Литературный вечер посвященный м и цветаевой. Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия» методическая разработка на тему
 
» »

Литературный вечер посвященный м и цветаевой. Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия» методическая разработка на тему

30.10.2019

Сомнения и неуверенность в своих силах — нормальные атрибуты повышения. Но этот страх надо использовать себе во благо.

Сомнения и неуверенность в своих силах — нормальное состояние для человека, получившего повышение. Однако вместо того, чтобы культивировать свой страх, попробуйте обратить его во благо..

Сотруднику предлагают повышение. Он рад, что его оценили, но боится не справиться с новыми задачами, прослыть неудачником. И в результате размышляет: может, лучше остаться на прежнем месте? И в то же время: а вдруг такой шанс больше не представится?

Не стоит думать, что ваш руководитель или любой другой топ-менеджер, в очередной раз переходя на новую должность, пребывал в непоколебимой уверенности в себе и собственных силах. Возможно, он так же кружил по комнате, хватался за голову и думал: и зачем я только за это взялся?

А вы — боитесь?

«Страх неудач или неуверенность в своих силах могут возникнуть у любого человека, вне зависимости от уровня повышения», — констатирует Ольга Лапшинова, менеджер по работе с персоналом налогового отдела . Однако есть и «группа риска». По словам Людмилы Хенвен, эксперта кадрового холдинга , в ней находятся люди с невысокой самооценкой и высокой степенью тревожности, а также перфекционисты — те, кто привык выполнять свою работу максимально качественно.

«Переходя на более ответственную позицию, перфекционисты сталкиваются с тем, что не могут сразу показывать такой же высокий результат, что и прежде, и от этого очень переживают, — продолжает Людмила. — У «тревожных» другая проблема: они сильно зависимы от комфорта и оценки окружающих. Получив же повышение, человек не только выходит за рамки уже привычных обязанностей, но и подчас меняет команду. Нужно завоевывать доверие новых коллег, а для того, кто ценит себя невысоко, это очень непросто».

Так ли страшен страх?

Помимо необходимости взаимодействовать с коллегами, страх порождают отсутствие опыта аналогичной работы, невозможность поэкспериментировать, опасность потерять все завоеванные позиции в случае неудачи, считает Екатерина Лукьянова, консультант . Но можно ли совсем без страха? Пробую представить себе человека, который никогда не сомневается и ничего не боится, и на ум приходят лишь маленькие дети.

«Сомнения — это страх неизведанного, — рассуждает Лукьянова. — Человеку свойственно сомневаться и проявлять осторожность, это делает его гибким, готовым изменяться, а это, в свою очередь, — необходимое условие успешной работы на новой должности».

Согласна с этим мнением и Лапшинова. На ее взгляд, уверенность в своих силах можно повысить, но неуверенность или страх изжить полностью нельзя. Разумная доля неуверенности всегда порождает осмотрительность в принятии решений, что полезно.

Страх как стимул

Если «подкармливать» страх, вскоре он застит своими крыльями все ваши перспективы.

Одни страшно паникуют: «Я ни за что не справлюсь! Даже Иванов не смог, куда уж мне…». Если в этот момент мнительного паникера, одержимого стремлением к совершенству, «не поддержать, не похвалить, не отметить его достоинства в текущей должности, то он может закрыться, попытаться совсем уйти от решения вопроса своего профессионального развития. Любое обсуждение будет для него пыткой и серьезным стрессом», — напоминает Ольга Лапшинова.

Другие не отягощены бесплодным самоедством, и для них «подобный страх часто становится сигналом к мобилизации всех своих внутренних сил, стимулом к совершенствованию: если я не уверен в своих силах, значит, нужно разобраться, чего мне не хватает и справиться с этим», — добавляет HR-менеджер КПМГ.

Именно к такой реакции надо стремиться. И помнить, что главное оружие против страха — это опыт. А где его взять, если человек, не успев освоиться, в ужасе бежит с новой должности?

