Новый всемирный торговый центр в нью-йорке. Башни-близнецы
 
» »

Новый всемирный торговый центр в нью-йорке. Башни-близнецы

21.09.2019

История ВТЦ (Всемирного Торгового Центра) началась в 1946 году. Шел первый послевоенный год - Европа лежала в руинах, Япония отходила от последствий атомной бомбардировки, Китай находился в предчувствии гражданской войны. Единственной страной, обошедшейся малой кровью, могучим ударом , были США - на очень короткое время мир стал Pax Americana .

Pax americana et sovietica

Лучше быть мертвым, чем красным
(антикоммунистический лозунг)
Мы вас похороним
(Н.С.Хрущев)

Доллар был признан международным платежным средством, начал осуществляться план Маршалла, были созданы Международный Валютный Фонд, Международный Банк и, конечно же, ООН.

Штаб-квартира ООН разместилась в космополитичном Нью-Йорке.

В 1946 году нью-йоркские отцы города, предвидя расцвет международной торговли в послевоенном мире, предложили построить в Нижнем Манхэттена "всемирный торговый центр".

Идея оказалась преждевременной. Советский Союз, имея самую сильную сухопутную армию, обзавелся атомной бомбой. Над Европой Советы опустили железный занавес, в Азии же, подружившись навеки с Китаем, развязали Корейскую войну.

Мир из Pax americana превратился в Pax americana et sovietica (мир по-американски и мир по-советски)

Холодная война не очень способствовала расцвету международной торговли - к идее постройки ВТЦ американцы вернулись только в конце пятидесятых. Слово "всемирный" теперь касалось исключительно капиталистического мира.

Центр предполагалось строить в Нижнем Манхэттене, находившемся в глубоком кризисе. После 1929 года здесь не было построено ни одного нового небоскреба, а сам район постепенно превращался в город-призрак. Остановить этот процесс довелось братьям Рокфеллерам - Дэвиду и Нельсону.

Рокфеллеры. "Барон", филантроп, политик, банкир

Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем
"Капиталистические акулы. Биография американских миллионеров" ...
Как человек умный, он поймет, что часть меньше целого, и отдаст мне эту часть из опасения потерять все
(Золотой Теленок)

Братья принадлежали к не самой последней в капиталистическом мире династии - их дедом был тот самый Robber Baron (барон-разбойник) Джон Рокфеллер-старший , который Стандарт Ойл, а отцом - филантроп Джон Рокфеллер-младший (Рокфеллер-центр).

Джон Рокфеллер-старший

Джон Рокфеллер-младший и его сыновья - Дэвид, Нельсон, Уинтроп, Лоренс и Джон Рокфеллер III-ий, ожидающие прибытия гроба с телом Джона Рокфеллера-старшего (1937)

Если на основателе династии, первом "долларовом" миллиардере мира, навсегда осталось клеймо барона-разбойника, то его наследники прославились как филантропы и политические деятели - деньги не пахнут.

Самыми заметными фигурами из пяти братьев были Нельсон и Дэвид.

Спасти Нижний Манхэттен!

Небоскребы ВТЦ собирались назвать "Нельсон" и "Дэвид"
(Нью-йоркский фольклор)

Нельсон Рокфеллер , вице-президент в администрации Джеральда Форда, 14 лет был губернатором штата Нью-Йорк.

Дэвид Рокфеллер с 1961 года являлся президентом Чейз-Манхэттен Банка.

Именно с постройки 60-этажного небоскреба Чейз-Манхэттен Банк началось возрождение Нижнего Манхэттена как делового центра.

В 1960 году "Ассоциация Даунтаун-Нижний Манхэттен", возглавляемая Дэвидом Рокфеллером, разработала план создания Всемирного Торгового Центра - комплекса офисных зданий и отелей. При поддержке губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера план начал претворяться в жизнь.

Такой грандиозный проект могла осилить только Port Authority - могущественная организация, ответственная за инфраструктуру внутри кольца радиусом 40 км и центром - Статуей Свободы.

Через тернии - к звездам

Возведение ВТЦ, конечно, не могло обойтись без конфликтов. Столкнулись интересы двух штатов (Нью-Йорка и Нью-Джерси), города Нью-Йорка, владельцев Эмпайр Стэйт Билдинга и организации Port Authority . Сторонам пришлось идти на компромиссы, делать уступки и получать сдачу.

Почти всех примирил перенос места ВТЦ с восточного побережья Манхэттена (Ист-Ривер) на западное (Гудзон). При этом ВТЦ планировали строить как раз над железнодорожными туннелями, соединяющими Манхэттен с нью-джерсийским побережьем.

1 - первоначальное место для ВТЦ, 2 - ВТЦ

В результате штат Нью-Джерси получал модернизацию железной дороги, а штат Нью-Йорк и Port Authority - прибыль от эксплуатации терминала этой дороги, который планировалось построить под ВТЦ.

