значение логических союзов "и", "или", "не", "если":

Уметь узнавать предмет по данным признакам.

Ключевые понятия: соединение, разъединение, отрицание, условие.


4. ЭВМ и человек - 15 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Области применения компьютера. Демонстрация возможностей ЭВМ. Состав компьютера. Компьютер - "черный ящик": связь пользователь - исходная информация - компьютер - результат. Программа. Поиск нужных программ и запуск их на выполнение в оболочке NORTON COMMANDER. Работа в режиме меню. Знакомство с функциональными клавишами компьютера. Компьютер на уроке русского языка, литературы, математики.

Учащиеся должны:

Знать области применения компьютера:

Иметь представление о компьютере как о машине универсального назначения;

Знать основные функциональные клавиши;

Уметь находить нужную программу;

Уметь загружать программу, работать с диском.

Ключевые понятия: компьютер-исполнитель, программа, исполнение программы.

Тематическое планирование 2 класса

1. Возможности ЭВМ - 7 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Повторение: состав компьютера, области применения, возможности ЭВМ. Вычисления на ЭВМ в режиме калькулятора. Функциональные клавиши. Организация режимов редактирования.

Учащиеся должны:

Знать состав компьютера, его возможности, ограничения;

Знать назначение основных функциональных клавиш;

Уметь работать на компьютере в режиме калькулятора;

Уметь редактировать записи.

2. Информация. - 8 час.

Понятие информации. Формы представления информации. Этапы прохождения информации: сбор, обработка, передача, хранение информации. Классификация информации.

Учащиеся должны:

Знать формы представления информации;

Знать способы получения информации;

Знать способы обработки информации человеком;

Знать возможности компьютера как инструмента для обработки информации человеком;

Знать способы передачи информации;

Уметь классифицировать информацию по существенным признакам.

Ключевые понятия: информация, обработка информации: классификация, компьютер-инструмент для обработки информации.

3. Алгоритм - 8 час.

Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Линейный алгоритм. Робот-исполнитель. Управление роботом. Алгоритм-программа на алгоритмическом языке.

Учащиеся должны:

Знать понятие алгоритма как программы для исполнителя;

Знать особенности составления алгоритма для формального исполнителя;

Уметь исполнять алгоритм сложной структуры;

Уметь составлять элементарную алгоритм-программу для компьютера с использованием операторов алгоритмического языка.

Ключевые понятия: алгоритм-программа, компьютер-исполнитель.

4. ЭВМ и человек. - II час.

Техника безопасности. Графика на ЭВМ. Графический конструктор. Назначение, основные команды. Отработка пользовательских навыков работы с компьютером. Загрузка программ. Работа с программами на развитие алгоритмического мышления, пространственного представления, внимания, памяти.

Учащиеся должны:

Знать назначение графического конструктора, его возможности, основные команды;

Уметь работать с графическим конструктором;

Уметь ориентироваться в дисковых каталогах.

Тематическое планирование 3 класса

1. Что такое ЭВМ - 3 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Поколения ЭВМ. Применение ЭВМ. Возможности ЭВМ (повторение).

Учащиеся должны:

Знать основные этапы развития ВТ;

Знать расширенные возможности компьютера.

2. Алгоритм - 9 час.

Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритма. Запись алгоритма в блок-схемах. Линейный алгоритм, циклический, алгоритм с условием.

Учащиеся должны:

Знать свойства алгоритма;

Знать основные алгоритмические конструкции;

Уметь записывать алгоритм в виде блок-схем;

Уметь исправлять ошибки в алгоритме;

Разбивать большие задачи на малые, планировать возможные ситуации.

Ключевые понятия: массовость, результативность, понятность, определенность, последовательность, блок-схема.

3. Практическая работа на ЭВМ - 13 час.

Языки программирования. Программа.

Учащиеся должны:

Знать понятие языка программирования:

Уметь составлять элементарную алгоритм-программу для компьютера с использованием операторов алгоритмического языка:

Уметь сохранять и считывать программу на диске:

Уметь редактировать программу.

