Икона пресвятой богородицы феодоровская. В чем помогает Федоровская Божья Матерь
 
» »

Икона пресвятой богородицы феодоровская. В чем помогает Федоровская Божья Матерь

16.10.2019

По преданию Феодоровская икона Божией Матери была написана св. апостолом и евангелистом Лукой.

По мнению современных исследователей, именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына - благоверного великого князя Александра Невского - на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей - небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

Обретение иконы произошло в день праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1263 году. Жители Костромы наблюдали особое явление. На улицах города появился воин с иконой Божией Матери на руках. Воин прошествовал со святым образом через всю Кострому, а на следующий день благочестивый князь Василий Ярославич, младший брат св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу реки Запрудни. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в воине - св. вмч. Феодора Стратилата, которого особо почитали на Руси. В настоящее время на месте обретения иконы находится храм. Впоследствии во время княжеских междоусобиц Кострома находилась под защитой святого образа. Дальнейшее пребывание Феодоровской иконы Божией Матери сопровождалось многими событиями, среди которых необходимо отметить сохранение ее в огне двух пожаров и помощь Пресвятой Богородицы князю Василию и костромичам в битве при Святом озере.

После обретения икона находилась в деревянном храме, где вскоре случился пожар. Храм вместе с внутренним убранством был сожжен дотла. Но икона чудесным образом осталась невредимой и была найдена жителями города на третий день среди пепла. Во время второго пожара икона вновь была сохранена. Жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе.

Икона спасла костромичей и в 1272 году во время набега татар. Князь Василий по примеру своего деда св. Андрея Боголюбского двинулся в бой с чудотворным образом. Яркие огненные лучи, исходившие от святого образа, палили врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Святой Руси. Как повествует костромской церковный историк и краевед XIX столетия протоиерей Павел Островский, «в память этого чудесного события и в назидание потомству на том месте, где стояла чудотворная икона Заступницы, поставлен был высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для Феодоровской иконы (в копии), а в последствии времени вместо столба устроена каменная часовня... По тому же случаю и близлежащее озеро именуется Святое». После смерти князя Василия, жизненный путь которого был освящен святым образом, икона пребывала в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.

В XX веке с иконой также связано немало чудес. В годы гонений на церковь святой образ не покинул храмовых стен и сохранился как святыня. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным.

С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Чудотворный образ привлекает к себе отовсюду множество паломников. По словам очевидцев, к ней ежедневно приходят люди, чтобы поклонится и вознести молитвы к Пресвятой Богородице.

Феодоровская икона Божией Матери издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. С ней связаны многие чудеса и дивные явления. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря под руководством настоятельницы ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. Вот некоторые фрагменты монастырской летописи:

«1991 год. Диакон В. из Нижегородской области. Семь лет не было детей; в течение года, по совету верующих, читали с матушкой акафист Феодоровской иконе Божией Матери. Родился сын. Приезжали в Кострому благодарить Матерь Божию.

* * *

1991 год. Супружеская семья из Москвы - Г. и Н., побывавшие у чудотворной иконы с группой паломников, прислали в обитель благодарственное письмо в связи с благополучным рождением ребенка (женщина имела серьезное заболевание, вследствие чего врачи запретили ей иметь детей). Письмо завершается словами: «Все прошло благополучно: я и мой сын чувствуем себя хорошо. Это чудо! Чудо, которое совершила Матерь Божия! Смилостивилась над нами по вашим молитвам...»

* * *

29 августа 1995 года, день празднования явления чудотворной иконы. Паломница из Москвы М.С.Т-а получила исцеление от опухоли правой руки, которой она страдала пять лет, врачи не могли ничего сделать. После того, как женщина приложила руку к иконе, болезнь вскоре бесследно прошла.