Разрешались противоречия в коридорах власти, на площади вышла только последняя битва - с владельцами маленьких магазинов, расположенных на месте будущего ВТЦ. Это были в основном магазины электроники - место так и называлось Radio Row (Радиоряд).

Бизнесмены, за спинами которых маячили владельцы Эмпайр Стейт Билдинга, не желавшие появления такого конкурента, устраивали демонстрации и пытались действовать через суд.

Все их усилия оказались напрасными - 21 марта 1966 года было снесено первое из краснокирпичных зданий Radio Row.

Что же планировали строить под таким громким названием - Всемирный Центр?

Еще в 1962 году в конкурсе, в котором участвовали архитекторы первого ранга, победил малоизвестный архитектор из Детройта - 49-летний американец японского происхождения Минору Ямасаки .

Тихий японо-американец

Биография Минору Ямасаки - классическая иллюстрация успеха по-американски. Родившийся в Сиэтле в семье японских иммигрантов (его отец работал на местной обувной фабрике, а мать была пианистка), он рано столкнулся с расизмом, сильно развитым тогда в тех местах. Чтобы заработать на учебу в колледже, он ездил на Аляску, где работал по 14 часов в день на рыбопромысловых судах.

Минору Ямасаки показывает на макете Нижнего Манхэттена место под ВТЦ

Два по сто десять

Перед Ямасаки была поставлена скромная задача - спроектировать здание, в котором офисного пространства будет в пять раз больше, чем в Эмпайр Стэйт Билдинге. Перебрав десятки вариантов - одинокий небоскреб в 150 этажей, четыре небоскреба, комплекс невысоких зданий и другие, архитектор остановился на двух одинаковых небоскребах-параллелепипедах с квадратным сечением.

В работах американского архитектора японского происхождения очевидно итальянское влияние.

Форма и расположение небоскребов - как у башен средневекового итальянского города Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра

Готические арки - как у Дворца Дожей в Венеции

Дворец Дожей

Плаза Всемирного Торгового Центра

В первоначальном варианте небоскребы состояли из 80 этажей, что делало их ниже Эмпайр Стэйт Билдинга.

Гай Тоззоли, отвечающий за проект от организации Port Authority , заявил:
Яма, президент собирается высадить человека на Луну. Я хочу, чтобы наши небоскребы были самыми высокими в мире

Ямасаки добавил по 30 этажей. Теперь 110-этажные небоскребы обошли Эмпайр Стэйт Билдинг... и начали вторую высотную гонку. Как известно, завершилась в 1931 году, и победитель, Эмпайр Стейт Билдинг, 40 лет оставался самым высоким зданием мира. Вторая гонка продолжается до сих пор:

Всемирный Торговый Центр (1973)
Сирс Тауэр (1974)
Башни Петронас (1998)
Тайбэй 101 (2004)
Шанхайский всемирный финансовый центр (2008)
Новый ВТЦ-1 (2013, строится)
Бурдж-Халифа (2010)


6 августа 1966, двадцать лет спустя после рождения идеи комплекса, строительство Всемирного Торгового Центра началось.

Стройка века

Мы строили, строили и наконец построили

Возведение небоскреба - неординарная задача сама по себе, но постройка ВТЦ была беспрецедентна по масштабам и по трудностям.

Проблемы начались с фундамента. Небоскреб должен стоять на bedrock (твердой породе). До нее в выбранном для Центра месте оказалось более 20 метров. Просто копать было опасно из-за близости океанских вод, поэтому до начала рытья по всему периметру будущей стройки была сооружена подземная "стена". Конструкция получила название bathtub (корыто) .

Bathtub (указана стрелками). Туннели: 1 - в Нью-Джерси, 2 - из Нью-Джерси

А что было делать с таким количеством выкопанной земли? Нью-Йорк вспомнил про свои голландские корни - жители Нидерландов (Нижних Земель) славились умением отвоевывать у моря пространство. Голландские колонисты принесли это ноу-хау в Новый мир, а англичане воспользовались их знаниями - за столетия колонизации очертания Манхэттена сильно изменились.

Эти изменения демонстрирует фотография 30-х годов - проходит по границе

1 - место под ВТЦ, 2 - район будущей насыпи

Строящиеся башни ВТЦ и насыпь

Позже на насыпи были построены жилой комплекс Battery Park City и Всемирный Финансовый Центр . Четыре приземистых небоскреба Финансового Центра, похожие на Телепузиков, радуют глаз разнообразием верхушек - египетская пирамида, пирамида майя, купол и мастаба

Синие точки - очертания Манхэттена в год его "покупки" у индейцев (1626), серая область - рукотворные районы.

Глубины bathtub хватило на семь подземных этажей, над которыми началось возведение 110-этажных башен.

При строительстве были использованы выписанные из Австралии краны Kangaroo , способные самонаращиваться

Необычную конструкцию небоскребов ВТЦ демонстрирует уникальная фотография, на которой, как на рентгеновском снимке, виден "скелет" Северной Башни.

Вес небоскреба несли две группы колонн - центральная и внешняя.

