З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
 
» »

З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

23.09.2019

Сознание и бессознательное не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Предполагают, что в сферу сознания попадает информация, представляющая трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т. е. всего того, чем располагает сознание. Но как только решение найдено, вновь включается в работу «автопилот» (бессознательное), а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.

Между сознанием и бессознательным нет четких «таможенных» переходов. Тем не менее общее психическое поле условно делят на участки, называя их фокусом сознания, периферией и границей. В фокусе сознания находятся те процессы, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, контроль над которыми может быть ослаблен ввиду их слабой актуальности в данной ситуации. Через границу же, в сферу бессознательного, направляется все, что отработано до уровня автоматизма (навыка).

Из приведенных рассуждений следует, что в обычных состояниях основные действия индивида постоянно находятся под тем или иным уровнем контроля сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает сфера бессознательного.

Взаимосвязь сознания и бессознательного просматривается на феномене сновидений
. Сон - особый вид активности человека. Во время сна человек:
- сохраняет память (может пересказать сновидения);
- может размышлять (иногда удается найти выход из сложной ситуации);
- может перемещаться (ходить, переворачиваться с боку на бок);
- может реализовывать намерения (пробудиться в желаемое время);
- может обучаться, например, иностранному языку;
- может выкрикивать имена людей (или фрагменты пережитых им ситуаций), выдавая тем самым их значимость для себя и свою причастность к ним.

Сон включает в себя две циклически повторяющиеся фазы: медленную и быструю. Обычно они повторяются 4-5 раз за время ночного сна. Во время медленной фазы падает общая активность человека, он погружается в глубокий и крепкий сон. Он как бы перестает существовать в этом мире, не может воспроизвести сновидения. Эта фаза более характерна для первой половины ночи. Во время быстрой фазы, наоборот, все процессы активизируются (быстрые движения глаз, подъемы и спады кровяного давления, сновидения с возможностью их воспроизведения).

Сновидения занимают около одного часа времени от ночного сна. Это еще мало изученный процесс. Существуют прямо противоположные точки зрения относительно сущности сновидений. Например, И. Павлов утверждал, что сновидения свидетельствуют о неглубоком сне, который не может полностью восстановить работоспособность человека. 3. Фрейд утверждал, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его «внутренняя цензура». Во сне эта цензура теряет бдительность и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования.

Вот таким образом сновидения уменьшают накопленную днем напряженность (в этом заключается их реабилитационная функция) и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хорошего настроения, самочувствия и уверенности.

Понятие бессознательного

Касаясь рассмотрения бессознательного, необходимо отметить, что оно является наиболее глубинной и объемной областью человеческого разума. Бессознательное можно представить как хранилище инстинктов, эмоций, воспоминаний, которые были вытеснены в бессознательно, поскольку угрожали психике человека.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность. Для Платона, признание существования бессознательного, послужило основой для создания теории познания, основанной на воспроизведение того, что происходит в глубинах человеческой психики. Будучи знаком с философскими идеями Платона, З. Фрейд, без сомнения, вынес из них некоторые представления о бессознательном Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : Наука, 1994. - 233 с..

На формирование психоаналитического учения З. Фрейд также повлияли философские взгляды Шопенгауэра и Ницше. Шопенгауэр считал бессознательное первопричиной всех существующих вещей. Ницше большее внимание фокусирует на изучении функционирования бессознательного в глубинах человеческого существа. В свою очередь, для З.Фрейда бессознательное - это, главным образом что-то психическое и только в связи с человеком.

З. Фрейд не подвергал сомнению тот факт, что сознание выступает регулятором поведения человека. Он обнаружил, что под крышкой сознания скрыт глубинный пласт не осознаваемых личностью стремлений и желаний. Как врач, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые чувства и мотивы могут становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном - это фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ является частью психотерапии, медицинской метод исследования, разработанный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В бессознательном следует понимать не нечто абстрактное, а формы духовной жизни, которые, имея все атрибуты психического, в то же время не являются свойством сознания Фрейд, 3. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М. : Смысл, 1991. - 253 с..

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Рассмотрим схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями З. Фрейда Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : Наука, 1994. - 233 с..

З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный»».

Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : Наука, 1994. - 233 с..

Итак, под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа, развитая З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов.

1.3 Взаимосвязь сознательного и бессознательного

Сознание - это единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. В дополнение к сознанию у человека есть - бессознательное, т.е. те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение, похожи на осознаваемые, однако не осознаются человеком. Их также называют психическими процессами, наряду с осознаваемыми процессами Бескова И.А. Эволюция и сознание / И.А. Бескова. - М. : Ренессанс, 2001. - 275 с..

Представление о бессознательном как о биополе, через которое оно связано с сознанием, позволило сформировать понимание того, что возможно подключение сознания через подсознание с космосом. Это понимание основано на ряде фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейд и его последователями. Исходя из чего, сформировалась точка зрения о том, что сознание связано с космическим пространством, через подсознание Проблема сознания в современной западной философии. - М. : Наука, 1989. - 250 с..

К сфере бессознательного относится часть психики, когнитивные образы, который непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить только косвенно, путем открытия внутреннего мира. В то же время, бессознательное не отделены неприступной стеной сознания, но возможности перевода затруднены. Среди бессознательных психических процессов можно отметить такие как память, мышление, мотивационные процессы и др. Бессознательная память непосредственно управляет мышлением и связана с долговеременной и генетической памятью. Бессознательное мышление совершенно очевидно играет решающую роль в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь человека Гинецинский, В.И. Человеческое сознание / В.И. Гинецинский. - СПб. : Питер, 1997. - 346 с..

Бессознательная мотивация, в свою очередь, оказывает влияние на направление и характер действий человека. Здесь бессознательное проявляется в качестве интересов, потребностей, которые человек не осознает в себе, но которые ему присущи, и проявляются в различных непроизвольных действиях и психических явлениях. Например, ошибочные действия, оговорки, описки. В другом случае - это проявляется как невольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и событий, которые прямо или косвенно связаны с неприятным опытом. Третья группа бессознательных явлений личного характера относится к категории представлений и связанны с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого Петренко, В.Ф. «Психосемантика сознания» / В.Ф. Петренко. - М. : Политиздат, 2006. - 114 с..

Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница. В центре сознания пребывают те процессы и явления, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, управление которыми может быть ослаблено из-за слабости их позиции в этой ситуации. Через границу отправляется в сферу бессознательного, все то, что освоено до автоматизма (например, навыки).

Итак, выше сказанное указывает на то, что при нормальных условиях основные действия человека постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает бессознательное.

Рассмотрим соотношение сознательного и бессознательного на примере феномена сновидений. Сон-это особый вид человеческой деятельности. Во время сна, люди:

Не забывает происходящее во сне (может пересказать сон);

Имеет способность размышлять (найти выход из трудной ситуации);

Не теряет способности перемещаться (ходить, поворачиваться);

Включает установки (просыпаться в заданное время);

Способен обучаться (например, изучить иностранный язык);

Разговаривает (произносит имена или пересказывает фрагменты ситуаций), показав, таким образом, их значение для себя и своего участия в нем.

Сон включает в себя два циклически повторяющихся этапа: быстрый и медленный. Они, как правило, повторяются 4-5 раз во время ночного сна. Во время медленной фазы падает общая активность человека, и он погружается в глубокий и спокойный сон. Он, казалось, перестает существовать в этом мире, не может воспроизвести сон. Этот этап более характерен для первой половины ночи. Во время быстрой фазы, наоборот, все процессы запускаются (быстрое движение глаз, взлеты и падения артериального давления, сновидения, с возможностью их воспроизведения) Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. - М. : Высшая школа, 2000. - 257 с..

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Рассмотрим три отличия сознательной деятельности человека Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтор. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 336 с..

1. Заключается в том, что деятельность животных может быть осуществлена только в отношении предмета биологические потребности и обусловлено инстинктами. Сознательная деятельность человека строится иногда вопреки биологическим потребностям и имеет социально-общественную обусловленность.

2. Заключается в том, что человек обладает такими формами отражения действительности как абстрактное мышление, рациональный, чувственный и отвлеченный опыт.

3. Важное отличие сознания человека заключается в возможности использования языка.

Таким образом, сознание выступает наивысшим уровнем отражения реальности социально-развитой личности.

В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:


Отношения между осознаваемы и бессознательным очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явлений установки (Д.Н. Узнадзе), показали, что в зону ясного сознания попадают чаще те моменты, которые создают трудности для продолжения деятельности прежнего режима. Эти трудности осознаются за счет привлечения к себе внимания. Включается механизм нахождения нового решения и как только такой способ найден, он передается в бессознательное. Это своего рода процесс непрерывной передачи управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

Бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт, которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно влияют на его поведение Макаревич В. Приоткрытая дверь в глубины бессознательного / В. Макаревич. - Даугавпилс, 1997. - 166 с. .

В структуру бессознательного входит ряд явлений:

Субсенсорные (подпороговы) ощущения и восприятия.

Интероцептивные ощущения, которые не воспринимаются в норме и начинают реализовываться только при нарушении состояния здоровья.

Автоматические навыки (например, речь, ходьбы, письмо). Сознательная деятельность может быть реализована только в случае автоматизации данных навыков или большинства из них.

Импульсивные действия - действия, совершаемые без контроля сознания, в состоянии аффекта.

Память - информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Интуиция

Установка - направленность личности на деятельность, предполагается, стабильную ориентацию в отношении отдельных объектов.

Психические явления, возникающие во сне. Сон - это активное состояние головного мозга, характеризующаяся умственной активностью, которая не осознается.

В свою очередь, сознание также структурно организовано и включает в себя множество компонентов. В современной философии в структуре индивидуального сознания принято различать четыре основных компонента Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - № 2. - 2006. - С. 56-63.:

1) телесный (ощущения, восприятия, представления);

2) чувственно-эмоциональные (чувства, эмоции, чувства, инстинкты);

3) логический и понятийный (понятий, логических рассуждений);

4) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Итак, сознание и подсознание - это не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Существует мнение, что в сферу сознания, поступает информация, представляющие трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т.е. все, что имеет сознание. Но, как только решение найдено, вновь включены в работе «автопилот» (бессознательное), и разум готов решать новые проблемы.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, "вторая натура человека", "центр" индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.



В подсознание вытесняются и различныекомплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с "умозаключениями глаза", как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: "добрый", "злой", "хитрый", "простодушный" и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, чем, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания –интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Несознательная сфера психики человека – глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз – таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие – все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ – теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, – оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, "цензуру" сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований*.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик – К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру**.

* См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

** См.: Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание – "супер-эго" – фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека – это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики – генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886–1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принципустановки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2) подсознательными субъективно-эмоциональными и 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

2)импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

3) сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Сознание человека – механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения

животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью – осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. (Уже в процессе филогенеза живые организмы начали выявлять ключевые, наиболее биологически значимые стороны предметов.) Деятельность человека связана с прояснением значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Проблема взаимодействия сознания и подсознания


Введение


Актуальность темы обусловлена попытками разгадать тайну феномена сознания еще с древних времен. В течение многих веков разгораются горячие споры вокруг природы сознания и возможностей его познания. Однако до сих пор проблема взаимодействия сознания и подсознания остается не раскрытой, на каждом историческом этапе ее трактовали по-разному. Например, богословы определяют сознание как элемент божественного разума. Идеалисты придерживались мнения первичности сознания по отношению к материи. Материалисты искали взаимосвязь между явлениями сознания и объективным миром, говоря о том, что духовное выходит из материального.

«Сознательное» и «бессознательное» - это взаимосвязанные понятия, отражающие особенности проявления человеческой психики. В случае когда, человек осмысленно принимает решение в какой-либо ситуации, его действия называются осознанными. Однако, часто человек действует опрометчиво, и иногда он не может понять, почему он так поступил. Можно предположить, что неосознанные действия идут изнутри, но без какого-либо анализа ситуации, без обсуждения возможных последствий.