Амбициозные взбираются вверх, мнительные копают вглубь

Вступая в новую должность:
1. Определите, какого результата ожидает от вас руководитель, какие задачи вы должны решить в первую очередь и в какие сроки. Будут ли у вас помощники? Ну и просто присмотритесь к нему (и другим ключевым менеджерам) - вдруг вы окажетесь настолько неприятны друг другу, что не сможете работать вместе.

2. Поинтересуйтесь у будущих коллег, которые занимают аналогичную должность или выполняют сходные задачи, какие сложности у них возникают, какие участки работы считаются «горячими».

3. Уделите особое внимание налаживанию отношений с подчиненными, чтобы потом можно было рассчитывать на их поддержку. Даже если вы давно работаете вместе, нужно проявить себя в новом качестве. Проведите организационные собрания отдела, организуйте рассылки с информацией о новых задачах. Поговорите с каждым об его обязанностях и наметьте перспективы развития.

4. Составьте план действий на ближайшее время, обсудите его с руководителем. Более глобальные задачи разбейте на подзадачи. Определите, каких знаний и навыков вам не хватает для успешного выполнения этой работы. Пусть цели будут конкретными, достижимыми, привязанными к конкретным срокам.

«Если ваш работодатель предложил вам продвижение, но вы не уверены, что готовы к этому шагу, ответьте для себя на несколько вопросов, — советует Людмила Хенвен. — Во-первых, интересна ли вам предлагаемая позиция; во-вторых, соответствует ли она нашим долгосрочным карьерным планам; и, наконец, готовы ли вы уделять дополнительное время более интенсивной работе, если это необходимо. Если ответы утвердительные — смело идите вперед».

Кстати, по словам Екатерины Лукьяновой, амбициозные и мнительные могут развивать свою карьеру по-разному. Для амбициозных самое милое дело получить повышение по службе — вместе с ответственностью и новыми обязанностями они обретут желанную самостоятельность, возможность самореализации и полномочия.

Однако расширение круга компетенций на одной должности — это тоже развитие карьеры и тоже может сопровождаться повышением зарплаты, считает Лукьянова. По ее словам, такое развитие подходит людям мнительным, но при этом обладающим хорошим интеллектуальным потенциалом и высоким профессиональным уровнем.

Когда лучше остаться на прежнем месте

По мнению экспертов, если повышение сотрудника связано с признанием его заслуг и компетентности, в 80% случаев у него нет оснований для страхов. «Но, к сожалению, иногда такие решения принимаются необдуманно, без основательных аргументов и анализа», — говорит Ольга Лапшинова. Она рекомендует насторожиться, если: 1) руководство само не знает, чего хочет; 2) ситуация «патовая»: нужен хоть кто-то, кто мог бы решить насущные проблемы, «а дальше посмотрим»; 3) руководство не имеет полного представления о том, какой опыт у вас уже есть, чем ваши знания будут полезны.

К сожалению, бывает и так, что человека продвигают на более высокую позицию лишь с тем, чтобы его просто «подставить». «Например, если в компании не все в порядке с финансовой отчетностью, то на должность руководителя, несущего уголовную ответственность, постараются поставить человека, не слишком искушенного в этих вопросах», — приводит пример возможной ситуации Екатерина Лукьянова.

Еще две причины «притормозить» — отсутствие лидерского потенциала и организаторских способностей (если человеку предлагают перейти на руководящую должность), и отсутствие интереса к предлагаемой работе. Людмила Хенвен отмечает, что если человек при переходе руководствуется лишь тем, что он уже давно работаете в компании и «пора что-то менять», скорее всего, с новой задачей он не справится. У него не будет стимула выкладываться полностью.

Если вы не справились

В таком случае программа минимум — постараться спокойно вернуться на прежнюю должность, программа максимум — вернувшись, сохранить в своем арсенале тот опыт, который был получен даже при неудачной попытке, говорит Екатерина Лукьяненко.