* * *

Октябрь 1997 года. У жительницы Костромы Н.П.С-ой тяжело заболела и почти отнялась нога. С огромным трудом 5 октября она пришла в собор, где совершалась вечерня с акафистом Феодоровской иконе Божией Матери; всерьез опасалась, что вернуться домой уже не сможет. Однако после службы, приложившись к чудотворному образу, пришла домой без посторонней помощи, а на утро следующего дня нога уже совершенно не болела.

* * *

11 октября 1997 года. Жительница г. Красноармейска Московской области А.А.Т-а рассказала настоятельнице о своей дочери, которая сразу после рождения третьего ребенка оказалась на грани жизни и смерти. Родственники обратились в Свято-Троице-Сергиеву лавру; там посоветовали заказывать молебен чудотворной Феодоровской иконе и читать ей акафист. Дочь вскоре поправилась, выписалась с ребенком из больницы, а мать сразу же приехала в Кострому - поклониться чудотворной иконе и поблагодарить Царицу Небесную за спасение дочери от смерти.

* * *

4 июля 2002 года получено письмо от супругов Б., где говорится: «Мы с мужем долго не имели детей. Осенью прошлого года я попросила одну рабу Божию помолиться. В ответ на мою просьбу эта милосердная раба Божия принесла мне маслице и иконочку Феодоровской Божией Матери, где на обратной стороне было написано, что данный образ освящен у Феодоровской иконы Божией Матери в вашем монастыре. А месяца через три произошло чудо! Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, смилостивился надо мною грешной, так что в данное время я ожидаю появления на свет нашего долгожданного человечка...»

* * *

В марте 2003 года обитель посетили супруги из Москвы Е. и И., оставившие следующее письменное свидетельство: «Весной 2001 года в Москву привезли икону Божией Матери Феодоровской. Всей семьей мы пришли поклониться Царице Небесной, прося Ее о помощи в родах. Мы ждали четвертого ребенка, а в предыдущих трех родах у меня было осложнение... Трижды мы приезжали к Царице Небесной поклониться и получили освященное масло, которым я помазывалась до родов. Во время четвертых родов осложнения не было. Теперь мы приехали в Кострому и с благодарностью припадаем к Божией Матери».

* * *

Благодарю Божию Матерь за проявленную милость. Вас благодарю за внимание.

Р.Б. Ольга 2012 г.

Феодоровская икона Божией Матери издревле почитается как чудотворящая святыня России. По молитвам верующих от нее было явлено множество чудес, радостных событий и долгожданных исцелений.

История появления иконы

Каждая Богородичная икона имеет свое название и чудесную историю обретения. В истории Феодоровской пересекаются многие имена и события: Феодор Стратилат, блаженная Параскева , князь Александр Невский , династия царей Романовых. Икона более 8 веков покровительствует граду Костроме.

Еще о православных святых:

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская».

Святой Лик был написан апостолом от семидесяти и евангелистом Лукой, автором одного из Евангелий, в 1 веке от Рождества Христова и несет в мир доброту и вселенскую заботу о человечестве.

Образ был доставлен из Иерусалима в Русскую землю, а когда и кем - насчет этого история не сохранила сведений. Образ хранился в небольшой ветхой часовенке близ города Городец, здесь же со временем была возведена Городецкая мужская иноческая обитель.

В 1239 году монголо-татары сожгли Городец, и во время бесчисленных пожарищ пропал святой образ. Предположительно он был отдан Александром Невским костромскому князю Василию Мизинному.

Однажды князь Василий Ярославович направился на охоту в северные костромские леса. Здесь же, вблизи небольшой речушки, он лицезрел сияющий небесной красотой Лик Богородицы. Одновременно испытывая радость и великий страх, он приблизился к Нему и хотел взять в руки. Удивительно, но образ чудесно воспарил в воздухе и поднялся по дереву выше его роста. Опешивший князь пал на колени и стал слезно умолять Царицу Небесную, чтобы Она сподобила взять образ в руки и доставить в главный костромской храм. Но икона так и осталась недоступной для его рук. Тогда князь спешно отправился в Кострому, рассказал духовенству и прихожанам собора о необыкновенном событии. К месту явления иконы направился Крестный ход. Прибыв на место, все паломники коленопреклоненно стали умолять Пресвятую Деву об оказании милости городу и переходе иконы в Кострому. После молебна священники беспрепятственно сняли Святой Лик с высокой сосны и торжественно перенесли в городскую церковь.