Значение слова «бессознательное» может рассматриваться только в единстве с «сознательным». Так, обдумывая возникшую ситуацию человек имеет дело с событиями прошлого, с всплывающими в его сознании фактами, законами, которые возникают в определенном порядке и приходя «как бы ни от куда». Возникает вопрос: Откуда это? Может быть, из глубин подсознания. Разбирается во всем этом, ученые приходят к пониманию того, что сознание обладает определенным объемом и имеет свои механизмы. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей сознательное от бессознательного.

Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как В. Вундт, Р. Декарт, В. Джемс, И. Кант, Б. Спиноза, Г.Т. Фехнер, и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг. Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн, Д.К. Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.

Цель данной работы определяется как исследование психологической характеристики бессознательного.

Задачи исследования:

) раскрытие определение сознания в психологии;

) разобрать определение бессознательного;

) рассмотреть соотношение понятий сознание и бессознательное;

) проанализировать бессознательное проявление в психике и поведении человека.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы установлено соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая сознание и бессознательное.

Практическая значимость заключается в установлении взаимосвязи сознания и подсознательного и ее непосредственной пользы для жизни и деятельности человека, а также в установлении особенностей проявления бессознательного и сознания в психике и поведении человека.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия сознания и подсознания

сознание психологический поведение фрейд

1.1 Определение сознания


Сознание и в наши дни является предметом психологических исследований. Однако определение сознания сталкивается со многими трудностями.

В 20-е гг. берет свое начало зарождение нового подхода в психологии и проблема сознания постепенно вытесняется. Некоторые ученые связывали данное явление с марксизмом, например С.Л. Рубинштейн. Изучение сознания в данный период ограничивается исследованием таких тем, как исторические корни сознания и его онтогенез в детстве. Возвращение к проблеме сознания произошло только во второй половине 50-х годов, прежде всего, благодаря работам С.Л. Рубинштейна, а затем и А.Н. Леонтьева. В советской психологии было разработано понимание сознания как высшей формы психической деятельности человека, которая возникла в человеческом обществе в связи с коллективной работой (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохов). Суть сознания заключается в способности человеке к абстрактному вербальному мышлению.

Достаточно интересна система взглядов на сознание Л.С. Выготского, который рассматривает сознание как отражение человеком себя, своей деятельности, окружающей действительности. Его центральная позиция в отношении сознания такова: сознание зарождается, формируется и развивается только при наличии общества. Индивидуальное сознание способно существовать только в обществе. Элементами сознания, в данном случае, выступают словесные значения.

Опираясь на концепцию Б.Г. Ананьева можно сказать, что для него сознание выступает как неотъемлемая часть действия. Первоначально сознание формируется как восприятие ребенком своих действий. В последствие, начинают восприниматься процессы действий, таким образом, развитие индивидуального сознания происходит посредством перехода сознания от отдельных аспектов действия к целенаправленной систематической деятельности. В этом случае все состояние бодрствования становится «поток сознания», переключение с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной реальности, существует регулирования практической деятельности человека в мире» .

В современной Западной философии и психологии нет общей концепции сознания, и понимание его природы очень спорный вопрос, к тому же не всегда разводятся такие понятия как психика и сознание.

Начиная с Декарта, сознание использовалось как синоним психики. В частности, еще в обсуждение вопроса о наличии сознания у животных, концепция сознания часто выступает как синоним психики и указывает на наличие субъективных образов и чувств.

Наряду с длительным господством этой интерпретации, начиная с Г.Ф. Лейбница, получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание - это только часть внешних психических процессов.

«Сознание, - писал В. Вундт, - состоит в том, что мы, как правило, находим в себе разнообразные психического состояния». Сознание психологически представляет собой внутреннее свечение, которое является ярким или помраченным, или угасает, как при обмороке. Поэтому оно может иметь только формальные свойства, которые характеризуются единством и непрерывность.

В. Джеймс отождествляет сознание с объектом. Сознание, в данной случае, может быть условием психологии, но никак не его предметом. Сознание бескачественно, поскольку оно само выступает качеством психических явлений и процессов.

Несколько особое положение занимает теория сознания, относящаяся к французской социологической школе. Основная идея этой школы, заключается в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человеческое сознание общества, под влиянием которых его психика социализируется и интеллектуализируется, это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть сознание.

Таким образом, В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью.

Сознание, по Л.С. Выготскому - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.

По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире». В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым.

Начиная с Р. Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний.


1.2 Понятие бессознательного


Касаясь рассмотрения бессознательного, необходимо отметить, что оно является наиболее глубинной и объемной областью человеческого разума. Бессознательное можно представить как хранилище инстинктов, эмоций, воспоминаний, которые были вытеснены в бессознательно, поскольку угрожали психике человека.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность. Для Платона, признание существования бессознательного, послужило основой для создания теории познания, основанной на воспроизведение того, что происходит в глубинах человеческой психики. Будучи знаком с философскими идеями Платона, З. Фрейд, без сомнения, вынес из них некоторые представления о бессознательном.

На формирование психоаналитического учения З. Фрейд также повлияли философские взгляды Шопенгауэра и Ницше. Шопенгауэр считал бессознательное первопричиной всех существующих вещей. Ницше большее внимание фокусирует на изучении функционирования бессознательного в глубинах человеческого существа. В свою очередь, для З.Фрейда бессознательное - это, главным образом что-то психическое и только в связи с человеком.

З. Фрейд не подвергал сомнению тот факт, что сознание выступает регулятором поведения человека. Он обнаружил, что под крышкой сознания скрыт глубинный пласт не осознаваемых личностью стремлений и желаний. Как врач, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые чувства и мотивы могут становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном - это фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ является частью психотерапии, медицинской метод исследования, разработанный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В бессознательном следует понимать не нечто абстрактное, а формы духовной жизни, которые, имея все атрибуты психического, в то же время не являются свойством сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Рассмотрим схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями З. Фрейда.