Для этого:

  1. Определите, насколько понятны для вас были новые обязанности.
  2. Восстановите картину: задача, ваши действия, результат. Где возникли сложности? Чтобы получить объективную картину, узнайте мнение «нейтральных» коллег.
  3. Попросите у руководителя детальные комментарии по вашей работе, пусть даже не слишком приятные. Как, на его взгляд, нужно было решать эту задачу?
  4. Составьте для себя план собственного развития, очертив свои сильные и слабые стороны в желаемой роли. На что нужно обратить внимание, чтобы успешно справляться со своими обязанностями впредь? Возможно, стоит посетить тренинг, семинар, курсы. Возможно, уделить внимание отношениям в коллективе.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Сумерки. Медленно в воду вошла
Девочка цвета луны.
Тихо. Не мучат уснувшей волны
Мирные всплески весла.
Вся - как наяда. Глаза зелены,
Стеблем меж вод расцвела.
Сумеркам - верность, им, нежным, хвала:
Дети от солнца больны.
Дети - безумцы. Они влюблены
В воду, в рояль, в зеркала...
Мама с балкона домой позвала
Девочку цвета луны.

/М.Ц., «Вечерний Альбом»/

Не день и не утро – вечер памяти. Оттого что вечерний, сумеречный свет ассоциируется с западом, символизируя местоположение смерти. Оттого, что сумерки являют собой разграничительную линию, одновременно объединяющую и разделяющую прошлое и будущее. По вечерам ветер времени возвращает нас в прошлое. Или прошлое – в нас?
24 сентября Вечер и Ветер встретились в артклубе «Copyright», разместившемся на тихой и уютной улице в старых кварталах Одессы. Этот вечер памяти был посвящен поэту Серебряного века русской литературы – Марине Цветаевой. Трагическая судьба Марины Ивановны, не знавшей при жизни ни славы, ни семейного счастья, ни домашнего уюта – это жизнь, принесенная в жертву Поэзии, в жертву Слову. «Для меня стихи – дом», - так определила свое отношение к писательству, к творчеству сама Марина. И для тех, кто пришел почтить память поэта, двери в этот дом распахнула мастер художественного слова Елена Куклова. По мнению искусствоведа Станислава Айдиняна, именно ее прочтение цветаевской поэзии на сегодняшний день является наиболее прочувствованным и ярким, кроме того, Елена Куклова – редкий пример человека, знающего всё поэтическое наследие Марины наизусть.
О судьбах семьи Цветаевых поведал Станислав Айдинян, искусствовед, культуролог, секретарь и литературный редактор Анастасии Цветаевой. Как биография человека, постигшего таинства искусства, наполняется собственными тайнами, так и биография Марины Ивановны полна загадок и недомолвок. Неужели Сережа Эфрон, муж Марины, был причастен к истреблению советских эмигрантов, успевших вовремя покинуть пределы СССР? Такие ли «в роковые времена слагают стансы и идут на плаху»?! И разве могла ее дочь сотрудничать с НКВД?! Нет, сын самой Цветаевой никогда бы не опустился до воровства!.. Но, к сожалению, судьбы близких Марине людей: сестры Анастасии, мужа, дочери Али (Ариадны) и сына Мура (Георгия) несли на себе трагическую печать и времени, и Рока. Сергей – эмиграция, возвращение в Россию, арест, расстрел. Ариадна – арест, пересылки, лагеря. Анастасия – арест, мясорубка ГУЛАГа, ссылка. Мур, переживший самоубийство матери и нищету сиротской жизни – без вести пропал на четвертом году Великой Отечественной Войны… И среди них – Марина: в страхе за детей, за мужа, за дом – «не-уют»… В вечном поиске угла, любви понимания… В мифе со-творения – людей и слов, судеб и строк, бессметных, как ветер, вольных, как океан, как цветаевская прихоть – писать, когда наложен запрет на живое, рвущееся из морских глубин души, слово. И уходить – когда нельзя… И жить, оживая в каждом звуке «сорвавшихся, как брызги из фонтана» стихотворений.
Пришедшие на вечер наверняка остро ощутили ту уникальную подвластность поэтических форм от шторма мыслей, которая способна создать совершенное стихотворение, ту неотделимость от поэтической стихии, околдовывающую пляску чувств, эмоций, зрелого и полностью осознанного максимализма, которыми полна поэзия Марины. Кроме Елены Кукловой донести все эти колдовательные чувствования попытались замечательный одесский поэт Юлия Петрусевичуте, Евгения Красноярова и я, С.Г. Вечер закончился потрясающим исполнением Ингой Зинкевич песен, написанные ею на стихи Марины.
Я уверен, что Брюсова, к примеру, забудут на века четыре раньше, а Бродского – веков на шесть раньше, чем Марину. Ближе к концу жизни Марина тоже была в этом почти уверена – для этой уверенности ей было необходимо знать только одно: что она неотделима от стихии поэзии и живёт ею.
Седью, как сквозь невод
Дедов, как сквозь косу
Бабкину, - а редок!
Редок, реже проса
В засуху. (Облезут
Все", верхи бесхлебны.)
О, как воздух резок,
Резок, реже гребня
Песьего, для пёсьих
Курч. Счастливых засек
Редью. Как сквозь про"сып
Первый (нам-то - засып!)
Бредопереездов
Редь, связать-неможность.
О, как воздух резок,
Резок, резче ножниц.
Нет, резца... Как жальцем
В боль - уже на убыль.
Редью, как сквозь пальцы...
Сердца, как сквозь зубы
Довода - на Credo 1
Уст полураскрытых.
О, как воздух цедок,
Цедок, цедче сита
Творческого (влажен
Ил, бессмертье - сухо).
Цедок, цедче глаза
Гётевского, слуха
Рильковского... (Шепчет
Бог, своей - страшася
Мощи...)
А не цедче
Разве только часа
Судного...
В ломо"ту
Жатв - зачем рождаем?
...Всем неумолотом,
Всем неурожаем
Верха... По расщелинам
Сим - ни вол ни плуг.
- Землеотлучение:
Пятый воздух - звук.