Лестницы и лифты располагались в центре, а для офисов предназначалось пространство между центральными и внешними колоннами. Такая конструкция давала будущим арендаторам свободу перепланировки офисов.

У типичных небоскребов того времени фасады были сплошь из стекла, у Близнецов окна находились в глубине, за колоннами.

В темное время суток окна было прекрасно видно

Днем же небоскребы становились слепыми монолитами

Так выглядели небоскребы к концу строительства, в 1970 году.

Последний этаж Северной Башни был возведен в конце 1970 года, Южной - в середине 1971-го. Открытие Центра состоялось 4 апреля 1973 года .

Ножками огромного камертона казались Близнецы по завершению строительства.

Возможность увидеть их во весь рост исчезла после постройки в 1988 году Всемирного Финанасового Центра.

Стоимость строительства вышла за 1,5 милларда долларов, строили ВТЦ 7,5 тысяч человек, погибло 8 человек.

Перпендикулярный город

Как принято, США разделены на районы, которым присвоены почтовые индексы (zipcode ).

Необычным является назначение индекса отдельному зданию. В Нью-Йорке 44 небоскреба достаточны крупны, чтобы иметь собственный почтовый индекс. Например, почтовый индекс Эмпайр Стэйт Билдинга - 10118 , Крайслер Билдинга - 10174 , Сиграм Билдинга - 10152 .

Индексом ВТЦ являлись цифры 10048 .

Всемирный Торговый Центр был настоящим городом - в зданиях комплекса в будний день находилось до 50 тысяч работающих и от 50 до 100 тысяч посетителей. Это позволяло считать его шестым по населению "городом" штата Нью-Йорк.

ВТЦ - это шесть зданий, уместившихся на Плазе (площади) в 16 акров, и одно здание - вне площади.


1 WTC - Северная Башня
2 WTC - Южная Башня
3 WTC - отель Марриот
4 WTC - товарно-сырьевая биржа
5 WTC - Dean Witter Building
6 WTC - Таможня США
7 WTC - Salomon Brothers Bank

Часто весь комплекс называли просто Близнецы - остальные здания меркли рядом с 110-этажными башнями:

Высота Северной Башни (без антенны) - 417 метров
Высота Южной Башни - 415 метров
Высота антенны - 104 метра

Доставка людей и грузов производилась лифтами - их в каждой башне было 103 (97 пассажирских и 6 грузовых). Лифты-экспрессы останавливались только на 44-ом, 78-ом и самом верхнем этажах (так называемых skylobbies - небесных вестибюлях). Для промежуточных этажей надо было пересаживаться на локальные лифты.

В центре Плазы находился фонтан с вращающейся сферой

Под плазой располагался молл, ниже молла - подземный гараж на 2000 мест. На уровне седьмого этажа проходил железнодорожный туннель.

Стерпится - слюбится

Первоначальная реакция нью-йоркцев и гостей столицы мира на творение Ямасаки была весьма прохладная:

Близнецы - это коробки, в которых были доставлены Крайслер-билдинг и Эмпайр Стэйт Билдинг
(Hью-йоркский фольклор)

Самыми безжалостными критиками были профессионалы:

Ада Хакстэйбл , архитектурный критик:
Башни - голая технология, вестибюли - слезливая сентиментальность, влияние на Нью-Йорк - чистая фантазия... Двадцати-двух дюймовые (56 см) окна так узки, что одна из чудесных возможностей, предоставляемых высотными зданиями - захватывающий вид сверху, полностью отсутствует. ... Башни - большие здания, но они - не великая архитектура.

Пол Голдбергер , архитектурный критик:
Он [Центр] большой. Он больше любого строения. Он еще раз показал, что человек может приспособиться к чему угодно... Его влияние на город, касается ли это скайлайн, среды даунтауна и цен на недвижимость, невозможно переоценить. Но сами здания Центра так скучны и банальны, что их не стоило бы возводить даже для банка в Омахе.

В конечном итоге Близнецы повторили судьбу Эйфелевой башни - к ним привыкли, затем перестали замечать, потом начали гордиться.


Эмери Рот и сыновья
Новый комплекс:
David Childs (1 ВТЦ)
Lord Norman Foster (2 ВТЦ)
Rogers Stirk Harbour

Partners (3 ВТЦ)

Всеми́рный торго́вый центр (сокр. ВТЦ , правильное название - Центр международной торговли , англ. World Trade Center ) - комплекс из семи зданий, спроектированный Минору Ямасаки и официально открытый 4 апреля 1973 года в Нью-Йорке (США). Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей - Северная (высотой 417 м, а с учётом установленной на крыше антенны - 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен в результате террористической атаки . Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание Эмпайр-стейт-билдинг , которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка и считалось таковым до открытия Всемирного торгового центра 1 в ноябре 2014 года).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Нью-Йорк. Всемирный торговый центр.New York. World Trade Center.

    ✪ Суперсооружения. Всемирный торговый центр в Бахрейне.

    ✪ Всемирный торговый центр один. Обзорная площадка. Нью-Йорк. Ольга Рохас.World Trade Center One.

