Духовная культура китая том 3. Бесплатная электронная библиотека
В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и справедливость. Их воспевали древнейшие книги Китая: "Шуцзин" - книга Истории, "Шицзин" - книга народных песен и священных гимнов, "Ицзин" - книга Перемен, "Лицзин" - книга о правилах поведения и обычаях и "Юэцзин" - книга о музыке. Знание этих книг было обязательным для любого грамотного человека, и впоследствии они стали главными и в частной, и в государственной системе обучения, а затем - целью и средством экзаменационного отбора чиновников на государственные должности.
Среди великих мудрецов Китая особое место занимают философы, выразившие суть менталитета древнего китайского общества и оказавшие сильнейшее влияние на его развитие в последующие времена. Это основатели даосизма и конфуцианства - Лао-цзы и Конфуций.
Мудрец Лао-цзы жил в конце VII - начале VI века до н. э. Любопытно, что при всем изобилии письменных источников о различных личностях в китайской истории, о Лао-цзы сохранились только смутные легенды, которые гласят, что он родился в 604 году до н. э., прожил 160 или 200 лет, в старости встретился с Конфуцием, написал книгу "Даодэцзин" ("Книга о дао и дэ" или "Книга о Пути и Добродетели"). До сих пор историки не уверены, что такой человек существовал реально: это может быть яркая идея древнего мудреца, спокойного, знающего все тайны существования мира и человека в нем. В 1973 году в городе Мавандуй была вскрыта одна из могил периода династии Хань, "в которой обнаружили два экземпляра сочинений Лао-цзы, написанные на ткани".
Основное понятие даосизма - дао. Прямое значение иероглифа "дао" (состоящего из двух частей: шоу - голова и цзоу - идти) - "дорога, по которой ходят люди", "но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал обозначать закономерность, закон" [там же, с. 48]. В словарях "дао" переводят как: "путь, дорога, средство, способ, говорить, вести за собой". Мудрецы и философы трактовали дао как закон природы, присущий ей изначально, как источник жизни, как "мать всех вещей", "путь природы". Он невидим и вездесущ, он не отделим от мира - в нем рождается и им управляет. Дао порождает все вещи в мире, но делает это бездействуя. Дао соединяет в себе все возможные противоположности мира.
Для того, чтобы постичь дао, нужно бесконечно изучать его. Следуя дао, нужно быть последовательным и точным, стараться в своем личном пути (дао) ничего не изменять вокруг себя, углубляя только дао Вселенной. Лучший способ познания жизни - бездействие, недеяние - у-вэй, которое ведет к свободе, счастью, процветанию.
Если не вмешиваться в дао Вселенной, не применять к ней искусственных, не свойственных ей самой мер, она сама придет к порядку. И мудрый, следующий дао Вселенной правитель не вносит никаких новшеств и реформ в управление страной. Тогда, развиваясь свободно, согласно с дао Вселенной, страна спокойна, гармонична и процветает. Если усилия противоречат закону мира, то они представляют собою пустую трату сил и ведут к гибели. Целью человека и правителя должна быть "гармония мира" - слияние человека с природой. Поэтому все искусственное, связанное с суетой и повседневностью, считается лишним, мешающим осуществлению дао. Лао-цзы полагал, что ничего не нужно менять в естественном течении жизни, даже при воспитании и обучении. "Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний - враг страны, а без их применения - счастье страны".
Любая книга, написанная на Востоке, учение или религия непременно касаются нравственности. Этой постоянно соблюдаемой традиции следует и "Даодэцзин". Этика Лао-цзы - это этика мудреца, не обладающего тщеславием. Он не гонится за богатством, ценит более всего жизнь, природу и свое предназначенье, которое он должен познать в этом мире.
Лао-цзы утверждает равенство всех вещей в мире, так же, как и равенство всех людей. Мудрый в его книге одинаково относится и к знатному, и к рабу, он свободен не только от всяческих предрассудков и пристрастий, но и не печалится о жизни и смерти. Мудрец понимает, что и жизнь, и смерть, и Вселенная естественны и неизбежны, и это позволяет ему соединиться с вечностью. Здесь мы встречаемся с одной из древних утопий (сколько их еще будет в истории человечества!), в которой воплощена мечта о "золотом веке" всеобщего равенства, "естественного" состояния, умиротворения и общественного покоя.
Таким образом, учение Лао-цзы проповедует совершенно пассивный образ жизни, следование естественному состоянию, "недеяние" (у-вэй), которое вовсе не является синонимом безделья или лени,- это особая форма деятельного познания, предполагающая только одно: невмешательство в дао Вселенной, чему должны следовать правители и все подданные. Умиротворение, за которым проглядывают аскетизм, отшельничество, поиск мира в себе и себя в мире, - вот центральное звено даосизма, оставившего значительный след в культуре Китая.
Совершенно иным было учение Кун-цзы (латинизиров. имя - Конфуций), ставшее основой менталитета всех последующих поколений Китая и так глубоко проникшее в их традиции, обычаи и образ жизни, что до сих пор невозможно отделить многие конфуцианские принципы от более поздних наслоений в культуре.
Конфуцианство как учение обозначалось иероглифами "жу цзя" - "школа ученых книжников". Такими книжниками часто были люди из обедневших чиновничьих семей. Они делались бродячими учителями, зарабатывавшими себе на хлеб тем, что помогали изучать древние книги.
Конфуций (ок. 551-479 до н.э.) - выходец из обедневшей аристократической семьи чиновников и военных. Китайский историк Сыма Цянь (145 или 135 - ок. 86 до н. э.) говорит о нем: "Конфуций был незнатен, беден". Но бедность не помешала, может быть, даже способствовала тому, что Конфуций решил проявить себя на государственном поприще. Он считал, что в то смутное время, в которое он живет, лишь честная служба и высокая нравственность общества может стать основой порядка и спокойствия в стране.
Древние китайские книги говорят о том, что Конфуций был мягок и энергичен, внимателен к людям, исполняя свои чиновничьи обязанности. Но правящая элита не желала его продвижения, не принимала его советов, ему приходилось жить в атмосфере бесконечных интриг, поэтому он оставил карьеру чиновника и занялся преподаванием.
Конфуций умер в возрасте 73 лет, оставив после себя множество учеников разного возраста и положения. В школе Конфуция изучали мораль, политику, литературу, язык. Обучение проходило в форме бесед, в которых он излагал сущность своего учения. Беседы составили книгу "Луньюй" ("Рассуждения и беседы"), написанную учениками и последователями Конфуция.
Конфуций не рассматривал тайны бытия, вопросы познания мира, его интересовал человек в мире людей. Но и он отдает дань традициям, называя началом начал Небо, в котором он видит часть природы, доступную для наблюдений, а также высшую духовную силу, образующую и направляющую природу и человека. Согласно Конфуцию, жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от Неба.