Ключевые понятия: язык программирования, программа.

4. Возможности ЭВМ. - 7 час.

Графический редактор. Назначение и возможности. Команды графического редактора. Музыкальный редактор. Демонстрация возможностей.

Учащиеся должны:

Знать назначение, возможности, и основные команды графического редактора;

Уметь работать с графическим редактором;

Знать возможности музыкального редактора.

5. Уроки - повторение - 2 час.

Назначение и возможности ЭВМ. Функциональные клавиши. Вычисления на ЭВМ. Графический редактор. Алгоритмы и их исполнители.

Тема: "Информация".

1. Понятие информации.

С этим словам связано многое в современной жизни. Информация является основой для многих понятий и явлений. Без информации невозможна жизнь человека. Работы многих профессий зависят от того. насколько оперативно поступает текущая информация о состоянии дел на предприятии, насколько быстро большие объемы информации изучаются и перерабатываются, от этого зависит оперативность и правильность принимаемого решения. Каждый заинтересован в том. чтобы информацию о нужном легко можно было отыскать, с минимальными затратами сил и времени.

Что же такое информация?

Например, желтеет цветок. Это говорит о том, что цветок давно не поливали. Тает снег. ярче светит солнце, значит скоро весна. Красный закат, значит, завтра будет теплый день. Приведя вместе с детьми массу примеров, можно сделать вывод;

И Н Ф О Р М А Ц И Я - это сведения или сообщения об окружающем мире. полученные различными путями.

Читаем книги, газеты, смотрим телевизор, разговариваем с друзьями, слушаем радио. Из всего этого мы получаем информацию. Ежедневно на нас обрушивается масса различной информации.

Что общего между понятиями: информация и новость, чем они отличаются?

(Новость это всегда информация, но нельзя сказать, что информация всегда новость.)

И Н Ф О Р М А Ц И Я - это сведения, полученные вновь или известные ранее.

Кто воспринимает информацию Р

Информация может восприниматься не только людьми, но и различными устройствами. Сейсмологи следят за состоянием земной коры, приборы улавливают самые малые изменения; компьютер следит за состоянием искусственных спутников земли, человек передает информацию в компьютер, который следит за роботами на производстве. С помощью этих и других примеров можно сделать следующий вывод:

Обмен информацией может быть: между людьми;

между животными;

между людьми и животными;

между человеком и приборами;

между приборами.

Пекарь из муки и других продуктов в печи выпекает хлеб, токарь на станке из бесформенной болванки делает болты и гайки, плотник из досок на станках делает мебель.

Что делает человек, работающий на компьютере?

Этот человек из одной информации делает другую информацию. Необходимо привести вместе с детьми конкретные примеры с объяснениями. Распечатка и выдача билетов в железнодорожных кассах, расчет конструкций космических кораблей, автомашин или самолетов, отыскание любой книги любого автора и на любую тему в библиотеке и т.д.

Человек находится в мире информации. Не потеряться в этом мире, взять себе на вооружение как можно больше полезной информации, игнорируя ненужную - вот наша задача.

Как может быть представлена информация?

Информация может быть представлена в виде текста, графического изображения (рисунок, кино, мультфильм), звукового сигнала (речь, музыка, сигналы животных) и т.д. Приведите свои примеры.

Информацию можно разделить на группы:

Важная (завтра проводится запись в секцию бокса.),

Полезная (ЭВМ - электронно-вычислительная машина.),

Безразличная (сейчас идет снег.),

Вредная (вырви лист с "2" из дневника.).

Приведите свои примеры.

Одна и та же информация может принадлежать к нескольким группам. Приведите примеры. В зависимости от условий, настроения, желания эти примеры могут переходить из одной группы в другую.

Существуют такие понятия как источник информации и приемник. Как вы думаете, что они обозначают?

Те предметы или устройства, от которых мы можем получить информацию называют источниками информации.

Те предметы или устройства, которые могут получать информацию называют приемниками информации.

Источником информации могут быть множество предметов (книга, радио, учитель), приемником (человек, прибор, животные).