    ✪ Америка.Всемирный торговый центр Freedom tower.

    Субтитры

Оригинальный комплекс

История и строительство

Идея создания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке впервые была предложена в 1943 году. Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло законопроект, позволяющий губернатору Нью-Йорка Томасу Дьюи начать планирование строительства, но разработки были приостановлены в 1949 году. В конце 1940-х и начале 1950-х годов экономический рост в Нью-Йорке был сосредоточен в центре Манхэттена. Чтобы стимулировать реконструкцию других районов Манхэттена, Дэвид Рокфеллер предложил Управлению Портов построить торговый центр в Нижнем Манхэттене.

Первоначальные планы, обнародованные в 1961 году, предлагали использовать побережье Ист-Ривер для строительства Всемирного торгового центра. Будучи агентством, представляющим два штата, Управление Портов должно было получить одобрение новых проектов от двух губернаторов: Нью-Йорка и Нью-Джерси. Губернатор Нью-Джерси Роберт Б. Мейнер возражал против строительства проекта стоимостью 335 млн долларов в Нью-Йорке. Ближе к концу 1961 года переговоры с губернатором Нью-Джерси Мейнером зашли в тупик.

В то время пассажиропоток по Гудзон-Манхэттенской железной дороге (H & M Railroads), принадлежащей Нью-Джерси, существенно снизился, с 113 млн пассажиров в 1927 году до 26 миллионов в 1958 году, после того, как открыли новые автомобильные туннели и мосты через реку Гудзон. В декабре 1961 года, на встрече директора Управления Портов Остина Дж. Тобина и вновь избранного губернатора Нью-Джерси Ричарда Дж. Хьюза, было предложено построить через Гудзон транспортный хаб Port Authoruty Transit Hub (PATH) и выкупить H & M Railroads у Нью-Джерси. Управление портов также решило перенести проект Всемирного торгового центра на строительную площадку Хадсон Терминал на западной стороне Нижнего Манхэттена, более удобную для пассажиров Нью-Джерси, прибывающих через PATH. В связи с новым расположением и приобретением Управлением Портов Н & М Railroads, Нью-Джерси согласился поддержать проект Всемирного торгового центра.

Также было необходимо одобрение мэра Нью-Йорка Джона Линдсея и Нью-Йоркского городского совета. Разногласия с городом касались в основном налоговых вопросов. 3 августа 1966 года была достигнута договоренность о том, что Управление Портов будет делать ежегодные платежи городу, взамен налогов за использование площадей Всемирного Торгового Центра частными арендаторами. В последующие годы, выплаты будут расти как и ставка налога на недвижимость.

Архитектурный дизайн

20 сентября 1962 Управление Порта объявило о выборе Минору Ямасаки в качестве ведущего архитектора и Emery Roth & Sons в качестве содействующих архитекторов. Ямасаки разработал план, включающий башни-близнецы; первоначальный план Ямасаки включал две башни по 80 этажей, но для удовлетворения требований администрации Управления Портов требовалось 10 млн квадратных футов (930 тыс. м 2) офисных площадей, тогда здания были увеличены до 110 этажей. Основным фактором сдерживания высоты зданий была прокладка лифтов - чем выше здание, тем больше лифтов требовалось для его обслуживания, требовались более громоздкие лифтовые шахты. Ямасаки с инженерами решили использовать новую систему с двумя «небесными лобби» (skylobby), где люди могли перейти от крупного скоростного лифта к местным лифтам, которые ходили до нужных этажей в своей секции. Эта система, вдохновленная системой метро Нью-Йорка , позволила создать местные лифты в пределах одной шахты лифта. Расположенные на 44-м и 78-м этажах каждой башни, «небесные лобби» позволили эффективно использовать пространство под лифтовые шахты, увеличивая количество полезного пространства на каждом этаже от 62 до 75 % за счет уменьшения количества тех самых лифтовых шахт. В целом, во Всемирном Торговом Центре было 95 скоростных и местных лифтов.

В январе 1967 года Port Authority представило 74-миллионный контракт на поставку стали для строительства различным поставщикам, в результате чего главным поставщиком был выбран «Карл Кох». Фирма Tishman Realty & Construction была нанята в феврале 1967 года для контроля над строительством проекта. Строительство началось с Северной башни в августе 1968 года; к строительству Южной башни приступили в январе 1969 года. Линия метрополитена под Гудзоном (Hudson Tubes), по которой поезда PATH приходили на станцию Hudson Terminal, оставалась в работе всё время строительства, вплоть до того момента, пока в 1971 году не открыли новую станцию PATH (PATH station).