Старинная Феодоровская икона Божией Матери, женская небесная покровительница. Россия XIX век.

На следующий день для поклонения Богородице выстроилась огромная очередь и многие прихожане объявили священству, что накануне лицезрели необычно одетого мужчину в военной одежде, который ходил по городским улицам и в руках держал новоявленную икону. Люди узнали в нем Феодора Стратилата и поняли, что сам небесный покровитель Костромы принес в дар городу чудотворную святыню. От имени Феодора Стратилата икона получила название Феодоровская, а на месте ее чудесного обретения был возведен первый костромской монастырь. Его алтарь, как исключение из общепринятых правил, был обращен в северную сторону, туда, где была явлена икона.

Помощь от Феодоровского образа

Общеизвестно, что верующим людям помогает не сама икона, а Лик, изображенный на ней, предстательствующий о молящихся перед Всевышним.

Пред ней возносят молитвы:

  • об исцелении от болезней;
  • о даровании долгожданного чада и об его успешном вынашивании;

Еще о молитвах о детях:

Богоматерь - великая Заступница и Помощница всего человечества. Чудотворная Феодоровская икона Богородицы пособствует женщинам в удачном замужестве, помогает забеременеть и благополучно освободиться от родового бремени, исцеляет даже от самых тяжелых недугов. Деве Марии молятся о достойном воспитании детей, об избавлении от скорбей, в различных житейских нуждах.

Совет! Если в семье произошел разлад, то Царица Небесная поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами.

Часто родители благословляют детей на брак именно этой иконой, а у многих женщин именно Феодоровская Дева является венчальной иконой.

Иконография

На первый взгляд Феодоровская икона Богоматери очень напоминает Владимирскую , но присмотревшись к ней видны некоторые отличия и символы.

На обеих иконах Богомладенец обнимает за шею Свою Мать, и Своей щекой прижимается к ее щеке, но восседает Он на правой материнской руке. Его правая нога покрыта ризой, а левая по колено обнажена, что символизирует воспоминания о Христовых Страданиях. Матерь Божия имеет скорбный вид, что означает, что Она уже как бы оплакивает Своего Сына, идущего на смерть ради искупления грехов человеческих.

Алматинская — Феодоровская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой Всероссийской святыни.

На оборотной стороне помещено поясное изображение великомученицы Параскевы Пятницы. На ней надеты красные одежды, украшенные золотым рисунком, а руки воздеты в молитве на уровне груди.

Божия Матерь - великая Предстательница пред престолом Сына Своего о том, чтобы человечество праведно и достойно проводило свой земной путь, чтобы люди творили добро, любили Отца Небесного и ближнего своего, чтобы дорожили тем коротким временем, которое отведено для стяжания святости, и готовили себя ко Спасению и Жизни Вечной.

В честь Феодоровской иконы Божией Матери установлено два торжественных дня почитания ее памяти: 29 августа и 27 марта.

Видео о Федоровской иконе Божией Матери.

Вся история Русской православной церкви неразрывно связана с почитанием икон, особенно тех из них, которые прославились явленными через них чудесами. Именуются они чудотворными. Одним из таких чудотворных образов является икона Божией матери Федоровская. Это древнейший образ Царицы Небесной. Его авторство приписывают евангелисту Луке. Когда и как попал он на Русь - неизвестно, но с его пребыванием в русских землях связано много легенд и преданий.