Задание 1. Определите, кто источник, а кто приемник информации.

1. Дети ухаживают за растениями.

2. Мальчик учит уроки по учебнику.

3. Ты пишешь поздравительную открытку бабушке.

4. Мама смотрит телевизор.

Задание 2. Приведите примеры, когда информация поступает:

а) источник -> приемник;

б) от одного источника к множеству приемников;

в) от множество источников к одному приемнику.

2. Кодирование информации.

Не всегда информация бывает доступной. Информация кодируется, т.е. записывается знаками с определенной системой правил.

Например. То, что вы пишете в тетради - кодированная информация (звуки -> буквы, цифры), нотная грамота, электрические схемы для телевизоров или магнитофонов и т.д. Вы наверняка встречались с ребусами, не раз разгадывали их.

Что такое ребусы?

Ребус - закодированная информация, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или другими значками. Давайте попробуем сами закодировать информацию, составим ребусы. Ребусы бывают нескольких видов.

1. Ребусы с цифрами. ВИ 3 НА, ПРО 100 P. 7 Я. ПО 2 Л, С 3 Ж.

Нужно найти слова, в которых были бы сочетания букв, обозначающих цифру.

Задание 1. Предлагается набор слов. Выберите те, из которых можно сделать ребус.

Фонарь, вышка, столб.

Ворона, ласточка, голубь.

Артистка, актриса, певица.

Мука, сахар, тесто.

2. Ребусы с рисунками. КОСА, ШНУРОВКА, ВАГОНЕТКА, МЫЛОВАР.

Какое правило можно здесь вывести?

Нужно найти слова, в которых были бы сочетания букв, обозначающих

предмет, который можно нарисовать.

Задание 2. Предлагается набор слов. Выберите те, из которых можно сделать ребус.

Погоны, звезды, лампасы.

Скальпель, ножницы, пинцет.

Сырник, лепешка, блин.

Барометр, термометр, тонометр.

3. Ребусы с запятыми. Запятая ставится в начале или в конце слова если нужно убрать первую или последнюю букву из кодированного слова.

Задание 3. Среда, четверг, пятница, (5"ница)

4. Комбинированные ребусы. Эти ребусы самые распространенные.

Задание 4. Выберите слово, которое можно закодировать. Укажите по какому правилу оно может быть закодировано.

Трибуна, пьедестал. (3 буна),

Палка, шест. (6"),

Стук, гром, грохот, (стул" к) - с рисунком,

Сарай, амбар, хлев. (хлеб" в) - с рисунком.

Задание 5. Закодируйте. Стрижка, исток.

Парник, рогач.

Часовщик.

Параллельно с этими заданиями даются различные задания типа: продолжи логическую цепочку, найди вырезанный фрагмент рисунка, составь или выбери недостающую фигуру, расшифруй, найди отличия, найди лишнее. В качестве домашнего задания даются подобные этим.

Кодировать можно не только с помощью цифр, букв и рисунков, можно закодировать информацию только рисунками.

Рассмотрим на конкретном примере принцип составления поля для недостающей фигуры. Совместно с детьми на доске составляется такая задача для любого выбранного рисунка (например, шарики, цветы, машины) по 2-3 признакам.

В заключении этих разделов проводится письменная контрольная работа и устная, в виде игры "Сыщики" или "Охотники". Эта сюжетная игра выявляет лучшего или трех лучших игроков класса, которые могут быть награждены грамотами.

3. Операции над информацией.

Движение информации происходит в несколько этапов.

Первый этап - получение информации.

Какими способами может получить информацию человек?

Обговаривая примеры получения информации, дети называют просмотр телевизора, общение с людьми, чтение книг, пробуем мороженое, нюхаем цветы, трогаем воду и т.д. При обсуждении этого вопроса, как правило выясняется, что в процессе получения информации участвуют все органы чувств.

Как может получить информацию компьютер? Какие устройства для этого к нему подключены?