Северная и Южная башни

Первый Всемирный Торговый Центр (1WTC) и Второй Всемирный Торговый Центр (2WTC), чаще просто «Башни-близнецы», идею которых выносил Минору Ямасаки, были разработаны в качестве каркасной трубы, обеспечивающие арендаторов открытыми этажными площадями, не прерывающимися колоннами или стенами. Были главными зданиями Всемирного Торгового Центра. Северная башня (1WTC) стала на момент своего завершения самым высоким зданием в мире, высотой в 1368 футов (417 метров), раньше Южной Башни (2WTC), строительство которой и началось раньше - в 1966 году. Широкое использование сборных компонентов помогло ускорить процесс строительства, и первые арендаторы заехали в Северную башню в декабре 1970 года, в то время как Южная была ещё в стадии строительства. После завершения строительства в 1973 году, Южная башня стала вторым по высоте зданием в мире, высотой в 1362 футов (415 м); обзорная площадка на крыше Южной башни расположилась на высоте 1362 футов (415 м), а также на 107 этаже башни на высоте 1,310 футов (400 м). Каждая башня стояла на 1350 футов (410 м) в высоту, и занимала около 1 акра (4000 м 2) от общего объёма комплекса в 16 акров (65000 м 2). Во время пресс-конференции в 1973 году Ямасаки спросили: «Почему два 110-этажных здания? Почему не одно 220-этажное?» Он ответил: «Я не хочу потерять человеческий масштаб».

После завершения строительства в 1972 году 1WTC был самым высоким зданием в мире в течение двух лет, обогнав Empire State Building после 40-летнего царствования. В 1978 году на Северной башне установили телекоммуникационную мачту (антенну), которая была добавлена в верхней части крыши, высотой в 362 футов (110 м). Вместе с ней высочайшая точка Северной башни располагалась на высоте 1,730 футов (530 м). Башни Всемирного Торгового Центра удерживали звание самых высоких непродолжительное время, до мая 1973 года, когда в Чикаго открылся Сирс-тауэр высотой по уровню крыши в 1,450 футов (440 м.) На протяжении своего существования в башнях ВТЦ было больше этажей (110), чем в любом другом здании. Это число не было превзойдено до появления Бурдж-Халифа , который был открыт в 2010 году (163 этажа).

Пожар 13 февраля 1975

13 февраля 1975 г. раздались три сигнала пожарной тревоги на 11-м этаже Северной Башни. Огонь распространился по центральным пустым трубам до 9-го и 14-го этажа из-за возгорания телефонных проводов в шахте, расположенной вертикально между этажами. Те области, куда огонь проник по проводам, удалось потушить практически сразу же, с очагом возгорания справились через несколько часов. Большая часть причиненного ущерба пришлась на 11-й этаж, где началось возгорание в кабинете, наполненном бумагой, жидкостью для печатных машин и другим офисным оборудованием. Противопожарная обработка стали против плавления спасла сам остов, и башне не было причинено никакого структурного вреда. На втором месте по причиненному ущербу оказались нижние этажи, пострадавшие не столько от огня, сколько от пожарной пены. На тот момент во Всемирном Торговом Центре не было системы для тушения пожара.

Террористический акт 26 февраля 1993 года

26 февраля 1993 г. в 12:17 на территорию подземной парковки Всемирного торгового центра заехал грузовик с 680 кг взрывчатки, за рулем которого был Исмаил Айяд, рядом сидел организатор теракта - Рамзи Юзеф . Грузовик взорвался в подземном гараже Северной башни. Шесть человек было убито и более 1000 - ранено.

Юзеф бежал в Пакистан вскоре после взрыва, но был арестован в Исламабаде в феврале 1995 г. и экстрадирован в США для судебного процесса. Шейх Омар Абдел Раман в 1996 г. был обвинён в участии в организации взрыва и в других заговорах. Юзеф и Эйяд Исмоил были приговорены к пожизненному заключению в 1997 г. за причастность к взрыву. Ещё четверым также за участие во взрыве был вынесен приговор в мае 1994 г. Согласно данным суда, целью заговорщиков была полная дестабилизация Северной башни, которая должна была упасть на Южную - то есть полное уничтожение обеих башен.

После теракта портовые власти установили фотолюминесцентные указатели на стенах. Система извещения о пожаре была полностью заменена из-за того, что проводка и система сигнализации оригинальной системы вышли из строя.

В память о жертвах был создан зеркальный пруд с именами погибших в результате взрыва. В результате теракта 11 сентября мемориал был разрушен. Новый мемориал, общий для жертв взрыва и теракта, появится в новом мемориальном комплексе, открытом на месте бывшего Всемирного торгового центра.

Разрушение 11 сентября 2001

11 сентября 2001 г. террористы захватили рейс 11 авиакомпании American Airlines и устроили преднамеренное столкновение его с Северной башней в 08:46 (со стороны северного фасада, между 93 и 99 этажами). Спустя семнадцать минут вторая группа террористов врезалась на таком же похищенном самолёте рейса 175 (United Airlines Flight 175) авиакомпании United Airlines в Южную башню (этажи 77-85). Вследствие разрушений, причинённых Северной башне корпусом самолёта , были полностью перекрыты все выходы из здания выше места столкновения, в результате чего в ловушке оказались 1 344 человека. Удар второго самолёта , в отличие от первого , пришёлся ближе к углу небоскрёба, и один лестничный колодец остался неповреждённым. Однако немногим людям удалось беспрепятственно спуститься по нему до момента обрушения строения. Но всё же, несмотря на то, что удар самолёта по Южной башне пришёлся ниже, здесь оказались заблокированными между этажами или погибли сразу менее 700 человек - гораздо меньше, чем в Северной. В 9:59 Южная башня рухнула из-за пожара, повредившего стальные элементы конструкции, уже и без того ослабленные столкновением с самолётом. Северная башня обрушилась в 10:28 утра, после пожара, длившегося 102 минуты.