Кроме Неба, в конфуцианстве присутствует и категория дао. Но дао Конфуция - моральная величина, моральный закон, путь поведения, долга, которому человек должен следовать в своих поступках
Познание можно развивать и совершенствовать, изучая традиции древности, постигая нравственные нормы, давая им толкование и опираясь на человеколюбие, на "человеческое начало" в человеке. По словам Вольтера, Конфуций предлагал "непрестанно следить за самим собой и исправлять сегодня ошибки, допущенные вчера". Для Конфуция познание самого себя- это самосовершенствование, целью которого становится достижение статуса "благородного мужа" - цзюньцзы.
Цзюньцзы ("благородный муж" Конфуция) - это идеальный образ человека, обладающего совершенством поведения, честного, бескорыстного, мудрого, справедливого. Вся его жизнь - служение людям ради утверждения истины.
Основой, на которой все эти добродетели существуют, является главное понятие конфуцианства - жэнь (гуманность, человеколюбие). Проявления жэнь - справедливость, искренность, милосердие, доброта, сдержанность. Это понятие многозначно, в него входят: общая культура человека, идеальные отношения в семье, обществе и государстве. Иероглиф, обозначающий жэнь, состоит из двух знаков - "человек" и "два". Поэтому Конфуций, говоря о жэнь, всегда связывает это понятие с отношениями между людьми и отношением правителя к людям: "Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть.
Так утверждается разделение обязанностей в обществе и, как результат, строгая иерархия. Однако и правитель непременно должен был обладать человеколюбием, добродетелью.
Сыновняя почтительность - уважение к родителям и старшим по возрасту и должности - становится основой жэнь, а в сочетании с ним особенно эффективна как принцип управления страной, которую Конфуций представляет как большую семью. В семье человек должен получить основы воспитания, согласно им дети должны быть не только покорны воле родителей, но и обязаны искренне любить их.
Для Конфуция человек - центральное звено всего его учения, поэтому большое внимание он уделяет вопросам самовоспитания и самосовершенствования, основанным на знаниях, разумном следовании предписаниям, обычаям, этикету. Путь к совершенству имеет три ступени: поэзию, ли-этикет и музыку. Поэзия развивает мышление, фантазию, умение понимать других людей. Музыка - средство изменения плохих обычаев, потому что она учит человека тончайшим оттенкам чувств. Ли-этикет стоит в центре всего стремления "благородного мужа" к совершенству. (Перевод понятия "ли" многозначен: приличие, церемония, обряд, ритуал, благопристойность; первоначально так называли специальную обувь для совершения религиозного обряда).
Учение Конфуция не сразу входит в жизненную практику Китая: уж слишком высок был предложенный уровень отношений, но его ученики и последователи на протяжении более столетия утверждали основы конфуцианства в проповедях, просветительской и воспитательной деятельности. Это создало в традиции китайцев целый слой культуры, где центральным звеном становится этика, строгое соблюдение норм почитания старших в семье и обществе, верность идеалам, излагаемым учителем в своей школе, где он готовил будущих чиновников, которые должны были стать справедливыми помощниками правителям, способными добиться добродетели и гармонии в государстве. Усвоение конфуцианских канонизированных книг легло в основу китайского образования и стало непременным условием получения ответственных постов на государственной службе. культура китай даосизм традиция
Как видим, мысль мудрецов Китая клонилась к вопросам организации государства. Государство было той основой, которая цементировала все стороны культуры: технику, искусство, религию, отношения между людьми, традиции и обычаи. Особенностью всей китайской культуры можно считать то, что она стремилась сохранить свое прошлое, утвердить его как настоящее. Любое новшество не могло быть воспринятым, если в нем не было связи с хорошо известным. Конфуций говорил: "Я толкую, но не создаю". Он считал себя учеником древних, к словам которых он ничего не прибавил, а передавал их в первоначальной и первозданной неизменности. Все новое принималось в Китае только как хорошо забытое старое, и потому всем последующим наслоениям культуры в искусстве, религии, политике свойственна статичная традиционность.
Более поздняя философская теория - фацзя, или легизм, касалась преимущественно политической сферы и искала путей укрепления власти, обретения стабильности в обществе. Ее создатель Шан Ян (390-338) - главный министр Циньского царства, узаконивший право частной собственности и лишивший аристократию права наследования государственных постов (за что по ее настоянию был казнен). Свои основные взгляды он изложил в труде "Книга правителя области Шан". Шан Ян полагал, что государству необходимы строгие законы, которые охраняли бы единоличную власть правителя, наказывали за малейшее нарушение.
На этом выросла вся последующая китайская государственность, превратившая Китай в империю Цинь, во время которой были заложены основы всей культурной будущности Китая, мало изменившейся до наших дней. После смерти "Первого императора" Цинь Ши-хуанди (259-210 до н.э.) сразу же началась война не только с домом Цинь, сколько между претендентами на императорскую власть. В 202 году до н. э. Лю Бон, один из руководителей народного восстания, разбил войска одного из претендентов и положил начало новой - Ханьской династии. Именно при ней и сложилась та знаменитая этническая общность, которую отметил Андерсен в своей сказке. До сих пор китайцы называют себя ханьцами.
С периода Хань монолит китайской культуры состоит не из различных элементов, а влит в созданную ею систему государственности, которая постоянно воспроизводит себя как целостность в единстве всех своих отношений. Сохранились все представления о Вселенной, о месте правителя и подданного, отношения с природой, верования и учения - все это не отделялось от системы государственного устройства.
В основании китайской духовной культуры лежит и буддизм, пришедший в Китай из Индии. Соединение буддийских представлений о человеке с китайскими традициями прошло безболезненно, поскольку идея поиска пути самосовершенствования, поиска мудрости была свойственна и собственным сферам китайской культуры.
Духовная культура Китая
Китайская мифология
Китайская мифология представляет собой совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Одна из отличительных черт китайской мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся – змею.
Мифология даосизма.
На рубеже первых веков нашей эры происходит превращение философского даосизма в религию, впитавшую в себя элементы древних народных культов и верований. При этом даосы активно используют в своих целях и некоторые образы древнекитайской мифологии, в первую очередь Хуанди и Си Ванму. Хуанди теряет характер древнего культурного героя и становится первым бессмертным, родоначальником и покровителем даосизма как религиозной системы. Иначе произошло с образом Си Ванму. Согласно китайской традиции, Си-ван-му являлась повелительницей Запада, хранительницей источника и плодов бессмертия. В более древних мифах она выступает грозной владычицей Страны мёртвых, находившейся на западе, и хозяйкой небесных кар и болезней, в первую очередь чумы, а также стихийных бедствий, которые она насылает на людей. Изображалась богиня с длинными растрёпанными волосами, скреплёнными заколкой, телом и лицом человека, хвостом барса и когтями тигра, сидящей на треножнике в пещере. Пищу ей приносили трое синих (или зелёных) трёхногих священных птицы. В более поздней традиции Си-ван-му превращается в небесную красавицу, живущую на крайнем Западе, в горах Куньлунь, на вершине в нефритовом дворце, на берегу Яшмового озера, возле которого растёт персиковое дерево с плодами, дарующими бессмертие. Переориентация этих персонажей, их связь с идеей продления жизни и бессмертия объясняется тем, что эти проблемы стояли в центре средневекового даосизма, адепты которого занимались алхимией и поисками различных средств продления жизни. Неудивительно, что и героями даосских мифов были в основном бессмертные гении. В мифологии даосизма большую роль играли и предания о трёх мифических горах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, плавающих в море, представление о которых было заимствовано из древнекитайской мифологии. Особую роль в даосской мифологии стали играть различные повелители духов и бесов (напр., Чжан Тяньши, Чжункуй, Цзянтайгун). Даосский пантеон насчитывает тысячи всевозможных бессмертных, святых, духов, бесов, героев местных культов, персонажей «низшей мифологии», а также более 30 тысяч духов человеческого тела и т. п. Весь этот необозримый пантеон возглавлялся первоначально тремя абстрактными мистическими символами Тянь И («небесное начало»), Ди И («земное начало»), Тай И («высшее единое»).