Указывая на рабочем столе устройства, которые подключены к компьютеру нужно определить те, которые используются для ввода информации в память компьютера. Затем все заносится в сводную таблицу. Учащиеся должны знать, что существуют также другие устройства, и они будут появляться, т.к. развитие техники не стоит на месте.

Что мы делаем с информацией, после того, как ее получили?

Следующий этап называется - обработка.

Этот этап можно разделить на несколько частей. Информацию мы можем запомнить или забыть, если она нам не нужна либо не интересна.

Например, мы читаем книгу. В ней нам понравились отдельные моменты. Мы их запоминаем зрительно, образами, которые сами себе представляем, можем запомнить ощущениями от прочтения книги, или разложить эти эпизоды в памяти. Другие же моменты из книги забываются.

Чем интереснее сведения, тем больше информации мы запоминаем, т.е. количество информации, которое можно запомнить, зависит от уровня понимания и интереса к ней.

В жизни нам приходится часто производить вычисления, обдумывать какие-то задачи, а затем приходить к какому-то решению. Это все тоже называется процессом обработки информации.

Каким образом происходит обработка информации в компьютере?

Данные могут обрабатываться непосредственно, например, вычисления (2 + 2) или в программе.

Запоминание и забывание информации в компьютере происходит при участии человека. Это мы ему отдаем команды, что нам нужно сохранить,

3 этап движения информации – передача

Раньше для передачи информации на расстояние жгли костры, пешие и конные гонцы разносили вести и указы по всей стране. В современном мире существуют устройства, с помощью которых обмен информацией может происходить быстро. Приведите примеры. (Телефон, телеграф, радио, телевидение, газеты, компьютерные сети).

Какими способами может передать информацию человек?

Передача информации может проходить тоже несколькими способами:

Наиболее распространенный способ передачи информации: общение с друзьями, посещение театра и кино.

Этот способ позволяет передать информацию о ходе какого-то исторического события современникам и потомкам.

3) Мимика, жесты

Это самый древний способ общения. Он возник с появлением человека на Земле. В настоящее время используется в пантомиме, балете, в общении между людьми разных национальностей.

Какими способами может передать информацию компьютер?

Называя устройства, на которые компьютер выводит информацию, нужно отметить дисковод, CD ROM, которые участвуют и в получении информации, и в передаче.

Т.о. информация движется в 3 этапа: получение, обработка, переда.

Последняя операция, которую можно проводить над информацией - хранение.

Человеческая память бывает долговременная (мы всегда помним как переходить через дорогу, таблицу умножения и т.д.) и временная, где запоминается информация на короткий период времени. Дети сами могут привести множество примеров.

Компьютер способен запомнить всю информацию, которая нам нужна. Но память его тоже делится на временную и долговременную. Например, нам необходимо провести вычисления на компьютере. Сначала мы закладываем информацию о данных для вычислений в машину, после переработки компьютер выдает нам результаты вычислений. Эти вычисления хранятся во временной памяти и после выключения компьютера они теряются.

Задание. Приведите примеры, какая информация на компьютере нам понадобится надолго, а какую можно "забыть" через короткий промежуток времени.

Задание 1. Какие операции над информацией есть в каждом из примеров; игра по нотам;

бой часов (со стороны человека - получение, обработка; со стороны часов - передача);

чтение вслух;

игра на компьютере:

вычисление компьютера по программе.

Задание 2. Расположить в порядке следования операции над информацией в следующих примерах.

а) Ты помогаешь своему младшему брату разобраться с новой, радиоуправляемой машиной (с инструкцией) (Получение, обработка, передача, хранение.):

б) Тебе задали домашнее задание по чтению: стихотворение наизусть.

Задание 3. Соедини стрелками операции над информацией и предмет.

Компьютер Получение

Дискета Передача

Книга Обработка

Радио Хранение

От того, насколько четко и без ошибок мы занесем информацию в ЭВМ, будет зависеть работа ЭВМ и тот ответ, который мы получим. В разговоре между людьми часто наблюдается процесс "домысливания" сказанного. В общении с компьютером такого не может быть.

Какая должна быть наша информация?

(Последовательной, полной, достоверной, ясной.)