В 17:20 11 сентября 2001 г. развалился восточный пентхаус седьмого корпуса Всемирного торгового центра (ВТЦ-7) , а в 17:21 рухнуло всё здание из-за того, что стихийно возникшие пожары необратимо разрушили его конструкцию. Третий корпус Всемирного торгового центра, отель Марриотт (ВТЦ-3), был задет падающими башнями-близнецами. Три оставшихся здания комплекса серьёзно пострадали от упавших обломков и в конце концов были снесены, поскольку не подлежали восстановлению.
Здание Дойче банка на другой стороне Либерти-Стрит, напротив комплекса Всемирного торгового центра, позже было признано непригодным для нахождения в нём людей из-за высокого содержания токсичных соединений в помещениях; сейчас это строение разобрано. Фитерман-Холл Общественного Колледжа Манхеттена на Западном Бродвее, 30, также предназначен к сносу из-за обширных повреждений, полученных во время теракта.

Уже после теракта СМИ сообщили, что могли пострадать десятки тысяч человек, так как в обычные рабочие часы в комплексе могло находиться свыше 50 000 человек. В результате теракта 9/11 были выписаны 2 752 свидетельства о смерти, в том числе, на имя Фелиции Данн-Джонс, чья смерть была зарегистрирована только в феврале 2002 г.; Данн-Джонс умерла спустя пять месяцев после теракта из-за ужасного состояния лёгких, вызванного тучами летающей пыли во время обрушения зданий Всемирного торгового центра. Ещё две жертвы были позднее добавлены в официальный список погибших: врач Снэа Анна Филип (Sneha Anne Philip), которую в последний раз видели за день до теракта, и Леон Хейуорд, умерший в 2008 г. от лимфомы, спровоцированной вдыханием воздуха, насыщенного пылью, поднявшейся при обрушении Башен-близнецов. Инвестиционный банк Кантор Фицджеральд Л. П., размещавшийся на 101-105 этажах Всемирного торгового центра, потерял 658 сотрудников - больше, чем любое другое учреждение, даже Компании Марш и МакЛеннан, расположенные непосредственно под помещениями банка на 93-101 этажах (куда врезался самолет террористов) и потерявшие 295 человек. На третьем месте по людским потерям (175 человек) - Корпорация Аон (Aon Corporation). Ещё погибли 343 пожарных Нью-Йорк Сити, 84 служащих Портового управления - Port Authority of New York and New Jersey , в том числе 37 сотрудников Департамента полиции Портового управления - Port Authority Police Department (PAPD) и 23 офицера Департамента полиции Нью-Йорка . Из всех тех людей, которые находились в башнях в момент их обрушения, живыми были извлечены только 20 человек, в том числе полицейские PAPD - Уилл Джимено и Джон МакЛафлин (восемнадцатый и девятнадцатый выжившие). Также по данным официальных властей из окон верхних этажей обеих башен, охваченных пожаром и густым дымом, выбросилось 200 человек. Один пожарный погиб, когда на него упал выбросившийся человек.

Последствия

В результате террористического акта три здания комплекса были обрушены: два самых высоких строения (Северная Башня, Южная Башня) и также ВТЦ-7 . Отель «Марриотт» был почти полностью уничтожен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2, ещё трём строениям был причинён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже снесены. Также в результате обрушения ВТЦ-2 был нанесён непоправимый урон 40-этажному зданию Дойче Банка , которое в настоящее время демонтировано.

Новый комплекс

Музыка

  • I Can’t See New York (песня Tori Amos , альбом Scarlet"s Walk , 2002)
  • Free (альбом группы Bonfire, 2003)
  • New New York (песня группы The Cranberries , альбом Stars, 2002)
  • Façade of Reality (песня группы Epica , альбом The Phantom Agony, 2003)
  • The Evil Has Landed (песня группы

Четырнадцать лет назад, 11 сентября 2001 года в США террористы захватили четыре пассажирских самолета, направив два из них на башни Всемирного торгового центра (ВТЦ) , а два других - на Пентагон и Белый дом. В результате пожара в 9.59 утра обрушилась Южная, а в 10.28 — Северная башня ВТЦ.