Хуан-ди
Мифология китайского буддизма.
В первых веках нашей эры в Китай из Индии через Среднюю и Центральную Азию начинает проникать буддизм со своей развитой мифологической системой. Приспосабливаясь к местным условиям, буддизм в Китае включил в свое учение некоторые кардинальные идеи традиционной китайской морально-этической доктрины. Со временем (8-9 века) буддисты стали использовать для своих проповедей и старинные китайские сюжеты, в том числе и восходящие к древней мифологии («Сказ бяньвэнь о почтительном сыне Шуне»). Постепенно происхождение тех или иных буддийских персонажей стало связываться с китайскими героями. Так, появляется предание о том, что бодхисатва Авалокитешвара (кит. Гуаньинь), известная в Китае (видимо, после 7 века) главным образом в женской ипостаси, есть перерождение принцессы Мяошань, дочери одного из китайских князей (12 столетие), которая отказалась выйти замуж и ушла в монастырь вопреки воле отца. Пройдя через многочисленные испытания, связанные с местью отца, и побывав даже в преисподней, Мяошань встретилась с Шакьямуни и была препровождена на гору Сяншань на острове Путо (существуют разные варианты этой легенды), где стала бодхисатвой Гуаньинь. Под непосредственным влиянием буддизма происходит и развитие мифологических представлений китайцев о потустороннем мире и преисподней. В древности взгляды эти были, видимо, весьма смутны. Считалось, что после смерти душа человека попадает к Хуанцюань («жёлтому источнику»), что царство мертвых располагалось где-то на западе или на северо-западе. В начале нашей эры царство мёртвых было локализовано в пределах горы Тайшань, повелитель которой ведал судьбами людей и умерших, а также в уезде Фэнсянь (провинция Сычуань), однако детально разработанные представления об аде (диюй) и многочисленных адских судилищах появились в Китае лишь под влиянием буддизма.
Гуаньинь
Поздняя народная мифология.
Наряду с даосской и буддийской мифологическими системами в Китае существовали и различные архаические и вновь возникающие местные народные культы, а также культы конфуцианских мудрецов и различных героев общегосударственного и местного значения. Если для древнекитайской культуры была чрезвычайно характерна историзация мифических героев - первопредков, то для средних веков более характерен обратный процесс - мифологизация реальных исторических деятелей, превращение их в богов - покровителей ремёсел, богов - покровителей городов, отдельных местностей и т. п.
Среди бесчисленного множества мифологических персонажей синкретического пантеона выделяется ряд устойчивых групп: небесные божества Юйди и его свита, божества природы и стихий (бог грома Лэйгун, богиня молнии Дяньму, божества ветра, вод, включая и драконов всех родов и рангов, например лунванов - царей драконов и большинство духов звёзд и т. п.), местности и городов (Туди, Чэнхуан и т. п.), дома и общественных зданий (боги дверей - мэньшэнь, очага - Цзаован, постели - Чуангун и Чуанму, отхожего места - Цзыгу, стражи храмов - целаньшэнь, покровители ремёсел, отдельных профессиональных групп, торговли, а также домашнего скота), медицины (часто объединяемые одним термином Яован, «царь лекарств», а также богини, защищающие от болезней, например оспы - Доушэнь, духи, спасающие от заразных болезней, - вэнь-шэнь и т. п.), боги-чадоподатели (Чжансянь, приносящий сыновей, целый сонм богинь-няннян, дарующих детей, к которым, в народном представлении, примыкает и бодхисатва Гуаньинь), боги счастья, долголетия, богатства, духи - служители преисподней, множество привидений, теней, бесов.
Духовная культура Китая - самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 490 учётно-издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных востоковедных центров России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Улан-Удэ, Владивосток) под эгидой Института Дальнего Востока РАН и опубликована издательством «Восточная литература» в пяти томах в 2006-2009 годах.
Том 1: Философия.
Том 2: Мифология. Религия.
Том 3: Литература. Язык и письменность.
Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура.
Том 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
Том 6: Исскуство.
Описание томов:
Том 1: Философия
Первый том энциклопедического издания «Духовная культура Китая» посвящен истории китайской философии с древнейших времен до наших дней. Он состоит из трех разделов. Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы китайской философии. В Словарном разделе представлены термины китайской философии, памятники философской мысли, философские школы и направления, доктрины, идеологические течения, движения, общества, персоналии китайских философов. Справочный раздел включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с перечислением написанных ими статей и список основных источников иллюстраций.
Том 2: Мифология. Религия.
Том «Мифология. Религия» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с томом «Философия» (вышел в 2006 г.). Оба тома посвящены единому духовному комплексу философско-теологической мысли и религиозно-мифологического сознания, основанному на общей терминологической, текстологической и ритуально-литургической базе. Каждый том состоит из Общего, Словарного и Справочного разделов. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки, отражающие магистральные темы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, мифологемы, культы, ритуалы, духи, божества, школы, течения, канонические произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, указатели.
Том 3: Литература. Язык и письменность.
Третий том «Литература. Язык и письменность» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с двумя предыдущими томами: «Философия» (вышел в 2006 г.), «Мифология. Религия» (вышел в 2007 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. В настоящем томе два тематических блока – «Литература» и «Язык и письменность», каждый из которых делится на Общий и Словарный разделы. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и очерки, отражающие основные темы и проблемы затрагиваемой области. В Словарном разделе представлены основные понятия, категории, литературные течения и направления, канонические и художественные произведения, персоналии. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологическую таблицу, карты, лингвистические таблицы и указатели.
Том 4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура.
Четвертый том «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» энциклопедии «Духовная культура Китая» тесно связан с тремя предыдущими томами: «Философия» (2006 г.), «Мифология. Религия» (2007 г.), «Литература. Язык и письменность» (2008 г.). Все они посвящены единому духовному комплексу китайской культуры и имеют общую терминологическую и текстологическую базу. Общий раздел настоящего тома содержит статьи, отражающие вынесенные в заглавие темы и проблемы затрагиваемой области в традиционном и современном Китае. В Словарном разделе представлены основные понятия, течения, школы историко-политической мысли, произведения, в том числе династийные истории и кодексы, персоналии. Значительное число статей посвящено творчеству китайских историков, биографиям императоров, известных исторических личностей, партийных и государственных деятелей. Справочный раздел включает избранную библиографию, хронологические таблицы, карты и указатели.