Первые сведения о чудотворной иконе

Первые сведения об этой чудотворной иконе относятся к началу XII века. Известно, что хранилась она в часовне, вблизи легендарного града Китежа, в Городецком монастыре. Продолжалось это, пока не прошли по российским землям полчища Батыя. Городец, а вместе с ним и монастырь, были полностью разграблены и сожжены. Бесследно исчез и чудотворный образ. Те, кому посчастливилось пережить нашествие татар, полагали, что он безнадёжно утрачен, но через некоторое время произошло то, что принято теперь называть первым из известных его чудес.

Волею Творца, уцелев в огне пожарищ, образ был вновь явлен русской земле. Легенды представляют нам несколько версий этого события, а называются в них имена разных исторических лиц, сподобившихся первыми принять в свои руки вновь обретённую святыню, но бесспорно одно ― Царица Небесная явлением чудотворного образа засвидетельствовала свою неотступную помощь и поддержку всем, кто с глубокой верой уповает на неё.

Обретение образа князем Василием

В связи с этим событием чаще всего упоминается князь Василий Костромской. Рассказывается, что однажды во время охоты он увидел в ветвях дерева образ Божьей Матери. С большим почётом и в сопровождении духовенства находка была перенесена в Кострому и помещена в городском храме. Нашлись те, кто сразу узнал в этой иконе образ, считавшийся погибшим в огне пожара.

Вскоре произошло ещё одно чудо, послужившее поводом к тому, чтобы именовать икону так, как это принято ныне. В один из дней изумлённые жители Костромы стали свидетелями того, как некий чудный воин в образе святого великомученика Федора Стрателита прошествовал по городу, неся в руках обретённую недавно икону. Именно с этих пор она и стала именоваться ― икона Божией Матери Федоровская.

Новые бедствия и чудеса

Далее церковное предание повествует о новых бедствиях, постигших жителей Костромы, и о новых проявлениях чудодейственных сил. Так, упоминается о том, что вскоре после обретения иконы деревянный храм, где она находилась, сгорел, но когда безутешные горожане стали разгребать ещё дымящееся пепелище, они вдруг обнаружили совершенно целый и непострадавший образ. И это был не последний случай, когда икона Божией Матери Федоровская чудесным образом оставалась не тронутой огнём.

В те времена на Руси постройки возводили чаще всего из дерева, потому и пожары бывали не редкостью. Через какое-то время заполыхал и вновь отстроенный соборный храм. Когда же горожане бросились спасать из огня свою святыню, то вдруг увидели, как икона, медленно поднявшись из огня, повисла в воздухе и готова была навсегда раствориться в небе. Всем стало ясно, что Царица Небесная покидает их за грехи, творимые людьми. Все пали на колени и слёзно каялись перед святыней. Только после этого икона, проплыв в воздухе, опустилась на городской площади.

Спасение Костромы от татар

Трудно перечислить все чудеса, явленные Богородицей через этот её чудотворный образ. Достаточно вспомнить, как в 1260 году, когда к городу вновь подступили полчища татар, икона спасла Кострому от неминуемой гибели. Вынесенная на руках защитников города из храма, она ослепила врагов мощным сиянием, исходящим от неё. Обезумевшие от ужаса враги бросились бежать и уже не возвращались. По повелению князя Василия икона была установлена в Успенском соборе Костромы и украшена драгоценной ризой. Там она пребывала вплоть до 1929 года. Был составлен акафист Федоровской иконе Божьей Матери.

Возведение на царствование Михаила Фёдоровича

Но самым ярким событием Российской истории, в котором икона Божией Матери Федоровская сыграла важнейшую роль, было восшествие на царствование основателя династии Романовых, царя Михаила Фёдоровича. Доподлинно известно, что прибывшее из Москвы в Кострому посольство Земского собора, имевшее целью объявить юному Михаилу о возлагаемой на него великой миссии, привезло с собой две иконы ― Богородицы Владимирской и икону московских чудотворцев.

Жители Костромы, встретив посольство с Федоровской иконой, отправились в расположенный неподалёку Ипатьевский монастырь, где находился в то время вместе со своей матерью, инокиней Матрёной, будущий государь. Известно, сколь упорно противились мать и сын принятию царского скипетра, и только волею Царицы Небесной, запечатлённой на чудотворной иконе, их согласие было получено.