В том случае, если информация будет донесена до получателя четко, безошибочно, последовательно и полно процесс обмена облегчается, информация становится более доступной.

4. Сбор информации

Информация не всегда бывает доступна так, как бы нам этого хотелось. Иногда, прежде, чем получить интересные сообщения, приходится собирать информацию. Этого же умеют делать не все. По центральному телевидению показывают передачу "Звездный час", где есть конкурс-игра "Черный ящик". Необходимо задавая вопросы как можно быстрее собрать информацию о содержимом ящика. Ведущий отвечает только "ДА" или "НЕТ". Угадавший получает приз.

Прежде, чем играть в эту игру в классе разыгрывается ситуация. Мама позвонила с работы домой и сообщила, что купила Наташе куртку. Рассказать о ней подробней она не может, вокруг много людей. Наташе, конечно, очень хочется узнать о куртке больше и быстрее. Наташа начинает задавать маме вопросы, на которые мама может ответить только "ДА" или "НЕТ".

Какие вопросы будет задавать Наташа?

Условие: долго по телефону разговаривать нельзя. По мере того, как дети задают вопросы, отслеживаются нужные вопросы и бесполезные вопросы.

Теперь попробуем отгадать, что лежит в моем "черном ящике". Можно задавать любые вопросы, я отвечаю полным предложением (не только "да" или "нет"). Обычно, после розыгрыша этой ситуации дети с помощью учителя приходят к такой схеме:

Типы вопросов для сбора информации.

Живой этот предмет или неживой

Неживой Живой

2. Материал, из которого 2. К какой группе он

выполнен предмет. относится: растение,

(деревянный, пластиковый, человек, животные

металлический, стеклянный...)

3. Форма предмета. 3. Форма предмета.

(Большой или маленький, объемный или плоский)

4. Назначение предмета

(игрушка, одежда,

съедобное, предмет для

работы, техника, ук-

рашение, мебель,...)

Для отработки навыков работы по этой схеме предлагается игра "Черный ящик". В ящик кладутся предметы. Это может быть значок, игрушка или что -то съедобное: яблоко, конфетка.

На следующем занятии разыгрывается вариация для этой игры. Предмет загадывает весь класс, отгадывают двое пожелавших. Почему именно двое? Чтобы при обсуждении, ими отбрасывались ненужные вопросы. Вслух должны звучать только правильные вопросы. Подсчитывается количество правильных и неправильных вопросов.

В этой игре класс может подсказывать отгадывающим, но подсказка должна звучать только в форме вопроса. Какой вопрос ты задал бы, если бы был на месте отгадывающих? Могут загадываться не только предметы, но и природные явления: снег, ветер, радуга, дождь. Это значительно усложняет игру. Главной целью становится собрать информацию за меньшее количество вопросов. Это очень организует детей. Они становятся собранными, внимательными, логичными.

В этих трех разделах для детей встретилось достаточно много новых понятий, чтобы проверить, как дети усвоили их, можно решить кроссворд на доске. Разгадав его, мы прочитаем слово в рамке.

1. Устройство для передачи информации из компьютера.

2. Способ получения информации человеком.

3. Один из способов получения информации человеком.

4. Вопрос для сбора информации.

5. Операция над информацией.

6. Сведения или сообщения.

7. Обработка информации.

и
н
Ф
п о
е р
о Р М А
б с Ф е а Б
М Л Д Ц Ы
о н У Р а и В
н я х М ч я А
и н А а Н
т и И
о е Е
р

5. Классификация информации.

Все предметы можно объединить в группы по какому-то отдельному признаку. Например: школьные предметы: ручка, пенал, учебник: предметы для быта: пылесос, диван, холодильник.

Таких групп можно было бы составить большое количество. Изменив признак, те же самые предметы войдут и в другую группу (класс).

Распределение по группам или классам можно провести не только на предметах, но и на явлениях, процессах. Например, природные явления:ветер, радуга, северное сияние.

Распределение объектов, предметов, явлений, понятий по классам в соответствии с определенными признаками, называется КЛАССИФИКАЦИЕЙ.