Том 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
Пятый том «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» энциклопедии «Духовная культура Китая» отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало описание китайской науки в целом и большинства ее отраслей. Он отвечает широте традиционного понимания науки как охватывающей гуманитарные и естественные сферы, практические и псевдонаучные с современной точки зрения дисциплины (например, астрологию, алхимию, геомантию). Подобное понимание науки объединяет ее с философией и религией в синкретическое «учение», что неразрывно связывает данный том с предыдущими. Его архитектоника построена на оригинальном сочетании китайской и западной науковедческих моделей. Общий раздел содержит развернутые теоретические статьи и исторические очерки. В Словарном разделе представлены основные понятия и категории, школы и направления, произведения и персоналии. Справочный раздел включает подробные указатели с иероглификой.
Том 6: Исскуство.
Шестой (дополнительный) том энциклопедии «Духовная культура Китая» посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библиографические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России. В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения. Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы. Том является своеобразным итогом уникального научно-издательского проекта и неразрывно связан с уже вышедшими томами: 1. «Философия» (2006), 2. «Мифология. Религия» (2007), 3. «Литература. Язык и письменность» (2008), 4. «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» (2009), 5. «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» (2009). В соответствии со своей спецификой том «Искусство» выделяется среди остальных большим объемом и количеством иллюстраций, особенно цветных.
Развернуть ▼
Он состоит из трех разделов.
Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы китайской философии. В Словарном разделе представлены термины китайской философии, памятники философской мысли, философские школы и направления, доктрины, идеологические течения, движения, общества, персоналии китайских философов.
Справочный раздел включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с перечислением написанных ими статей и список основных источников иллюстраций.
Шестой (дополнительный) том энциклопедии "Духовная культура Китая" посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений.
Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библио-графические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России.
В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения.
Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы.
Том является своеобразным итогом уникального научно-издательского проекта и неразрывно связан с уже вышедшими томами:
1. "Философия" (2006),
2. "Мифология. Религия" (2007),
3. "Литература. Язык и письменность" (2008),
4. "Историческая мысль. Политическая и правовая культура" (2009),
5. "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" (2009).
В соответствии со своей спецификой том "Искусство" выделяется среди остальных большим объемом и количеством иллюстраций, особенно цветных.
Содержание
Том 1:
К читателю
Духовная культура Китая
Понятие духовной культуры Китая
Эволюция и периодизация духовной культуры
Новое евразийство и симфония культур
Энциклопедия "Духовная культура Китая" как summa sinologiae
Общий раздел
Философия и духовная культура Китая
Генетические и общеисторические особенности
Методологическая специфика
Основные школы
Стержневая роль конфуцианства
Самоопределение китайской философии
Категории и основные понятия китайской философии и культуры
Логика и диалектика в Китае
Древнекитайская протологика и знакомство Китая с логикой
Специфика китайской диалектики и понятийные основы протологики
Генерализирующее обобщение
Методологический аспект ценностно-нормативной гносеологии
Общемировоззренческие следствия отсутствия связки "быть" ("есть") и понятия "бытие"
Китайская этическая мысль
Китайская философия как суперэтика
Истоки и становление китайской этики
Китайская эстетическая мысль
Том 2:
Введение
Общий раздел
КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Общий обзор
Изучение древнекитайской мифологии
Новые записи мифологических преданий
Общие темы в мифологии китайцев и соседних народов
НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КУЛЬТЫ
Верования и культы эпохи неолита
Представления о верховной власти и правителе
Народные верования
Представления о душе и загробном мире
Народный пантеон
Нечистая сила
Социокультурная типология культов
Гадания
МАНТИКА И АСТРОЛОГИЯ
Древняя мантика в новой историографической перспективе
Традиция предсказаний и "Канон перемен"
Традиция знамений
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ
Архаические религиозные представления
Религиозная жизнь в древнем Китае (конец II тыс. до н.э. - рубеж н.э.)
Укоренение буддизма и становление неодаосизма
Религиозный синкретизм в эпоху Сун (Х-ХШ вв.)
Религиозная политика при монгольской династии Юань (XIII-XIV вв.)
Религиозная ситуация в эпоху Мин-Цин (XIV-XIX вв.)
Религиозные новации XX в.
КОНФУЦИАНСТВО
Конфуцианство и государственные культы
Культ Конфуция
ДАОСИЗМ
Особенности культовой практики даосизма
Священство
Пантеон
Храмы и ритуально-богослужебная практика
История даосизма
Проблема происхождения
Даосизм предымперии и ранней империи (Чжань-го, Цинь, Ранняя Хань)
"Небесные наставники" и даосская церковь (П-Ш вв.)
Даосизм в смутное время "распада Поднебесной" (IV-VI вв.)
Даосизм эпох Тан и Сун: синтез и трансформация
Даосская "реформация" и ее последствия
Поздний даосизм (XIV-XIX вв.). Даосизм и современный Китай
О периодизации истории даосизма
БУДДИЗМ
Китайский буддизм
Основные школы, направления и сутры китайского буддизма
Буддийское мировоззрение и традиционная китайская культура
Проникновение и распространение буддизма. Переводческая деятельность
Школы китайского буддизма
Основные типы махаянских сутр
Сутры праджняпарамиты и специфика китайского буддизма
Буддийская ассоциация Китая и сангха в конце XX - начале XXI в.
Северный, или тибетский, буддизм (ламаизм)
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
ИНОСТРАННЫЕ РЕЛИГИИ В КИТАЕ
Христианство
Ислам
Иудаизм
Зороастризм
Манихейство
Российская духовная миссия в Китае
Словарный раздел
Справочный раздел
Список сокращений
Избранная библиография
Книги и статьи по мифологии и религии на русском языке
Книги и статьи по мифологии на европейских языках
Книги по мифологии на восточных языках
Хронологическая таблица
Карты
Пояснения к иллюстрациям
Основные источники иллюстраций
Указатель имен и терминов
Список авторов тома
Том 3:
Введение
ЛИТЕРАТУРА
Общий раздел
Китайская литература
Древняя мифология в литературе
ПОЭЗИЯ
Вэнь и начало формирования китайской поэзии
Поэтическое творчество доклассического периода (эпохи Хань и Шести династий)
Классическая поэзия
Истоки лирической поэзии
Жанр ши в поэзии III-VI вв.
"Золотой век" китайской поэзии: эпоха Тан (VII - начало X в.)
Жанр цы: эпоха Сун (Х-ХП вв.)
Жанр саньцюй: период Юань-Мин (XIII-XV вв.)
Завершение классической эпохи: период Мин-Цин (XVI-XVIII вв.)
Новые веяния в поэзии: конец эпохи Цин (XIX - начало XX в.)
КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА И ДРАМА
"Изящная словесность" (вэнь)
Повествовательная проза на литературном языке вэнъянъ
Повествовательная проза на языке байхуа
Песенно-повествовательное искусство
Песенный сказ
Поэтический сказ
Прозаический сказ
Классическая драматургия
ТЕОРИЯ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Традиционная литературная теория
Литературные жанры
Стихосложение
ЛИТЕРАТУРА НОВОГО КИТАЯ
Новая литература (1917-1949)
Первое десятилетие новой литературы
Годы социальных потрясений (1927-1936)
Литература военных лет (1937-1949)
Современная литература
КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ
Изучение классической литературы
Изучение новой и современной литературы
ЛИТЕРАТУРА
Словарный раздел
Часть II
ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Общий раздел
Китайский язык
Общие сведения
Генетическая и типологическая характеристика
История
Заимствования
Диалекты
Китайский язык в России
Иероглифическая письменность
Происхождение и развитие
Классификация знаков
Число, принципы расположения и поиск иероглифов в словарях
Учебные иероглифические списки
Иероглифическое письмо в странах Восточной и Юго-Восточной Азии
Китаеязычный ареал Азии: реформы и законодательство вХХ-ХХ1вв.
Региональные формы официального языка
Современные варианты иероглифической письменности
Официальные и неофициальные китайские алфавиты
Информационные технологии и китайские иероглифы
Знак, текст и звучащее слово в древнем Китае
ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Словарный раздел
Справочный раздел
Список сокращений
Библиография I
Книги и статьи по литературе, языку и письменности, переводы (избранная литература на русском языке)
Библиография II.
Источники и литература к статьям М.Е. Кравцовой
Таблицы к ч. II "Язык и письменность"
Хронологическая таблица
Карты
Указатель имен
Указатель терминов, понятий, литературных школ и направлений, организаций и учреждений
Указатель произведений, собраний сочинений, поэтических циклов и периодических изданий
Список авторов тома
Том 4:
Введение
Предисловие
Общий раздел
ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Доктрина китайской нации
История и историческое сознание
Историческое время
Представления о династии в древности
Традиционная историография (основные жанры, виды и школы)
Династийные истории
Школа чуньцю
Восточно-чжэцзянская школа
Историческая наука периодов правления Цянь-луна и Цзя-цина
Историческая мысль в XX - начале XXI в.
Историография первой половины XX в.
Историография КНР второй половины XX в.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННОГО КИТАЯ
Исторические судьбы легизма и конфуцианства
Генезис института "политика-история"
ШанЯн - основоположник легизма
Конфуций и его вклад в политическую культуру
Императорское дэ как символ верховной власти
Государственный аппарат
Доклад чиновника императору
Поручительство и рекомендации
Государственная экзаменационная система
Структура экзаменационной системы
Экзаменационная система и конфуцианство
Историческая роль экзаменационной системы
Доктрина внешней политики
Доктрина государственной власти и политическая практика
Две традиции в дипломатии
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Китай на пороге современности: синтез идей и традиций
Распространение западных социальных наук
Конфуцианство и легизм в политической культуре КНР
Система многопартийного сотрудничества
Экзаменационная система аттестации чиновников в Китайской Республике, на Тайване и в КНР
Всекитайское собрание народных представителей
Народный политический консультативный совет Китая
Народно-освободительная армия Китая
ГОМИНЬДАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Национальная партия Китая (Чжунго Гоминьдан) в 1912-1929 гг.
Гоминьдан в период "политической опеки" (1929-1949)
Гоминьдан в процессе перехода от авторитаризма к многопартийности на Тайване(1949-2000)
Гоминьдан в начале XXI в.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ
КПК в 1921-1949 гг.
Теория "новой демократии" Мао Цзэ-дуна
Политико-идеологические кампании 1949-1976 гг.
Кампания по перевоспитанию интеллигенции
Критика кинофильма "Жизнь У Сюня"
Борьба против "пяти зол"
Движение по "упорядочению стиля"
Критика романа "Сон в красном тереме"
Критика Ху Фэна
Кампания "Пусть расцветают все цветы"
Движение по "упорядочению стиля" и борьба с "правыми элементами"
Критика романа "Лю Чжи-дань" в 1962 г.
"Великая пролетарская культурная революция"
Теория Дэн Сяо-пина: путь к реформам и открытости
КПК в период реформ и открытости (1978-2007)
От III пленума ЦК КПК 11-го созыва к XIII съезду КПК
Курс на усиление роли КПК в политической системе КНР (от XIV к XVI съезду КПК)
XVI и XVII съезды КПК и проблема адаптации политической системы
к вызовам времени
ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО
Правовая культура древнего Китая
Основные положения традиционного права
Исполнение приговоров
Уголовное право
Брачное и семейное законодательство
Собственность
Административное право
Регулирование службы в армии
Кодификация традиционного права
Традиционное право как фактор формирования правосознания современного китайского общества
КИТАЙСКОЕ ПРАВО В XX В.
История законодательства гражданской службы Китайской Республики
Право Китайской Республики (1912-1949)
Правовые акты освобожденных районов
Начальный этап формирования права КНР
Правотворчество во второй половине 50-х - 70-е годы
Восстановление и развитие правовой системы КНР (конец 70-х - 90-е годы)
Словарный раздел
Анархизм в Китае
Аньфуси
Ба и
Бай Шоу-и
Бань Гу
Бянь нянь
Ван Ань-ши
Ван Го-вэй
Ван Мин
Ван Мин-шэн
Вэй ЧжэнЙ
Вэй Юань
Вэнь Сян
"Вэнь сянь тун као"
"Вэнь-чан цза лу"
Го Мо-жо
Гуаньдан
Гу Вэй-цзюнь
Гуй Лян
"Гуйхай юй хэн чжи"
Гу Цзе-ган
"Гуцзинь тушу цзичэн"
"Дай Мин люй"
Дай Хун-цы
Дай Цзи-тао
"Дай Цин люй ли"
"Дай Цин хуй дянь"
"Дай Цин хуй дянь шили"
"Ди фань"
Дун Сюнь
Ду Чжэн-шэн
Ду Ю
Дэн Сяо-пин
Дэн Чжи-чэн
ДэнЧжун-ся
Евнух
Инь