/М.Ц., «Поэма Воздуха»/



«...Я - БРЕННАЯ ПЕНА МОРСКАЯ»

Литературный вечер, посвященный М.И. Цветаевой

ЧТЕЦ :

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

М. Цветаева

ВЕДУЩИЙ (1):

Родилась Марина Ивановна 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в Москве. Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, происходил из рода бедного сельского священства. Благодаря незаурядному таланту и трудолюбию он стал профессором-искусствоведом, основателем Музея изящных искусств (ныне — Московский музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Мать, Мария Александровна Мейн, родом из обрусевшей польско-немецкой семьи, была одаренной пианисткой. В такой творческой семье родилась Марина.

ВЕДУЩИЙ (2):

«Четырехлетняя моя Маруся все ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы — может быть, будет поэт», — писала Мария Александровна. Как ни странно, но детская забава искать в словах звуковые подобия не исчезла вместе с детством и стала выражаться на бумаге в виде стихот-ворных каракуль. Мария Александровна не на шутку встревожилась. Будучи талантливой пианисткой, она упорно и систематически учила Марину фортепьянной игре, обнаружив музыкальный дар дочери в пятилетнем возрасте. Но Марина предпочитала складывать стихи.

Стихи она не переставала писать даже тогда, когда Мария Александровна отнимала и прятала от дочери чистые листы бумаги. В шестилетнем возрасте Марина писала по-русски, по-немецки и по-французски.

Никто в семье Цветаевых не воспринимал всерьез талант Марины, ей с детства приходилось терпеть насмешки. Но зато как она отстаивала свое право заниматься любимым делом! Какая уверенность в собственной правоте!

ВЕДУЩИЙ (1):

Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой Тарусе Калужской губернии (ныне - Подмосковье), отчасти — за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой — в музыкальной школе, потом — в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Окончила в Москве семь классов частной гимназии Брюхоненко. В возрасте шестнадцати лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской литературы.

ВЕДУЩИЙ (2):

И вот в один из московских осенних дней 1910 года невысокая гимназистка со стопкой стихов в руках и дерзостью в душе направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. Марина Цветаева решилась напечатать свои стихи на свои средства. Так была выпушена ее первая книга под названием «Вечерний альбом» тиражом пятьсот экземпляров.