З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный»».

Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики.

Итак, под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа, развитая З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов.


3 Взаимосвязь сознательного и бессознательного


Сознание - это единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. В дополнение к сознанию у человека есть - бессознательное, т.е. те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение, похожи на осознаваемые, однако не осознаются человеком. Их также называют психическими процессами, наряду с осознаваемыми процессами.

Представление о бессознательном как о биополе, через которое оно связано с сознанием, позволило сформировать понимание того, что возможно подключение сознания через подсознание с космосом. Это понимание основано на ряде фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейд и его последователями. Исходя из чего, сформировалась точка зрения о том, что сознание связано с космическим пространством, через подсознание.

К сфере бессознательного относится часть психики, когнитивные образы, который непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить только косвенно, путем открытия внутреннего мира. В то же время, бессознательное не отделены неприступной стеной сознания, но возможности перевода затруднены. Среди бессознательных психических процессов можно отметить такие как память, мышление, мотивационные процессы и др. Бессознательная память непосредственно управляет мышлением и связана с долговеременной и генетической памятью. Бессознательное мышление совершенно очевидно играет решающую роль в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь человека.

Бессознательная мотивация, в свою очередь, оказывает влияние на направление и характер действий человека. Здесь бессознательное проявляется в качестве интересов, потребностей, которые человек не осознает в себе, но которые ему присущи, и проявляются в различных непроизвольных действиях и психических явлениях. Например, ошибочные действия, оговорки, описки. В другом случае - это проявляется как невольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и событий, которые прямо или косвенно связаны с неприятным опытом. Третья группа бессознательных явлений личного характера относится к категории представлений и связанны с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница. В центре сознания пребывают те процессы и явления, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, управление которыми может быть ослаблено из-за слабости их позиции в этой ситуации. Через границу отправляется в сферу бессознательного, все то, что освоено до автоматизма (например, навыки).

Итак, выше сказанное указывает на то, что при нормальных условиях основные действия человека постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает бессознательное.

Рассмотрим соотношение сознательного и бессознательного на примере феномена сновидений. Сон-это особый вид человеческой деятельности. Во время сна, люди:

не забывает происходящее во сне (может пересказать сон);

имеет способность размышлять (найти выход из трудной ситуации);

не теряет способности перемещаться (ходить, поворачиваться);

включает установки (просыпаться в заданное время);

способен обучаться (например, изучить иностранный язык);

разговаривает (произносит имена или пересказывает фрагменты ситуаций), показав, таким образом, их значение для себя и своего участия в нем.

Сон включает в себя два циклически повторяющихся этапа: быстрый и медленный. Они, как правило, повторяются 4-5 раз во время ночного сна. Во время медленной фазы падает общая активность человека, и он погружается в глубокий и спокойный сон. Он, казалось, перестает существовать в этом мире, не может воспроизвести сон. Этот этап более характерен для первой половины ночи. Во время быстрой фазы, наоборот, все процессы запускаются (быстрое движение глаз, взлеты и падения артериального давления, сновидения, с возможностью их воспроизведения) .

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Рассмотрим три отличия сознательной деятельности человека.

Заключается в том, что деятельность животных может быть осуществлена только в отношении предмета биологические потребности и обусловлено инстинктами. Сознательная деятельность человека строится иногда вопреки биологическим потребностям и имеет социально-общественную обусловленность.

Заключается в том, что человек обладает такими формами отражения действительности как абстрактное мышление, рациональный, чувственный и отвлеченный опыт.

Важное отличие сознания человека заключается в возможности использования языка.

Таким образом, сознание выступает наивысшим уровнем отражения реальности социально-развитой личности.

В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:

Отношения между осознаваемы и бессознательным очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явлений установки (Д.Н. Узнадзе), показали, что в зону ясного сознания попадают чаще те моменты, которые создают трудности для продолжения деятельности прежнего режима. Эти трудности осознаются за счет привлечения к себе внимания. Включается механизм нахождения нового решения и как только такой способ найден, он передается в бессознательное. Это своего рода процесс непрерывной передачи управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

В структуру бессознательного входит ряд явлений:

Субсенсорные (подпороговы) ощущения и восприятия.

Интероцептивные ощущения, которые не воспринимаются в норме и начинают реализовываться только при нарушении состояния здоровья.

Автоматические навыки (например, речь, ходьбы, письмо). Сознательная деятельность может быть реализована только в случае автоматизации данных навыков или большинства из них.

Импульсивные действия - действия, совершаемые без контроля сознания, в состоянии аффекта.

Память - информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Интуиция

Установка - направленность личности на деятельность, предполагается, стабильную ориентацию в отношении отдельных объектов.

Психические явления, возникающие во сне. Сон - это активное состояние головного мозга, характеризующаяся умственной активностью, которая не осознается.

В свою очередь, сознание также структурно организовано и включает в себя множество компонентов. В современной философии в структуре индивидуального сознания принято различать четыре основных компонента:

) телесный (ощущения, восприятия, представления);

) чувственно-эмоциональные (чувства, эмоции, чувства, инстинкты);

) логический и понятийный (понятий, логических рассуждений);

) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Итак, сознание и подсознание - это не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Существует мнение, что в сферу сознания, поступает информация, представляющие трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т.е. все, что имеет сознание. Но, как только решение найдено, вновь включены в работе «автопилот» (бессознательное), и разум готов решать новые проблемы.



В советской психологии придерживаются общего понимания сознания как высшей формы психики, которая возникла в человеческом обществе в связи с коллективной деятельностью, общением людей, речью и языком.

Сознание, по мнению Л.С. Выготского - является рефлексией субъекта в отношении окружающей реальности и собственной деятельности, а также самого себя.

По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной реальности осуществляет регуляцию практической деятельности человека в мире».

Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных потребностей, эмоций и воспоминаний, которые вытеснены в область бессознательного, как несущие угрозу. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное. Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако, в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница.

Бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт, которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно влияют на его поведение.

3. Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакции на подпороговые стимулы и в автоматизированных движений. С физиологической точки зрения бессознательных процессов выполняет охранительную функцию: она разгружает мозг от постоянного напряжения сознания, когда нет в этом надобности.


Заключение


Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что многие зарубежные и отечественные ученые принимали участие в исследовании сознания и бессознательного. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном сделал З. Фрейд. Он сосредоточил внимание на том факте, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание - лишь небольшая часть нашей психики, которая в определенный момент осознается человеком.

В дальнейшем его теорию доработал Г. Юнг. Он считал психику динамично противоречивым единством, которое дополняет и компенсирует взаимодействие между сознанием и бессознательным в постоянном процессе энергоинформационного обмена между ними.

К. Ясперс в своих работах касался рассмотрения многообразия значений термина «бессознательное», а также изучал различные уровни сознания - от ясного сознания, вплоть до его полной потери. Он критиковал психоаналитический подход за то, что в нем делался акцент на биологические характеристики человека и инстинкты, которые, по его мнению, не могли отражать суть высших уровней человеческой деятельности.

В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного рассматривал Л.С. Выготский, который говорил о том, что бессознательное имеет все свойства психического, кроме того, что это сознательный опыт. Как он отметил, сама природа бессознательного - это оказание влияния на сознательные процессы и поведение человека. Л.С. Выготский подчеркивал, что сознание это единство психических функций, способностей и психологических черт личности.

Д.Н. Узнадзе рассматриваются взаимосвязь сознания и бессознательного с позиций разработанной им теории установки. По мнению Автора, бессознательные процессы существуют и действуют в форме установок.

И Д.Н. Узнадзе Л.С. Выготский отрицать тот факт, что бессознательное является ведущей в жизни и деятельности человека.

Итак, если задуматься, о работе мозга, то он предстает в нашем сознании самым таинственным органом из всего тела человека. Не смотря на существующие современные технические устройства (микроскопы, сканеры и т.п.) человек еще крайне мало знает о деятельности мозга, о тех процессах, которые протекают в нем на сознательном и, тем более, бессознательном уровнях. Существует мнение, что человечество использует возможности своего мозга только на 5 %, редко на 10 %. Однако все эти представления весьма субъективны и о действительных возможностях своего сознания приходится только догадываться.

Возможно, в будущем человечество научится осознанно пользоваться всем тем, что накопилось в бессознательном. Между тем, проникнуть в него можно только с помощью гипноза. Изучая поведение человека, необходимо уделять особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Поскольку о той информации которая хранится в подсознании человек даже и не подозревает, однако она проявляет себя в поступках и действиях человека.

Бессознательной части психики более четко проявляется в жизни женщин, которые, в отличие от мужчин, более тесные отношения между сознанием и бессознательным, и поэтому их поведение и поведение более трудно понять логически, действия и поведение мужчин. Бессознательное во многом определяет наши повседневные действия - это очень значительная области человеческого разума.


Литература


1.Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М. : ТЕИС, 1996. - 267 с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

Бескова И.А. Эволюция и сознание / И.А. Бескова. - М. : Ренессанс, 2001. - 275 с.

Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - М. : Питер, 1996. - 502 с

Гинецинский В.И. Человеческое сознание / В.И. Гинецинский. - СПб. : Питер, 1997. - 346 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтор. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. - М. : Высшая школа, 2000. - 257 с.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - № 2. - 2006. - С. 56-63.

Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М. : Политиздат, 1991. - 288 с.

10.Кравченко А.И. Общая психология / А.И. Кравченко. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.

11.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2005. - 356 с.

13.Макаревич В. Приоткрытая дверь в глубины бессознательного / В. Макаревич. - Даугавпилс, 1997. - 166 с.

14.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2009. - 583 с.

15.Нуркова В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б.Березанская. - М. : Юрайт, 2004. - 485 с.

16.Петренко В.Ф. «Психосемантика сознания» / В.Ф. Петренко. - М. : Политиздат, 2006. - 114 с.

17.Проблема сознания в современной западной философии. - М. : Наука, 1989. - 250 с.

18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 2001. - 720 с.

19.Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: АПН Грузия, 1991. - 382 с.

20.Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : Наука, 1994. - 233 с.

Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 24-29.

22.Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания / К. Яспекс. - СПб. : Питер, 2001. - 341 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Контроверза сознания и бессознательного выражает еще одно противоречие человеческой природы. Расколотость человеческого бытия в данном случае состоит в том, что сознание и бессознательное, точно демоны, растаскивают человека в разные стороны. Французский философ О.М. Айванхов отмечал, что человеческое существо обладает способностью осознавать самого себя, иначе говоря, размышлять, наблюдать и анализировать свой внутренний, невидимый, но всегда действующий мир: мир своих мыслей, чувств, желаний и своей воли. Но Я, которое осознает человек, не может быть осознано раз и навсегда, ибо большею частью пребывает в подсознании. Нам удается вывести на экран сознания лишь незначительную часть своих подсознательных образов.

Сознание - состояние человека, в котором он осознает себя, в противоположность состояниям сна, комы, амнезии, а также особая, присущая человеку, в отличие от животных, способность к самосознанию.

3. Фрейд в ряде статей уподобляет сознание органу чувств, способному воспринимать внутренние, т.е. душевные, психические события и отличать их от внешних восприятий, а также органу, способному быть обращенным как вовнутрь, к психической деятельности, так и вовне, к окружающей среде. Кроме того, по сравнению с пред- сознанием и бессознательным сознание, согласно 3. Фрейду, является лишь небольшой частью ума, включающей то, что мы сознаем в каждый данный момент. Сознание обладает интегративной функцией, которая наиболее ярко проявляется при переводе бессознательного в сознательное.

Сознание органически вплетено в духовный опыт человечества. Появление сознания с его рефлекторным отношением - характерная черта, отличающая человека от животного. Мы до сих пор не можем с определенностью ответить на вопрос об источнике сознания, не можем объяснить, как и почему оно возникло. Поэтому, принимая его существование за само собой разумеющийся факт, можно говорить о тех проблемах, которые возникли с его появлением, а также оценить его роль, что и делает психоанализ.