И Синь
И Чжу
Кан-си
Кан Ю-вэй
Конфуций
"Культурная революция"
Легизм
Ли Да
Ли Да-чжао
Ли Кэ-цян
Ли Ли-сань
"Лин вай дай да"
Линь Бяо
Линь Цзэ-сюй
Лифаньюань
Ли Хун-чжан
Ли Цзы-чэн
Лиши гуши
Ли Шу
Ло Эр-ган
Лэй Хай-цзун
Лэй шу
Лю Да-нянь
Люй Сы-мянь
Люй Чжэнь-юй
Лю цзан
Лю Чжи-цзи
Лю Шао-ци
Лю Ши-фу
Лян Ци-чао
Ляньцзой
Ляо Чжун-кай
Ма Дуань-линь
Мао Цзэ-дун
Маоцзэдун сысян
"Мао чжуси юйлу"
"Минши"
Минь Нин
Мулу
Мянь гуань
Мяньсо цзюй гуань
Нурхаци
Няньхао
Оуян Сю
Пинхуа
"Пинчжоу кэ тань"
Пудев
Пу И
Пэн Дэ-хуай
Саньгэ дайбяо
"Сань ши лю цзи"
"Синь Тан шу"
Си Цзинь-пин
"Суй шу"
Сун Цин-лин
"Сун ши"
"Сун шу"
Сунь Ят-сен
Сы жэнь бан
"Сы ку цюань шу"
Сыма Гуан
Сыма Цянь
"Сы шу"
"Сюань-хэ фэн ши Гаоли ту цзин"
"Сюй бо у чжи"
Сюй Цянь-сюэ
Сюй Чжун-шу
Сюнь-цзы
Сян Да Йз
Сян жун инь
Сян Чжун-фа
Сяо кан
СяЦзэн-ю
"Тан люй шу и"
Тан Тай-цзун
Тан Чан-жу
Тань Сы-тун
Тань Цянь
"Тан юй линь"
"Тин ши"
Троцкизм в Китае
Тунвэныуань
"Тун дянь"
Тунцзянь-сюэ
"Тун чжи"
У син
У Хань
У-хоу
Фан люэ
Фан чжи
Фань Вэнь-лань
Фань цзо
Фань Чжун-янь
Фа-шу-ши
Феминизм в Китае
Фу син
Фу Сы-нянь
Фэнтяньси
Хань У-ди
"Хань шу"
Хоу Вай-лу
"Хоу Хань шу"
ХуаТо-фэн
ХуанСин
Хуантайцзи
Хуан Чао
Хубилай
Хуй яо
Хунвэйбин
Ху Цзинь-тао
Ху ШиЙ
Ху Шэн
Ху Яо-бан
Хэхэ-сюэ
Хэ Цзы-цюань
Цзай Тянь
Цзи ши бэнь мо
Цзоу Жун
Цзунлиямэнь
"Цзы чжи тун цзянь"
"Цзы чжи тун цзянь ган му"
Цзюньцзичу
"Цзю Тан шу"
Цзян Лян-ци
Цзян Тин-фу
Цзян Цзин-го
ЦзянЦзэ-минь
Цзянь Бо-цзань
Ци Ин
"Цинбо цза чжи"
"Цин ши гао"
Цинь Ши-хуан
Ци цзюй чжу
Цуй Шу
Цун шу
Цы Си
"Цэ фу юань гуй"
Цюй Цю-бо
Цянь Да-синь
Цянь-лун
Цянь My
Чан Кай-ши
Чжан Бин-линь
Чжан Вэнь-тянь
Чжан Го-тао
Чжан Дун-сунь
Чжан Сюэ-чэн
Чжан Тин-юй
Чжан Цзюнь-май
Чжан Чжи-дун
Чжао И
Чжао Цзы-ян
Чжиси
Чжоу И-лян
Чжоу Энь-лай
Чжуань
Чжу Дэ
Чжунсинф
Чжунхуа фусин шэ
Чжу Си
"Чжу фань чжи"
"Чжу шу цзи нянь"
Чжу Юань-чжан
Чжэн ХэЙ
Чжэн Цяо
Чжэн шу
"Чжэнь-гуань чжэн яо"
Чингис-хан
Чумин
Чумянь
"Чэнь гуй"
Чэнь Ду-сю
Чэнь И
Чэнь Инь-кэ
Чэнь Ли-фу
Чэнь Юань
Чэнь Юнь
Шан Юэ
Шипу
Шипин
"Ши тун"
"Ши цзи"
Ши э
"Шу цзин"
Шэн сюнь
Шэньши
Юань Тун-ли
Юань цзо
"Юань ши"
Юань Ши-кай
"Юн-лэ да дянь"
Ян Шан-кунь
Справочный раздел
Список сокращений
Библиография: Книги по исторической, политической и правовой мысли Китая (избранная литература на русском языке)
Двадцать четыре династийные истории
Таблицы перевода китайских мер и весов в метрические
Хронологические таблицы правления императоров
Высшие руководители КНР и КПК с 1949 г.
Демократические партии в КНР
Политические партии на Тайване
Основные даты, факты, события
Карты
Указатель имен
Указатель произведений, собраний сочинений, книжных серий и периодических изданий
Указатель терминов и названий
Том 5:
Введение
Общий раздел
Специфика традиционной китайской науки
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Нумерология
Классификационизм и нумерология
Явные и неявные формы нумерологии
Соотношение нумерологических символов и чисел
Основополагающие нумерологические числа
Математика
Основные этапы развития
Система счисления и вычислительные устройства
Запись цифр
Счетные палочки
Знак нуля
Градуированные счетные палочки
Вычисления
Четыре арифметических действия
Использование простых дробей
Десятичные дроби
"Тройное правило"
Вычисление степеней и корней
Общая специфика
Система линейных уравнений
Отрицательные числа
Правило ин бу цзу
Неопределенные уравнения
Системы сравнений первой степени
"Метод конечных разностей"
Квадратные уравнения
Уравнения кубической и более высоких степеней
Обозначение тянъ юань
Треугольник Паскаля
Геометрия
Определения моистов
Вычисление площадей и объемов
Теорема Пифагора
Метод чун ча
Вычисление значения числа "пи"
Элементарная теория чисел и комбинаторный анализ
Четные и нечетные числа
Магические квадраты
Числовые ряды и прогрессии
Комбинаторика
Особенности и мировое значение
НАУКИ О НЕБЕ
Астрология
Теоретические основы
Историческое развитие
АстрОНОМИЯ 1
Этапы развития и особенности
Астрономические модели мира
Циклические знаки
Хронология
Измерение суточного времени
Солнечные часы
Водяные часы
Часовой механизм с песочным двигателем
Система астрономических координат
Астрономические приборы и устройства
Шаблон околополюсных созвездий
Армиллярная сфера
Небесный глобус
Комбинированный прибор Су Суна
"Упрощенный прибор" Го Шоу-цзина
Астрономические наблюдения
Солнечные и лунные затмения
Прецессия
Неравномерность видимого движения Солнца
Исследования движения Луны
Связь между приливами и фазами Луны
Солнечные пятна
Метеоры и метеориты
Новые и сверхновые
Звездные каталоги
Карты звездного неба
Длина земного меридиана
Метеорология
Место метеорологии в традиционном мировоззрении
Метеорологические теории и наблюдения
Метеорологические приборы
Календарь
Значение календаря в культуре
Лунно-солнечные календари
Солнечный календарь
ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ
Механика
Физическая картина мира
Место механики в традиционной науке
"Наклоняющиеся сосуды"
Моистская теория рычага
Изучение движения монетами
Прочность материалов
Плавучесть
Действие атмосферного давления
Поверхностное натяжение
"Чудесный тазик"
Основные тенденции развития
Учение о цвете
Учение о тени
Искусственные источники света
Оптические устройства
Плоские зеркала
Вогнутые и выпуклые зеркала
Камера-обскура
"Магическое зеркало"
"Волшебный фонарь"
Магнетизм
Традиционные знания о магнетизме
Эволюция компаса
Искусственное намагничивание
Магнитное склонение
Компас в навигации
Акустико-музыкальная теория
Акустика в традиционной культуре
Представления о свойствах звука
Колебательно-волновая концепция звука
Изучение акустических явлений
Архитектурная акустика
Психофизиология звука
Музыкальная теория
Система 12 люй
Пентатоника
Равномерная темперация
Музыка и система мер и весов
Наблюдение сезонных изменений ци
Музыкальные инструменты
Разновидности музыкальных инструментов
Барабаны
Губной орган
Колокола
Цитра цинь
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
География
Образ ойкумены