ЧТЕЦ:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти, -

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...»

ВЕДУЩИЙ (1):

Цветаева послала свою книгу «Вечерний альбом» В. Я. Брюсову и М.А. Волошину. Это была слишком большая смелость — отправить полудетские стихи Брюсову «с просьбой посмотреть».

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Брюсов противопоставил Цветаеву другому тогдашнему дебютанту - Илье Эренбургу. Строгий Брюсов особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая ее, впрочем, от опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки». Отзыв Н.С. Гумилева был еще благосклоннее: «Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна... Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например детская влюбленность; ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни...».

ВЕДУЩИЙ (2):

В сентябре 1912 года у них родилась дочь Ариадна (Аля). Аля тоже писала стихи, и, конечно же, о Марине.

ЧТЕЦ:

<...>

Спите, Марина,

Спите, Морская Богиня.

Ваше лицо будет скрыто в небесных морях.

Юноши будут давать Вам обеты в церквах.

Звери со всех сторон мира

Будут реветь под цыганской звездою любви.

<...>

А. Эфрон. Психея

ВЕДУЩИЙ (1):

В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», посвященный мужу, Сергею Эфрону. В том же году печатается сборник «Из двух книг».

В 1917 году любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт. Воспитанный в семье революционных деятелей, Сергей Эфрон сражался против революции в белой Добровольческой армии на Дону.

ЧТЕЦ:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче — вороны!

<...>

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

<...>

М. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел...»

ВЕДУЩИЙ (2):

Она как будто предсказывала разлуку со своим мужем. За четыре года Марина не получила от мужа ни одной весточки. Младшая дочь Ирина умирает в возрасте трех лет от голода. Ариадну от голода спасают в приюте. Марина пишет стихи, называя мужа «белым лебедем» и воспевая его в образе святого Георгия, спасающего народ от зла. Злом она считает революцию.

ВЕДУЩИЙ (1):

Весной 1921 года Цветаева просила Илью Эренбурга, уезжавшего в Европу, отыскать ее мужа. И он находит Сергея, живого и здорового, в Константи-нополе. Потом Эфрон переезжает в Прагу, начинает учиться, поступает на филологический факультет университета. У Цветаевой нет сомнений — надо ехать к мужу. Она прощается с молодостью, со страной, с друзьями, подводит итоги прошлого. Отъезд ее не раз откладывался, были трудности с оформлением паспортов, не хватало денег. Уезжали налегке, все вещи были проданы или раздарены.

ЧТЕЦ:

Ты, меня любивший фальшью

Истины - и правдой лжи,

Некуда! - За рубежи

Ты, меня любивший дольше

Времени. — Десницы взмах!

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах.

М. Цветаева «Ты, меня любивший фальшью...»

ВЕДУЩИЙ (2):

После эмиграции Цветаева два с половиной месяца жила в Берлине в пансионе. Здесь произошло одно из важнейших событий в жизни Цветаевой, повлиявшее на ее жизнь, на многие годы, — заочная эпистолярная встреча с Б.Л. Пастернаком. «Дорогой, золотой, несравненный мой поэт!» — обращался он к Цветаевой в первом же письме. Теперь в мире у нее был верный и непридуманный друг.

ВЕДУЩИЙ (1):

Берлин не был долгим пристанищем Цветаевой. Она решила ехать в Чехию, где учился ее муж, а правительство выплачивало некоторым русским эмигрантам — писателям и ученым - стипендию-пособие за счет золотого запаса, вывезенного в Гражданскую войну из России. В Берлине уже не осталось человеческих отношений, которыми Цветаева могла бы дорожить: уехал Андрей Белый, разладилась дружба с Эренбургом. Первого августа Цветаева с дочерью приехали в Прагу, но жить в городе было слишком дорого, и Цветаевы поселились в поселке. Все дачные поселки в предместье Праги в основном принадлежали в ту пору русским эмигрантам.

Тяжелые послереволюционные годы, ряд разочарований в Берлине сильно угнетали Цветаеву, ей казалось, что женщина, человек в ней уже погибли, остался только поэтический дар.