Сознание развивалось от неопределенного, непрочного к стабильному и прочному. Быть сознательным означает одновременно и проклятие, и благословение. Это нашло свое отражение в мифах о Прометее, об изгнании человека из рая. Подарив человечеству свет сознания, Прометей испытал за это страшные муки, которые одновременно стали его искуплением. Решившись стать сознательным, подобно Богу, первочеловек был изгнан из райского предсознательного пребывания в Боге, из состояния божественной гармонии, но вместе с тем приобрел свободу выбора между добром и злом. Таким образом, приобретение сознания связано с ощущением страха перед бременем, которое оно возлагает на человека. Приобретение сознания связано также со страхом потерять его под влиянием бессознательных эмоций. Вот почему понадобились табу и строгие коллективные ритуалы - страх перед последствиями за их нарушение является той преградой, которая держит под контролем бессознательные эмоции.

Благодаря сознанию человек способен разбираться в деталях, задаваться вопросами «зачем?» и «почему?», но это создает драматическую ситуацию: человек боится этих вопросов, ненавидит их, старается ускользнуть, скрыться от них в младенческом состоянии счастья, незнания. В то же время сознание - отличительная черта человека, сила, управляющая им. Появление сознания есть пробуждение от нерефлективного состояния гармоничной бессознательности, столкновение с проблемами существования.

Потеря предсознательной инстинктивной безопасности ведет к разрушению устоев жизни примитивного человека, если он не может, не умеет использовать свое сознание, которое предохраняет его от бессознательных сил; он начинает сознавать их при помощи проекции. Сознание примитивного человека еще столь молодо и неразвито, что пока не представляет собой того орудия, пользоваться которым необходимо без колебаний и сомнений, - это должно побуждаться особыми приемами и ритуалами.

С появлением сознания единство жизни расщепляется на множество различных частей. Этот процесс можно проследить на примере развития ребенка. Первоначально ребенок идентичен родительской Психе, как бы сливается с ней, но затем из этого океана нетронутого единообразия начинают медленно проступать островки сознания, постепенно расширяясь, образуя маленькую индивидуальность. Важнейшим в этом процессе является тот миг, когда ребенок говорит о себе Я, а не называет свое имя, как это делают другие. За этим Я обнаруживается множество других Я, несхожих с собственным Эго. И наконец, наступает момент, когда Я испытывает противоречивое отношение к Ты. Начинается конфликтный подростковый период с его борьбой за утверждение собственного Я, отрывом от Эго родителей, учителей.

Пробуждение индивидуальности Эго связано с бесконечной постановкой вопросов «почему?», «зачем?» Ничего не воспринимается само собой, все должно быть объяснено, всему найдена причина. Эти ступени становления индивидуальности ребенка отражают ступени развития человечества в целом.

Эффект появления сознания можно сравнить с мощным психологическим стрессом. Каждому организму присуще стремление к адаптации, но ярче всего эта тенденция проявляется в ситуации, когда организм попадает в новые и неизвестные ему условия. Он либо адаптируется и восстанавливает баланс между силами действия и противодействия, либо погибает.

В психологическом смысле факт появления сознания был для примитивного человека тем сдвигом, рывком, отрывом от определенного набора условий, в которых он привык находиться. Этот факт знаменовал собой нарушение равновесия между предсознательным и биологической средой. Вместо безмятежного пребывания внутри биологических процессов человек с появлением сознания внезапно обнаруживает себя стоящим над этими процессами и испытывает потребность в новой адаптации.

С появлением сознания разрушается мир первичной гармонии; предсознательное единство биологического организма и природы распадается на две половины - объект и субъект. Эта двойственность является психологической основой религии, в ней начало всех философий, из нее происходит научный поиск, наконец, она служит той почвой, на которой произрастают мораль и искусство.

Сознательное мышление есть мощная созидательная сила. Сознание - специфически человеческое достижение, существование человека фундаментально и нерушимо связано в факте становления сознания. Однако не следует забывать и о том, что в природе сознательной Психе заложено и деструктивное начало. Сознательному предшествует бессознательное, оно есть мать и вечная кормилица. Бессознательное нуждается в своем чаде, чтобы быть реализованным. Сознание черпает силы в бессознательном. Однако всегда существует опасность отрыва сознательного от бессознательного, возможность забыть о его источнике как вместилище инстинктов и супраиндиви- дуального опыта, или, напротив, полного погружения в утробу матери. В свою очередь бессознательное из-за своей безличной натуры может обернуться против своего чада, разрушить его, и тогда возобладает деструктивное начало.

Только взаимная связь между сознательным и бессознательным является условием их созидательного смысла.

Обозреватель «Московского комсомольца» Юлия Калинина пишет: «Все, что случалось в жизни, помнится потом короткими живыми картинками - будто фрагментами фильма. Асам “фильм про жизнь” - так, чтоб целиком, с начала и до конца, - забывается. Сюжетные линии, сложности взаимоотношений, пробелы и провалы со временем пропадают, растворяются в темноте. При желании, конечно, можно восстановить, вспомнить, в чем было дело. Но для этого надо прикладывать усилия. А без усилий - само собой - из памяти выплывают только разрозненные живые картинки, сохраняющие запах и смысл “той” жизни...

Вот зимнее утро, тусклый рассвет. Больно левую руку. Это мама тянет меня на улицу Бахрушина, торопится отвести в детский сад и успеть на работу, а я телепаюсь за ней в несгибаемых валенках и думаю: “Почему я - это именно я, а не кто-то другой? Почему именно меня тащат за руку?”. И ощущаю такую бесконечность этого вопроса, что дух захватывает.

А вот другое утро, тоже зима, темно, я веду сына в детский сад на Профсоюзной, но он не хочет идти, упирается, и мне приходится брать его на руки - тяжеленного и неповоротливого в валенках и шубе. Он тут же прекращает ныть, выгибается, упираясь затылком с подвязанным шарфом в воротник, замирает и молча смотрит в синее небо с гаснущими звездами.