Всю информацию также можно классифицировать. Например,

а) по источникам получения (люди, приборы, животные);

б) по характеру (научная, ложная, ненужная, вредная т.д.).

В разделе "Классификация информации" предусмотрена работа на компьютерах. Работа с компьютером один на один развивает самостоятельность, умение выделять главное, видеть общую закономерность, и делать обобщенные выводы, доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим. Дети самостоятельно загружают программы, знакомятся с заданием, отвечают на вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

По сценарию, в первых двух программах дети должны найти лишнее слово из представленных групп слов.

Работая с первой программой, дети обговаривают вслух какое слово лишнее, называют признак, по которому можно было бы объединить оставшиеся слова, работа проводится одновременно со всей группой.

Вторая программа дается для самостоятельной работы. По окончанию программы, компьютер выдает количество правильных и неправильных ответов, выводит неправильные ответы. Вот несколько примеров из первой программы.

Направление Путешествие

Слышать Говорить Видеть

Пробовать

Шиповник

Одуванчик

Во второй программе группы слов подобраны по смыслу и в рифму.

Жилец (Лишнее слово - жилец)

Зубило (Лишнее слово - зубило, единственное

Мокло существительное в этой группе)

Водитель

Писатель

Учитель (Все профессии, кроме пловца

Строитель

3. Следующее задание: представлены пары слов, к ним нужно подобрать по смыслу

слово, объединяющее эту пару слов. В этих программах нельзя строго судить о

правильности или неправильности ответов, т.к. к парам слов можно подобрать множество

вариантов и все они могут быть правильными. Задача данных занятий: научить детей

находить наиболее точные слова или словосочетания (поиск существенного признака

предмета). Сначала можно всем классом разобрать устно два задания.

Найти слово, объединяющее пару слов:

1. Мальчик и девочка (дети),

мальчик и дедушка (мужчины),

девочка и бабушка (женщины),

дедушка и бабушка (престарелые люди),

тетя и дядя (взрослые),

мама и папа (родители),

мальчик и бабушка (люди).

2. Унты - валенки (зимняя обувь),

сандалии - босоножки (летняя обувь),

кроссовки - кеды (спортивная обувь),

галоши - резиновые сапоги (обувь на сырую погоду),

тапочки - шлепанцы (домашняя обувь),

валенки - тапочки (обувь).

Вот несколько примеров из программ:

По окончании работы выдастся распечатка, где есть задания и ответы, которые давали дети. В дальнейшем работа идет по распечаткам.

4. Следующая программа дает возможность детям самим составлять группы слов по заданному признаку.

Из пяти предложенных слов нужно выбрать по признаку только два, наиболее подходящих.

Сад растение

садовник (в группу войдут слова растение и земля,

собака без остальных понятий сад может

забор существовать)

Газета редактор

приложение (в группу войдут слова бумага и редактор)

телеграмма

Война ружья

пушки (в группу войдут слова солдаты и сражения)

сражения

аэроплан

В теме "Информация" встретилось много новых понятий, для контроля знаний, в заключении, детям предлагается программа-кроссворд на компьютере.

Сценарий программы таков: на экране высвечивается поле кроссворда и все задания. Дети могут работать с полем в режиме текстового редактора, т.е. писать ответы, редактировать. За пределы поля курсор не выходит, вне клеточек символы не печатаются, обработка ответов проводится по окончании работы, при нажатии определенной клавиши. Выдается количество правильных и неправильных ответов.

По вертикали:

1. Одна из операций над информацией.

2. Метод передачи информации человеком.

3. Информация.

4. Метод получения информации человеком.

5. Как классифицируется информация.

По горизонтали:

4. Способ обработки информации.

6. Один из типов вопросов для сбора информации.

7. Один из методов получения информации компьютером.

1.Х
2. М Р 3. С
И А В
4.3 А 5. П М И Н А Н И Е
Р Р И Е Д
Е И К Н Е
6.Н А Н А ч Е Н И Е Н
И Н Е И
Е А Я
С К А Н Е Р