ВЕДУЩИЙ (2):

Анна Ахматова сказала как-то: «Способных поэтов не бывает! Или поэт, или нет! Это не та работа, когда, вставши рано поутру, умывшись, садишься за стол: дай, дескать, потружусь. Стихи - это катастрофа. Только так они и пишутся. Если не так - читатель сразу поймет и почувствует!»

ВЕДУЩИЙ (1):

Период с 1917 по 1922 год для Цветаевой оказался необычайно продуктивен. Она написала более трехсот стихотворений, поэму-сказку «Царь-девица», шесть романтических пьес, цикл «Дон».

Особенно поддержал Цветаеву при вхождении ее в литературу М.А. Волошин, с которым она вскоре, несмотря на большую разницу в возрасте, подружилась.

Цветаева решила бросить гимназию и весной 1911 года уехала в Крым, в Коктебель, где жила у Волошина.

Лежа на пляже, Марина делилась с Волошиным сокровенным: «Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень». Марина, — отвечал он. — Влюбленные глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренно поверишь, что это твой любимый камень».

ВЕДУЩИЙ (1):

А с камушком сбылось.

«Они встретились, — пишет Ариадна, дочь Цветаевой, — пятого мая 1911 года на пустынном, усеянном галькой, коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!

Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день...»

За Сергея Эфрона Марина вышла замуж через полгода после его восемнадцатилетия.

ЧТЕЦ:

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге.

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей —

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! —

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы - и идут на плаху.

М. Цветаева «Я с вызовом ношу его кольцо!..»

ВЕДУЩИЙ (2):

Тогда им казалось, что судьба подарила обоим неслыханную удачу.

Самая ее заветная тема — философия и психология. Она веровала в Бога, и Господь одарил ее талантом поэта. Она выслушивала грозный, грохочущий мир. Выслушивала и ставила собственный диагноз.

Цветаева не поняла и не приняла Октябрьской революции. Казалось, что почва выбита из-под ног.

ВЕДУЩИЙ (2):

Семнадцать лет провела Цветаева на чужбине. Марина стойко переносила нужды, нехватку средств. Гораздо тяжелей ей было оттого, что ее стихи здесь, в эмиграции, не нужны. «Мой читатель, несомненно, в России», «Пи-шу не для здесь, а для там», - говорила она.

Эмигрантские круги недолюбливали Цветаеву за ее независимость, любовь к России, они не приняли ее.

ВЕДУЩИЙ (1):

Ариадна писала про свою мать следующее: «Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — сто шестьдесят три сантиметра, с фигурой египетского мальчика - широкоплеча, узкобедра, тонка в талии... Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь на письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта»...

Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками... Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его - всю жизнь».

ВЕДУЩИЙ (2):

В 1925 году у Цветаевой родился давно желанный сын Георгий; В семье его звали My р. Она почти все свое время посвящает сыну, а поэзия отходит на второй план. «Он не должен страдать от 10-го, что я пишу стихи, — пусть лучше стихи страдают!» - говорила она. Марина не забывала, как погибла ее дочь Ирина.

ВЕДУЩИЙ (1):

В эмиграции Цветаева пишет много прозы.

«Эмиграция делает меня прозаиком», — говорила она, имея в виду, что стихи все труднее становится устроить в печать. А о заработке Цветаева помнит постоянно. Она пробует разные жанры, кроме беллетристики — повести с выдуманным сюжетом не для нее.

Она писала очерки: «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Лавровый венок», «Сказка матери» и другие.

ВЕДУЩИЙ (2):

Цветаева написала очень много стихотворений, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм. Проза, написанная ею, так же ярка, как и поэзия. Она никогда не принадлежала ни к каким направлениям, и ни один критик не сподобился наклеить на нее ярлык.