Что происходило между двумя этими утрами? Каким сюжетом они оказались связаны в единое целое? На самом деле не важно. Важно, что две картинки хранятся в памяти парой, в одной ячейке, и в этой парности есть некая внутренняя логика, гармония жизненной материи, ее подлинность, истинность, правота и целесообразность» 1 .

Что такое такое бессознательное? Приведем наиболее распространенные значения: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не является предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании как припоминании и др.). В той или иной форме проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

Существенный подход в изучение проблемы бессознательного внесли Б. Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И. Кант (связьбессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К. Карус («ключ сознания - в подсознательном»), Э. Гартман («философия бессозна-

тельного»), Г.Т. Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В. Вундт («неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г. Гельмгольц (учение «о бессознательных умозаключениях»), И.М. Сеченов («бессознательные ощущения или чувствования»), И.П. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В.М. Бехтерев (активность бессознательного), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж. Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г. Лебон (бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «колллекгивной душой»толпы), П. Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многое другое 1 .

В XX в. наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены 3. Фрейдом, создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном; К.Г. Юнгом, развившим идеи о психо- идном, личном и коллективном бессознательном; Дж. Морено, разработавшим концепцию «общего бессознательного», и Э. Фроммом, развившим идеи о «социальном бессознательном». В целом эти психоаналитически ориентированные дополнительные идеи и концепции дают определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

Согласно 3. Фрейду, бессознательное - это: психические процессы, которые происходят активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица; основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное - предсознатель- ное - сознательное), регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

С точки зрения психоанализа содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании человека, и 2) содержание, которое присутствовало в созна-

См. подробнее: Овчаренко В. И. Бессознательное (бессознательное психическое) // Психоанализ. Популярная энциклопедия / Сост., науч. ред. П.С. Гуревич. М., 1997. С. 74-76.

нии, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.). Рассматривая бессознательное и его содержание как источник неврозов и личностных конфликтов,

3. Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание этого бессознательного (вытесненного).

Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что все душевные процессы по существу бессознательны, 3. Фрейд вместе с тем обращал внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

Корректное определение бессознательного и исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями Фрейда.

По К. Г. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) «личностного бессознательного», т.е. поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) «коллективного бессознательного», т.е. врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра, или ядра, психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествующих поколений людей. Это ядро психики включает в себя сверхличное универсальное содержание и образцы как всеобщее основание духовной жизни. Содержаниями коллективного бессознательного в основном являются архетипы - наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения; 3) «психоидного бессознательного», т.е. наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, «психоидное бессознательное», не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

Согласно Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию межличностных (интерперсональных) ролевых конфликтов.

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности и механизмов общения и взаимодействия людей играет «общее бессознательное», представляющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до осознания».

Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в предельно широком диапазоне - от элементарных психических актов до творчества - и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операционные установки и стереотипы автоматического поведения; 3) неосознаваемые субсенсорные (подпороговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.).

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание общей теории бессознательного психического является одной из наиболее важных задач теоретической психологии.

Разумеется, не 3. Фрейд первым обнаружил, что в нас глубоко таятся мысли и стремления, которые мы не осознаем (т.е. бессознательное), что наша психика живет своей скрытой жизнью. Но он был первым, кто сделал это открытие основой своей психологической системы и стал изучать бессознательные феномены скрупулезно и с поразительными результатами. Фрейд исследовал главным образом несоответствия между мышлением и существованием. Мы полагаем, к примеру, что наше поведение мотивировано любовью, привязанностью, чувством долга. Но мы не осознаем, что на самом деле оно обусловлено желанием властвовать, мазохистскими импульсами или неспособностью быть самостоятельным.

3. Фрейд открыл, что наше представление о себе не обязательно соответствует реальности. То, что человек думает о себе, может отличаться и обычно отличается от того, что он есть на самом деле. Большинство людей живут в мире самообмана, нам только кажется, что наши мысли соответствуют действительности. Фактически историческое значение фрейдовской концепции бессознательного заключается в том, что он отбросил традиционное отождествление мышления и существования, доходящее в строгих формах философского идеализма до утверждения, что только мысль (идея, слово, символ) реальна, и в то же время до отрицания реальности чувственно воспринимаемого мира.

Сведя роль сознательной мысли в основном к рациональному объяснению влечений, 3. Фрейд шел к разрушению основ рационализма, выдающимся представителем которого он сам являлся. Его открытие, что между мышлением и существованием имеется несоответствие, не только подорвало западную традицию идеализма в его философской и общепринятой формах, но также привело к далеко идущему открытию в области этики. До Фрейда искренность можно было определить как высказывание того, в чем человек убежден. Разница между тем, что я говорю, и тем, в чем я убежден, приобретает новое измерение, а именно мою бессознательную веру (belief) или мое бессознательное стремление (striving). Если в дофрейдовские времена человек, убежденный, что он наказывает своего ребенка потому, что хочет воспитать его лучше, мог считать себя честным, пока он действительно верил в это, то после открытия Фрейда закрадывалось сомнение, а не является ли подобное убеждение рациональным объяснением его садистских желаний, т.е. что ему доставляет удовольствие бить ребенка и что он использует как предлог идею, что такое наказание идет на пользу ребенку.

С точки зрения этики следует предпочесть того, кто по крайней мере честно признает свой действительный мотив, - он не только более честен, но и менее опасен. Нет такого зла или жестокости, которые не объяснялись бы благими намерениями, как в частной жизни, так и в исторических событиях. Со времен Фрейда фраза «Я желал добра» утратила свою оправдательную силу. Желание добра - это одно из лучших объяснений для дурных поступков, и нет ничего легче, чем убедить себя в справедливости такого объяснения.