Именно перед Федоровской иконой пала на колени инокиня Матрёна, благословив сына Михаила Фёдоровича на царство. Произошло это в памятный всем 1613 год. Он положил конец тяжёлому периоду в истории страны ― Смутному времени. С этого года начался трёхсотлетний отсчёт правления царствующего дома Романовых.

Икона, хранимая Божьим промыслом

В XX веке, при всех его потрясениях и бедах, Божьим промыслом была сохранена Федоровская икона Божьей Матери. В чем помогает людям Пресвятая Богородица? В том, о чём просят её в горячих молитвах. Вот и сберегла Пречистая свой образ, вняв мольбам многих и многих православных христиан, страдавших в эпоху атеистического богоборчества.

Ныне этот чудотворный образ хранится в костромском кафедральном соборе, а в Санкт-Петербурге ежедневно открывает свои двери отреставрированный и возвращённый к жизни храм Федоровской иконы Божьей Матери. Он находится в центре города, недалеко от Невского проспекта, и всегда полон народа. Сюда приходят помолиться перед одним из списков иконы, также прославленным чудотворениями. Как сказано в Евангелии, каждый получает по вере своей. Истинно верующим несёт свою помощь и Федоровская икона Божьей Матери.

В чем помогает она и о чем её принято просить?

К Пресвятой Богородице перед этим её образом можно обращаться с любыми просьбами ― Владычица Небесная их услышит, и если на то будет её воля ― поможет. Но чаще всего молитва Федоровской иконе Божьей Матери возносится женщинами в период беременности и при родах. Особенно необходимо испросить её помощи в случаях, когда по тем или иным причинам роды могут быть тяжёлыми. Как и во всех случаях жизни, нет более надёжной опоры и защиты, чем Покров Пречистой Божьей Матери и её помощь, явленная через чудотворные иконы, одна из которых носит имя Федоровской.

Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Феодоровская икона Божией Матери


Общий вид Феодоровской иконы Богоматери без оклада

Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник «Коломенское»)

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

Икона была написана в 1164 г. по заказу Владимирского князя для Городецкого монастыря.

Икону написали по заказу Владимирского князя в 1239 г. как дар к свадьбе его сына . Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра.
Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.

Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218 -1220 гг. в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Храм Феодора Стратилата в Костроме

О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание и относил к 1152 г.

В 1237-1238 гг. на Русь обрушились монголо-татарские завоеватели. После разгрома Рязани их войска вступили на территорию Владимиро-Суздальской земли. Продолжая движение на север и восток, монголо-татары жгли русские города. В их числе оказался Городец [Кирьянов И.А. О древнем Городце/ Городецкая старина. Вып. 1. - Городец, 1992. С. 9, 10]. Тогда, в нач. 1238 г., и могла быть перенесена икона Богоматери из Городца в Кострому. Подробности «явления» иконы в Костроме, изложенные в «Сказании», призваны подтвердить указанную дату: «еже попусти Бог окаяннаго и свирепаго и прегордаго и мерзкаго отступника и лютаго мучителя Царя Батыя на всю русскую землю и мнози российстии грады плениша (...) и тогда плениша град, глаголемый Городец и понеже и вся сущия люди в нём посече и в есь пуст его сотвори, якоже обычай есть пленующим и от того плену и раззорения град той запусте и охуде, в нём же бе и сия чудотворная икона (...) Не восхоте бо Пресвятая Владычица наша Богородица образу Своему чудотворному быти на пусте месте (...) и датися Ей во одержание град Кострому» [Сказание о явлении и чудесах... - С. 210].

В 1239 г. Великий князь Владимирский восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь . Феодор Стратилат становится небесным покровителем города.

Князь Василий Ярославич родился в городе Владимире. До смерти старшего брата, Ярослава III Ярославича, княжил в Костроме.
Из летописей известно, что князь Василий женился в 1266 г. (имя и род его невесты неизвестны) и был венчан в соборе Феодора Стратилата святителем Игнатием, епископом Ростовским.