ВЕДУЩИЙ (1):

Интересны письма Цветаевой. Это своего рода заочные романы с незнакомыми или почти незнакомыми людьми. Это монологи взволнованной души, обращенные к Б.Л. Пастернаку, Р.М. Рильке. Марина увлекалась не только стихами, но и поэтами. Эту ее способность ценил О.Э. Мандельштам и говорил, что таким образом проявляется ее удивительное бескорыстие. Такие увлечения были недолговечными, но бурными, как ураган. Жена Мандельштама — Надежда вспоминала: «Я уверена, что наши отношения с Мандельштамом не сложились бы так легко и просто, если бы раньше на его пути не повстречалась дикая и яркая Марина. Она расковала в нем жизнелюбие и способность к спонтанной и необузданной любви, которая поразила меня с первой минуты. Я не сразу поняла, что этим я обязана именно ей, и мне жаль, что не сумела с ней подружиться». Это были «романы души», а не романы тела, но Марину никто не хотел понять. По-настоящему она любила только Эфрона и была однолюбкой.

ЧТЕЦ:

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня: —

Россия, родина моя!

Но и с калужского холма

Мне открывается она —

Даль - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

<...>

М. Цветаева. Родина

ВЕДУЩИЙ (2):

ВЕДУЩИЙ (1):

Эфрон был причастен к политическому делу: последние годы он активно участвовал в работе Союза дружбы с Советским Союзом. По некоторым источникам, даже выполнял задания НКВД. Обстоятельства сложились так, что он срочно уезжает в Россию.

Эфрон любил Россию с фанатизмом и, служа в белой армии, твердо верил, что спасает ее. Разочаровавшись в Белом движении, он столь же фанатично и безоглядно стал служить Советской России.

ВЕДУЩИЙ (2):

Марина остается в Париже с сыном, ее допрашивают по поводу дела мужа, она свидетельствует, что «хотела бы умереть, но приходится жить ради Мура». После выезда родных Цветаевой находиться во Франции было опасно. Оставалось последовать за мужем и дочерью, что приравнивалось к отсроченному самоубийству. В июне 1939 года Цветаева едет в Россию, как раз к аресту дочери и мужа. На вокзале она узнает об аресте сестры Анастасии.

Об этом периоде Цветаева пишет в дневнике: «Никто не видит, не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами крюк».

ЧТЕЦ:

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух — не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь!

С полным передником роз! — Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

М. Цветаева. «Знаю, умру на заре...»

ВЕДУЩИЙ (1):

Встретившись с Анной Ахматовой, Цветаева жаловалась на судьбу и вдруг, наклонившись, сказала, как ходила смотреть дом, где прошло ее детство, и увидела, что там по-прежнему растет любимая липа. Марина умоляла Ахма-тову никому не открывать эту тайну, иначе «они узнают и срубят». Ахматова говорила: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».

ВЕДУЩИЙ (2):

1941 год. Война. Эвакуация из Москвы загнала Цветаеву в Елабугу. Пастернак пришел, чтобы помочь Цветаевой укладывать вещи. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, нахваливая ее крепость, пошутил, что веревка все выдержит, «хоть вешайся на ней». Ему впоследствии передали, что Цветаева повесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку.

Цветаева писала заявление в столовую с просьбой разрешить ей работать посудомойкой. Ей отказали. «Если Цветаеву можно определить в судомойки, - иронизировала Лидия Корнеевна Чуковская, — то почему бы Ахматову не в поломойки, а жив был бы Александр Блок — его бы при столовой в истопники».

ВЕДУЩИЙ (1):

Стихи Цветаева уже не пишет. В обращении к сыну в предсмертном письме Марина Ивановна написала: «Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

ЧТЕЦ:

<…>

О черная гора,

Затмившая - весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

<...>

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

М. Цветаева. «О, слезы на глазах!..»

ВЕДУЩИЙ (2):

Сестра Марины - Анастасия Цветаева - говорила: «Меня хотят уверить, что Марина ушла - и оставила сына! - оттого, что не вынесла тяжестей жизни. Но от нищеты Цветаевы не погибают».

«Если бы я была с мамой, она бы не умерла. Как всю нашу жизнь, я бы несла часть ее креста, и он не раздавил бы ее» (Ариадна Эфрон).