Практически сразу же после того, как развалы былиразобраны, начались дебаты по поводу того, что строить.Но сначалая расскажу ктобыл хозяин.В восьмидесятые годы прошлого века в Нью-Йорке финансовые дела шли из рук вон плохо.В 1987 году обвалилась биржа, и многие помещения в башняхстояли пустыми.Губернатор штатаНью-Йорк Патаки для покрытия расходов решил, чтоВсемирный торговый Центр надо приватизировать.А владело этим гигантским комплексом Транспортное бюро - PortAuthority, которое было создано в 1921 году двумя штатами- Нью-Йорком и Нью-Джерси специально для того, чтобы управлять транспортными магистралями между этими двумя штатами- то есть мостами и туннелями через Гудзон. Патаки в 1995 году только-только стал губернатором Нью-Йорка и начал свою деятельность с программыпо минимизации затрат. Но так как продать такой сложныйи огромный комплекс с юридической очки зрения было практически невозможно, решил Патаки ограничится 99-летней арендой.

На этот не совсем лакомый и весьма затратный кусок претендовали две компании недвижимости - Ворнадо и Сильверстайн.Вордадо предложило на30 миллионов долларов больше, чем Сильверстайн, однако в последнюю минуту потребовало уменьшить срок аренды до 39 лет. Транспортное бюро не согласилось, и Всемирный Торговый Центр, до этого в течении 31 года принадлежавший Транспортному Бюро,за 3,2 миллиарда долларов досталсяуроженцу Бруклина и выпускнику Нью-Йоркского университета Ларри Сильверстайну.Ларри подписал все документы 24 июля 2001 года. Можно только догадываться, что он лично чувствовал, когда меньше чем через полтора месяца вместо его трехмиллиардного нового приобретения остались одни обломки...

Проект Richard Meyer
Было понятно, что строить прямо на месте, где стояли близнецы- невозможно - ведьместо трагедии стало братской могилой.Но надо делать мемориал и надо восстанавливать прежде цветущий район города. Работы на Ground Zero велись круглосуточно в течение 8 месяцев. К спасателям присоединились добровольцы.В первые суткииз-под обломков спасли 11 человек. Около 400 собак работало на сайте, но шансы найти кого-то живым через несколько дней стали равняться нулю.Пожар на развалинах продолжался несколько недель.Мусор вывозили на баржах на свалку на Статен- Айленде. Свалка эта была открыта начиная с 1947 года. Первоначально планировалось ее использовать 20 лет, а потом засыпать и провести восстановительные работы.

Проект Foster Psrtners
Однако свалка просуществовала значительно дольше. В те года, когда она была открыта, каждый день около 20 барж с мусором прибывало к причалу на свалке. В марте 2001 годы свалка, под нажимом общественности была закрыта, но ее после 9-11 пришлось открыть вновь. 30 мая 2002 года официально период очистки GroundZeroбыл завершен. Кстати термин GroundZeroпришел в мирную жизнь с войны- так традиционно обозначался эпицентр ядерного взрыва. Появился этот термин после Махеттенского проекта и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Считается, что его впервые использовал 11 сентября внештатный корреспондент FoxNews- очевидец трагедии.
Проект Think

В то же самое время многочисленные группы архитекторовобсуждали, что же нужно строить на этом месте.В августе 2002 года департамент по развитию Нижнего Манхеттена объявил о конкурсе на лучший проект. Разные группы гражданимели свое видение. Родственникипогибших хотели запретить какое-либо строительство совсем и превратить GroundZeroвмемориальный комплекс. Жители окрестных улицхотели найти решение своих транспортных проблем, владельцы мелких бизнесов в округе хотели закончить строительство как можно быстрее- их магазинчики и ресторанчики были на грани банкротств, а владелецЛарри Сильверстайн хотел восстановить в полном объеме офисноепространство- ведь это был его источник дохода.И главный вопрос был- а кто же за это все заплатит...

Через месяц после объявления были выбраны семь лучших заявок.Подавшие эти семь заявок и должны были принять участие в финальном конкурсе мастер - планов. Эти разработки были представлены общественности в полуразрушенном зимнем саду Финансовом Центре в декабре 2002 года. Полазив на интернете, я нашла не только рисунки с проектом победителя, но и картинки других проектов.

И тут началось скандалы. ЛарриСильверстайн, по сути дела владелец башен- близнецов, в феврале 2003 годаза несколько дней до объявления финалистов,написал в комиссию, что все проекты, вышедшие в полуфинал, ему вовсе не нравятся!И вообще, так как именно он получил за падение башен страховочные деньги, именно он будет решать, что на этом месте будет строиться! И он сказал, что он уже выбралфирму, которая и будет заниматься строительством. В результатеразработкой мастер-плана занимались победитель Даниел Либскинд с его проектом, который он назвал MemoryFoundations и фирма Skidmore, Owings & Merrill, которую нанял Сильверстайн.


АрхитекторДаниель Либскинд (DanielLibeskind) родился в Польше, где и прожил свои первые 13 лет. Затем его семья эмигрировала в Израиль, а оттуда в1959 году в Нью-Йорк. Первыйуспех ему принесло создание в 1999 году в Берлине здания еврейского музея, за который он получил Архитектурную премию Германии.Опыта строительства высоких зданий, а тем более небоскребов у нег совсем не было. И весь его проект был скорее теоретическим, хоть и талантливым, размышлением на тему, чем реальным проектом.