Географическая литература
Картография
Рельефные карты
Геодезические методы
Путешествия
Геология и смежные науки
Историческая геология
Описательная геология
Палеонтология
Источники по минералогии
Применение некоторых минералов
Концепция превращения минералов
Разведка полезных ископаемых
Кристаллография
СеЙСМОЛОГИЯ
Геомантия (фэн шуй)
Сфера применения
История фэн шуй
Компас геоманта
Указания фэн жуй
Влияние фэн шуй на культуру
ИНЖЕНЕРНАЯ МЫСЛЬ
Основные тенденции развития
Механические устройства
Карданов подвес
Цепной подъемник
Ременной и цепной приводы
Спиннинговая катушка
Мельницы
Мотыги и плуги
Многорядная сеялка
Ткацкий станок
Печатное дело
Наземный транспорт
Колесницы
Наземный парусный транспорт
"Колесница, указывающая юг"
Измеритель расстояния
Лошадиная упряжь
Стремена
Водный транспорт
Навигация
Управление судном
Гребные колеса
Сдвоенные баржи
Воздухоплавание
Воздушные змеи
Пилотируемый полет на воздушном змее
Пропеллеры с вертикальной и горизонтальной осями
Миниатюрные воздушные шары с теплым воздухом
Холодное оружие
Бердыши и алебарды
Метательные машины
Арбалеты
Строительство
Гидросооружения
Борьба с наводнениями
Оросительные системы
Транспортные каналы
Судоходные шлюзы
Морские дамбы
МетрОЛОГИЯ
Меры веса
Меры длины
Меры емкости
Меры площади
НАУКИ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЕЩЕСТВ
АЛХИМИЯ
з
Том 6:
Введение
Предисловие к тому
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА
Содержание и формы, архаика и новации
Понимание и обозначения
Формирование и развитие
Художественная традиция
Основные принципы
Древнейший период
Древние царства и империи
"Смутное время"
Эпохи Суй и Тан
Эпохи Пяти династий и Сун
Эпоха Юань
Эпоха Мин
Эпоха Цин
Последнее столетие
Отражение в мировой синологии
АРХИТЕКТУРА
ЗОДЧЕСТВО
Конструктивная система и типы строений
Дворцовые и жилые ансамбли
Культовые сооружения
Погребения
Градостроение
Развитие архитектуры в новое время и на современном этапе
Ландшафтная архитектура
Элементы традиционного сада
Сады и парки
Северная школа садового искусства
Южная школа садового искусства
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Изобразительное искусство
Традиционная живопись
Настенная живопись
Лаковая живопись
ЧжанВэнь-тао
Чжан Жуй-ту
Чжан И-моу
Чжан Лун-янь
Чжан Сюань
Чжан Сюй
Чжан Цзэ-дуань
Чжан Чжи
Чжан Ши-чуань
Чжань Цзы-цянь
Чжао Бо-цзюй
Чжао Мэн-фу
Чжао Цзи Шп
Чжао Чжи-цянь
Чжао Юань-жэнь
Чжоу Вэнь-цзюй
Чжоу Синь-фан
Чжоу Фан
"Чжу линь ци сянь цзи Жун Ци-ци чжу-ань"
Чжун Дянь-фэй
Чжуншань-го ды ишу
Чжу Цзянь-эр
Чжу Юнь-мин
Чжэн Се
Чжэнчжи бопу
Чжэн Чжэн-цю
Чу-го ды ишу
Чунь хуа
Чу Суй-лян
Чэнь Кай-гэ
Чэнь Чунь
Чэн Янь-цю
Ша Е-синь
Ша Мэн-хай
Ши гу вэнь
Шинуазри
Шисаньлин
Шэнь Инь-мо
Шэнь Цюань
Шэнь Чжоу
Шэцзитань
Юаньминъюань
Юань Му-чжи
Юань сы цзя
Юй Сань-шэн
ЮйФэй-ань
Юй-цзянь
Юй Ши-нань
Юй Ю-жэнь
Юн-тай му
Юн цзы ба фа
Юнь Шоу-пин
Юэцзюй(1)
Ян Вэй-чжэнь
Ян Нин-ши
Ян Хань-шэн
Янчжоу ба гуай
Янь Ли-бэнь
Янь Чжэнь-цин
Список сокращений
Избранная библиография
Указатель имен
Указатель терминов
Указатель произведений литературы и искусства, периодических изданий и серий
Указатель личных печатей
Алфавитный указатель словарных статей, включенных в т. 1-6 энциклопедии
"Духовная культура Китая"
Хронологическая таблица
3.3. Духовная культура Древнего Китая
Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных философских школ: конфуцианство; моизм; школа закона (легизм); даосизм; школа «инь-ян» (натурфилософы); школа имен. При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была малосистемна.
Родоначальник древнекитайской философии – Кун Фу-цзы (Конфуций). Главное его произведение – «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Это сборник в основном нравственных поучений, поэтому в центре внимания конфуцианства – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Его социальные идеалы относились к прошлому. Но, безусловно, главное в учении Конфуция – учение о нравственности. Среди употребляемых им понятий – «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» – середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью, скупостью и расточительностью и пр. Основа человеколюбия – «жэнь» – почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям.
Если выразить суть этического учения Конфуция, то она сводится к следующему: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.
«Исправление имен» – кульминация конфуцианского культа прошлого. По сути дела это попытка привести вещи в соответствие с их былым значением.
Взгляды Конфуция были в дальнейшем развиты в учении Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Во II веке до н. э. Дун Чжуншу придал конфуцианству характер государственной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах («инь» и «ян») и пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, земля, огонь), составляющих все сущее, в единую систему. Происходит постепенное обожествление Конфуция, а конфуцианство превращается в разновидность национальной религии. Отметим, что конфуцианство является одной из трех (наряду с даосизмом и буддизмом) ветвей китайской культуры. Более 2000 лет конфуцианство было идеологией императорского Китая.
Итак, в конфуцианстве сочетаются практически ориентированные этика, эстетика, теория государства и государственного управления, а также своеобразная религия. Специфика конфуцианства состоит в том, что оно стремится построить всю социально-государственную жизнь на основе морали. Через ритуализованный этикет и принцип долга – к воспитанию «благородного мужа» (этический идеал конфуцианства), являющегося опорой общества и государства; через «благородных мужей» – к воспитанию народа – такова была идея Конфуция. Идея «человеколюбия» в конфуцианстве базировалась на уважении к другому человеку, как члену рода (клана, семьи), и уважение это соответствовало положению человека в системе семейной иерархии. Конфуций распространил эту патриархально-клановую мораль на сферу социально-государственных отношений.