Есть и третий результат открытия 3. Фрейда. В культуре, подобной нашей, в которой слова играют огромную роль, придаваемое им значение часто не учитывает, если не искажает, опыт. Если кто-то говорит «Я люблю тебя», или «Я люблю Бога», или просто «Я люблю свою страну», он произносит слова, которые, - несмотря на то что он полностью убежден в их истинности, - могут быть совершенно неверными и являться рациональным объяснением стремления человека к власти, успеху, богатству или выражением его зависимости от своей группы. Они могут не содержать и обычно не содержат даже частицы любви. Еще не нашло широкого признания открытие 3. Фрейда, что люди инстинктивно критически относятся к высказываниям о благих намерениях или рассказам о примерном поведении. Тем не менее остается фактом, что теория Фрейда - это критическая теория. Он не принимал высказывания за чистую монету, а рассматривал их критически, даже когда не сомневался в сознательной искренности говорящего. Но сознательная искренность мало что значит в общей структуре личности человека.

Великим открытием 3. Фрейда, существенно повлиявшим на философию и культуру, было обнаружение конфликта между мышлением и существованием. Но ученый ограничил значимость своего открытия, сведя сущность конфликта к подавлению младенческих сексуальных стремлений, предположив, что конфликт между мышлением и существованием - это по сути конфликт между мышлением и младенческой сексуальностью. Это ограничение неудивительно. Находясь под влиянием материализма своего времени, Фрейд искал содержание подавляемого в тех стремлениях, которые не только имели одновременно и психический, и физиологический характер, но также, что очевидно, подавлялись в том обществе, к которому он принадлежал, т.е. к среднему классу с его викторианской моралью, из которого вышли он сам и большинство его пациентов.

3. Фрейд нашел доказательство тому, что патологические явления, например истерия, иногда являются выражением подавленных сексуальных желаний. Он отождествил социальную структуру и проблемы своего класса с проблемами, присущими человеческому существованию. Это одно из уязвимых мест в теории Фрейда. Для него буржуазное общество было идентично цивилизованному обществу, и хотя он признавал существование своеобразных культур, они представлялись ему примитивными, неразвитыми.

Материалистическая философия и убеждение в широком распространении подавления сексуальных желаний явились фундаментом, на котором Фрейд возвел теорию бессознательного. Вдобавок он проигнорировал тот факт, что очень часто наличие или интенсивность сексуальных импульсов не зависит от физиологической основы сексуальности, а наоборот, весьма часто они являются производными совершенно иных импульсов, не сексуальных по своей природе. Так, сексуальное желание может порождаться нарциссизмом, садизмом, склонностью к подчинению, просто скукой; хорошо известно также, что власть и могущество - важные составные составляющие сексуальных желаний.

В наше время, когда после открытий 3. Фрейда сменилось два или три поколения, стало очевидно, что в культуре больших городов сексуальность не является главным объектом подавления. Поскольку в своей массе человек становится Homo consumens, секс стал одним из основных предметов потребления (и фактически самым дешевым), создавая иллюзию счастья и удовлетворенности. В человеке можно увидеть различные конфликты между осознаваемыми и неосознаваемыми стремлениями. Вот список наиболее часто встречающихся душевных конфликтов:

  • осознание свободы - бессознательная несвобода;
  • сознательная чистая совесть - бессознательное чувство вины;
  • сознательное чувство счастья - бессознательная депрессия;
  • сознательная честность - бессознательный обман;
  • сознание индивидуализма - бессознательная внушаемость;
  • сознание власти - бессознательное чувство беспомощности;
  • сознание веры - бессознательный цинизм и полное отсутствие веры;
  • сознание любви - бессознательное равнодушие или ненависть;
  • сознание активности - бессознательная психическая пассивность и лень;
  • сознание реалистичности - бессознательное отсутствие реализма. Вот противоречия, которые подавляются и рационализируются.

Они существовали и во времена 3. Фрейда, но некоторые из них не были настолько очевидны, как сейчас. Однако Фрейд не обратил на них внимания, поскольку сосредоточился на исследовании сексуального влечения и его подавления. Младенческая сексуальность остается краеугольным камнем всей системы ортодоксального фрейдовского психоанализа. Таким образом, психоанализ обходит реальные и весьма серьезные конфликты как внутри человека, так и между людьми.

Мы долго полагали, что человек живет одним разумом. Теперь обнаружилась иная тенденция: культ бессознательного. Люди заворожены извивами собственной души. Внутренний мир выставляется напоказ. Однако голос совести, нравственности, религиозного смирения почти не слышен. Можно ли на этом пути исцелить душу?

Менее всего психоанализ можно рассматривать как забавную игрушку, удобный случай «вздыбить» наши чувствования, приобщить к тайнам эротики, погоняться за скабрезными сюжетами. Дело гораздо серьезнее и тоньше.

К.Г. Юнг в работе «Проблемы современной психотерапии» задает вопрос: «Впрочем, почему человеческая душа сегодня стала вдруг столь интересным для познания фактом? Ведь на протяжении тысячелетий она такого интереса не вызывала. Я только хочу задать этот, по-видимому, непреложный вопрос, но не ответить на него. Очевидно, последние цели психологического интереса подспудно связаны с этим вопросом». Швейцарский психиатр выделяет несколько ступеней терапевтической работы. Как только человеческому духу удалось выдумать психически сокрытое, на аналитическом языке - вытесненное, началась терапевтическая работа. Юнг подчеркивает: в целом вред бессознательной тайны больше, чем осознанной. Всякая личная тайна действует подобно вине и греху, независимо от того, является она таковой или нет с точки зрения общепринятой морали. Другая форма сокрытия тайны - сдержанность. Тем, что обычно сдерживается, являются аффекты.

Разумеется, сдержанность не является пороком. Можно считать самодисциплину одним из наиболее ранних искусств уже у первобытных народов, у которых она представляет собой часть ритуала посвящения, главным образом в форме стоического перенесения боли и страха и аскетического содержания. Но часто сдержанность оказывается невротическим фактором. Преобладание тайны или аффекта обусловливает, вероятно, различные формы неврозов. Юнг показывает, что они являются вредными в тех случаях, когда оказываются исключительно личными.