Затем в 1272 г. вступил на Владимирский великокняжеский престол.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое
Икону нашёл Великий князь Владимирский (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает третье предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Предание второе
16 августа 1239 г. костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что
«видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи».
От имени великомученика Феодора Стратилата икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Предание третье
Согласно третьему преданию икону обрёл 16 августа 1272 г. младший брат Александра Невского князь (1236 или 1241-1277 гг.). Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 г. иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.


Успенский собор Костромы

В нач. XV в. город был перенесён на кремлёвский холм. В сер. XVI в. в кремле был сооружён каменный Успенский собор. Храм был одноглавый и двухстолпный, на высоком сводчатом подклете. Это один из первых известных на Руси двухстолпных храмов. В его архитектуре была и вторая уникальная особенность — разворот апсид не на восток, а на север, в сторону Запрудья, где произошло явление Феодоровской иконы. Двухстолпное решение стало весьма популярным на Костромской земле. Не исключено, что Успенский собор служил образцом при возведении несколькими десятилетиями позднее собора в Богоявленском монастыре Костромы, ныне кафедрального.

Признание иконы чудотворной


Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
— «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную часовню.



Святое озеро и часовня XVII века

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

В 1613 г. Земский собор избрал на царство , что закрепил итоговым документом - Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.


Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит.

Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса, с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 г., и на следующий день, 24 (14) марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

С другой стороны, непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то "…архиепископ взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню…"

Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 г. он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 г. по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй пол. XVII в. становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 г. по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.

Успенский собор не сохранил своей первоначальной архитектуры. Он многократно обновлялся и перестраивался после пожаров — в 1654, 1773 и 1843 гг. В сер. XVII в. он был с запада расширен. Будучи переделан в четырёхстолпный, собор получил вместо одной главы пять. В 1666 г. к нему пристроили придельную церковь в честь святого Феодора Стратилата. В соборе хранились наиболее почитаемые в городе иконы, в том числе и Феодоровская икона Божией Матери, а также знамёна костромского ополчения.
Святительские и царские грамоты адресовались вплоть до нач. XVII в. в Кострому в основном на имя «протопопа соборныя церкви Феодора Стратилата» (имелся в виду протопоп Успенского собора). Царь Михаил Феодорович посылает грамоты уже протопопу «соборныя церкви Пречистыя Богородицы и Феодора Стратилата».

18 мая 1773 г. страшный пожар охватил весь кремль и в нем древнюю соборную церковь - он уничтожил все её сокровища, весь архив, в котором были редкие рукописи. Церковный историк пишет, что при этом «чудесным образом сохранилась только древняя, неоцененная святыня - явленный и чудотворный образ Божией Матери Феодоровския». Во время этого пожара выгорело множество зданий в кремле, в том числе церкви Крестовоздвиженского монастыря, который после этого был переведён отсюда в упразднённый Анастасиин. Возобновленный Успенский собор остался в кремле один, на просторе, что дало возможность пристраивать к нему необходимые помещения.
Костромская епархия учреждена в 1744 г. Подворье архиерея и кафедральный собор находились в Ипатьевском монастыре. Тем не менее центром духовной жизни являлся Успенский собор, который, не будучи в Костроме главным, имел значительные преимущества.
В 1775-1778 гг. в нём трудились семнадцать ярославских живописцев. Внутри храма и на галерее были изображены сюжеты Библейской истории. Г. Лукомский и В. Лукомский в 1913 г. в своей книге о Костроме описали фрески этого храма, посвященнные явлению и чудесам Феодоровской иконы.
«Последовательно здесь изображено, - пишут они, - как Феодор Стратилат в день Успения носит икону по городу, как князь Василий в лесу увидел икону; далее изображены перенесение ее в Кострому, пожар в храме Феодора Стратилата, где первоначально была помещена икона, выход с иконой из Костромы против нашествия татар, битва с татарами за рекой Костромой у Святого озера и разные чудеса исцеления... Затем представлен Василий Квашня с конною свитою и собаками; на соборном перенесении иконы в Кострому изображен роскошный город (Кострома) с кремлем: на заднем плане - собор с золотыми главами, причем ворота в соборную ограду скопированы с натуры; а в изображении одного из чудес написана грандиозная крепость - на стенах, в амбразурах пушки и воины с ружьями и пиками».