В свое время самой «философичной» из всех школ философии Древнего Китая был даосизм. Даосизм возник в IV–III веках до н. э. Главный трактат даосов – «Дао дэ цзин», приписываемый легендарному мудрецу Лао-цзы. В отличие от конфуцианства и других философских школ, по преимуществу этико-политических учений, даосизм разрабатывал вопросы объективной картины мира в его абстрактно-философском категориальном аспекте (проблемы бытия, небытия, становления, единого и т. д.). Главная категория даосизма – «дао», закон бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.
Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» – отрицание той деятельности, которая идет вразрез с естественным миропорядком. Этический идеал даосов противопоставлялся конфуцианскому идеалу. Главное качество благородного мужа, по мнению даосов, недеяние. Принцип недеяния как высшей формы поведения положен даосами в основу их концепции управления: совершенно мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – «дао». Отсюда лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
По даосизму, задача мудреца – достичь максимальной естественности, слиться с дао и, тем самым, обрести гармонию и полноту бытия. Однако даосское недеяние не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной активности.
Во II–III веках даосизм распадается на религиозный и так называемый неодаосизм, адаптированный к условиям повседневной жизни. Неодаосы не требовали отказа от участия в государственных делах, а Конфуция начали почитать как одного из величайших мудрецов и учителей жизни. В религиозном даосизме тождество с дао все чаще начали трактовать как магическое телесное бессмертие. Религиозный даосизм был связан с магией, поэтому порой становился основой тайных обществ. Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ неба и святых мудрецов. Пантеон даосизма включал иерархию божеств, легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства.
С IV–VI веков многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию.
Религиозный даосизм сохранился и до наших дней. Он оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине. В даосизме родился знаменитый художественный стиль – фэнлю (стиль «ветра и потока»), который стал неотъемлемым атрибутом китайской культуры. Даосизм сыграл важную роль и в становлении чань-буддизма. Даосизм, таким образом, нашел яркое выражение в философии, искусстве, религии, образе жизни Китая.
Говоря о китайской древней философии, нельзя не упомянуть и о легистах (законниках). Они считали, что порядок в обществе должен быть основан не на нравственном принуждении, а на праве. Подчинение же правовым нормам должно базироваться на страхе наказания. Государство, по мнению легистов, это бездушный механизм, с развитой системой чиновничества и деспотом-гегемоном во главе. Высшая цель государства – покорение других. Указанной цели должно быть подчинено все в обществе. При этом многие феномены упрощались и унифицировались, другие – просто упразднялись (например, искусство, философия). Земледелие и война – главное, по мнению легистов, ради чего существует общество. Легисты выдвинули концепцию равных возможностей, согласно которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости или наследственности. Законники ввели систему круговой поруки. Среди представителей легизма: Шан Ян, Хань Фэй и др. Так, Шан Ян был советником правителя в царстве Цинь, он провел ряд реформ, подорвавших сельскую общину, ввел частную собственность на землю.
Программа законников реализовалась во времена династии Цинь. Тогда были введены единые для всего Китая законодательство, письменность, военно-бюрократический аппарат, начата унификация культуры. Большинство книг было сожжено, а многие философы убиты. Несмотря на столь печальный опыт практической реализации идей легизма, эта школа сыграла видную роль в формировании имперско-бюрократической системы управления.
Китайская традиционная философия продолжает оказывать влияние на общественную мысль современного Китая. Помимо философии в Древнем Китае развивались и прочие гуманитарные знания. Гуманитарные науки во многом были связаны с осмыслением проблем текста, вот почему заметное место в научном познании приобрела филология. С древнейших времен в Китае началось изучение истории своей страны. «Книга документов» представляет собой первый сборник материалов по древнейшей истории.
В I тысячелетии до н. э. формируется поэтическая традиция – народные и ритуальные песни. Древнейшим авторским произведением китайской литературы является «Чуские строфы» Цюй Юаня (ок. 340 – ок.278 гг. до н. э.). Однако стремительное развитие китайской поэзии относится лишь к IV–VI векам.
Истоки китайского драматического искусства восходят к ритуальным представлениям, известным в Китае с глубокой древности, и древнему цирковому искусству. В китайской национальной традиционной драме объединены разговорная речь, пение, танец, элементы циркового искусства.
Раннекитайское изобразительное искусство носило прикладной характер (керамика, изделия из бронзы). Были известны также ритуальные изображения. Как и театральное искусство, китайская традиционная живопись очень условна. Она ориентирована на передачу общих, весьма абстрактных идей. К основным жанрам китайской традиционной живописи можно отнести портрет, пейзаж, изображения животных и цветов.
Величайшие культурные ценности Китая – его исторические архитектурные памятники. Так, во всем мире известны храмовые комплексы, высеченные в скалах, Великая китайская стена и др.
Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А3. Культура Древнего мира На смену эпохе первобытного общества приходит период, который в историографии принято называть Древним миром. Его культура основывается прежде всего на культуре первобытных предшественников.Под Древним миром принято понимать античный период
Из книги История культуры автора Дорохова М А15. Культура Древнего Египта Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Именно боги и наделили фараонов согласно
Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович20. Культура Древнего Китая Для культуры Древнего Китая характерны самобытность и неповторимость.Даосизм, возникший в VI–V вв. до н. э., был основан китайским мудрецом Лаоцзы. Именно Лаоцзы ввел в своем труде «Книге о дао и дэ» главное понятие даосизма – дао. Дао имело
Из книги Традиция "внутренних школ" ушу автора Малявин Владимир Вячеславович3.3. Материальная и духовная культура Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.Понятие «материальная культура» введено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной
Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья ВасильевнаРаздел II Духовная культура
Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила МихайловнаУШУ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ Когда мы обращаемся к традиции ушу в Китае, желая определить ее предмет, ее историю и отличительные особенности, мы сталкиваемся прежде всего с отсутствием в европейских языках понятий, пригодных для обозначения практики ушу. Более того,
Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович Из книги Мост через бездну. Книга 1. Комментарий к античности автора Волкова Паола Дмитриевна Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна§ 31. Культура Китая и Японии Культура КитаяКитай – страна многотысячелетней культуры, это один из центров зарождения древних цивилизаций. В современном Китае много атеистов, это свойственно социалистическим странам. Однако менталитет и мировоззрение самого
Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор ИвановичДуховная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный
Из книги автораI. «Ба-гуа» как архаическая космогония Древнего Китая Это было очень давно. Так давно, что реально представить невозможно время, отделяющее, например, строительство Великих пирамид в Гизе, ансамблей Стоунхенджа или Лабиринта на Крите. По Редьярду Киплингу, «это было
Из книги автора3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное
Из книги автораТЕМА 11 Культура Древнего Китая Культура и историяКитайская культура является одной из самых древних на планете. Мы говорим слово «древний» и при этом подразумеваем что-то очень старое, давно ушедшее, забытое, невольно отождествляя культуру и историю. Но мы уже упоминали,