XIX век


Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

С кон. XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В нач. XIX в. на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, написанном в 1820 г., об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…

В 1891 г. для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.


Список Феодоровской иконы XIX века

ХХ век

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 г. в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 г. Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 г. Успенский собор был взорван во время так называемой «безбожной пятилетки». В 1929 г. костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII в. утрачена.

«Федоровская икона утрачена настолько с лицевой стороны, что не даёт исследователю ничего, кроме разрозненных и небольших фрагментов. Об утрате этого памятника приходится жалеть особенно потому, что обратная сторона иконы с изображением мученицы Параскевы, сохранившаяся вполне удовлетворительно, подтверждает эпоху её происхождения, относимую легендой ко второй четверти XIII в.»
(А. И. Анисимов).

«К сожалению, головы [Богоматери и младенца], так же как и голова написанной на обратной стороне Параскевы, лежат на новом левкасе, конца XVIII века. Лучше всего сохранилась одежда Параскевы» (И. Э. Грабарь). «От живописи на лицевой стороне иконы „Богоматери Федоровской" сохранились лишь небольшие фрагменты. В лучшей сохранности до наших дней дошло изображение Параскевы. От живописи XIII века на изображении Параскевы сохранились только одежды, небольшие куски первоначального белого нимба и серебряного фона»
(С. И. Масленицын).


Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)

Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е гг. Успенский собор где находилась икона был разрушен и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в сер. 1940-х гг. в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 г. на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 г. патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
С апреля 1964 г. икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 г. была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 г. Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставшим кафедральным собором Костромской епархии.

Иконография


Фрагмент Феодоровского первообраза

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид:
…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.
Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.
Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта. На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который по мнению И. Э. Грабаря представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровни груди.

Храмы, освящённые в честь иконы Феодоровский

Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».


Феодоровский Государев собор,Собор Феодоровской иконы Божией Матери.

Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».



Феодоровский собор Санкт-Петербурга

Фёдоровская церковь — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.



Фёдоровская церковь Ярославля

Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).



Вознесенский собор Оршина монастыря

Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.


Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца

Празднование

В честь Феодоровской иконы Божьей Матери Православной Церковью установлены празднества:
- 16/29 августа;
- 14/27 марта - в память завершения смутного времени и призвания Михаила Федоровича на царство в 1613 году.

Феодоровская икона Божьей Матери покровительница, прежде всего, женщин - невест, будущих мам, и молитва к Богородице перед ней помогает при трудных родах. Ей молятся о сохранении мира и благополучия в семье, а также если семья в длительное время бездетна. Эту икону хорошо иметь в доме, где есть подобные проблемы. Искренняя молитва перед ней к Богоматери поможет Вам в их решении.
Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.
Больше всего свидетельств сохранилось о помощи, полученной по молитвам перед иконой о зачатии ребёнка.

Женственность

Молитва первая перед иконой Божьей матери Феодоровская

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерз¬новение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Хрис¬том. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподо¬бит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в пе¬чали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни вре¬менней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограж¬дение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явлъшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да сла¬вим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богородицы Феодоровская

О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да да¬рует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодонос¬но благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога наше¬го, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых ра-досте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья перед иконой Богоматери Феодоровская

К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому при¬внесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и безза¬коний, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоб¬лении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и неви-димых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческим; такождь от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоя, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да из-бавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.

««« Купить книгу »»»



««« Купить книгу »»»

Copyright 2015 Любовь безусловная