После того, как проект был принят, последовали затяжные переговоры междуТранспортным Бюро (PortAuthority) , которому принадлежалаэта земля, иЛарри Силверстайном, арендовавшим разрушенный Всемирный торговый центр на 99 лет.Стороны не могли распределить строительство различных участков нового комплекса и поделить права собственности на него.Кроме того, Ларри затеял судебную тяжбу со страховочными компаниями. Основной вопрос был, сколько было страховых случаев. Ведь по каждому страховому случаю страховочная компания обязана была выплатить страховку.Сильверстайн утверждал, что так как башен было две, и самолетов было два, то и было два страховочных случае, то естьстраховочную сумму надо удвоить. В результате многочисленных споров и склокначало строительства всевремя откладывалось и переговоры часто заходили в тупик.Кроме того приходилось учитывать часто противоречивые мнения различных общественных кругов. Например, родственники погибших наотрез отказывались признать необходимость подземной парковки, авсем деловым людямНижнего Манхеттена было понятно, что без парковки -никак.
До 11 сентябрярядом с близнецами на площади около шестидесяти тысяч квадратных метров стояло еще пять зданий.С южной стороны стояла22-этажная гостиница Мариотт(3 WTC), открывшаяся в 1981 году.Еще там были 4 WTC, 5 WTC, и 6 WTC - немного пониже этажами. В 1987 году было построено еще одно здание - 7 WTC. Под комплексом помещался огромный мол с многочисленным магазинчиками и ресторанчиками, а под ним- несколько линий метро, а также станция поезда, ходившего по проложенному под Гудзоном туннелю между Манхеттеном и Нью-Джерси. Еще под зданием 4 WTCбыло огромное хранилище золота.

После падения башен упалМариотт, а три остальных были настолько повреждены, что восстановлению не подлежалии их пришлось разрушить.Так что места для нового проекта было много.

Согласно замыслу Либскинда,на площадке должны быть построены пять небоскребов.Один из них - Башня свободы - должен стать самым высоким зданием в США.Те двакотлована, на месте которыхстояли башни-близнецы, было предложено вообще незастраиватьи не использовать в коммерческих целях.Этаидеяполучила поддержку большого количества людей.Архитектор заявил, что котлованы останутся в неприкосновенности. Либскинд "вписал" их в ансамбль, не изменив.


Про то что будет строиться на месте 4 WTC, 5 WTC, и 6 WTC я расскажу позже, а пока вернусь к рассказу о главной башне.


Символический краеугольный камень в основании башни был заложен на торжественной церемонии в день Независимости, 4 июля 2004 года.На церемонии присутствовали губернаторыНью-Йорка и Нью-Джерси и мэр Нью-Йорка.Губернатор Патаки в своей речи сказал: "В фундамент новой башни, символа американской мощи и безопасности,мы заложили 20-тонную глыбу Андирондакского гранита. Мы сегодня заложили новый символгорода и страны. Мы сегодня строим башню Свободы! "Церемония церемонией, однаконачало строительство было отложено еще на два долгих года,а первоначальныйпроект претерпел значительные изменения.

В 2006 году,перед самым началом стройки,Ларри Сильверстейн заявил: " К 2012 году новое здание Всемирного Торгового Центра будет полностью построено". Однако построили башню только к 2015 годуиз-за многочисленных дополнительных изменений, вносимых в проектна ходу.


Для повышения безопасности здания к проекту было добавлено пятидесятиметровое бетонное основание - бункер. Сначала предполагалось его обложить стеклянными призмами, чтобы как-то украситьэто уродство. Однако выяснилось, что эта облицовкаиз призматического стекла легко разбивается на достаточно крупные и опасныеосколки. В результате фасад покрылистальными панелями и неразбивающимся стеклом.


Сначала на последних этажах башни предполагалось открыть ресторан (как было на северной башне - ресторан назывался Окна Мира WindowsontheWorld) , но проект переделали, так как издержки по содержанию ресторана и поддержанию надлежащего уровня безопасности сочли слишком большими.


В 2009 году башню переименовали - гордое имя Башня свободы - " FreedomTower"теперь стало " OneWorldTradeCenter". По словам Транспортного бюро, это новое имя легче для арендаторов...


Башня-центр проекта Либскинда. Ее высота составляет без антенны 1,368 футов и равна высоте северной башни близнеца. На верхушке башни торчит шпиль- антенна. И вот вместе с этим шпилем высота ее составляет 1,776 футов или 541 метр. 1776- число для Америки символическое- в 1776 году была подписана Декларация Независимости.


Считается, что башня эта сейчас самое высокое здание в Западном полушарии. Вопрос в том, учитывать ли высотушпиля или нет...Также сложно понять, сколько этажей в башне- нумерация этажей учитывает стандартную высоту помещений, и в башне за 93 этажом идет сразу же этаж 100, так как 93-ий этажвыше всех остальных- там стоят какие-то технические устройства.Кроме того, дополнительная путаница в этажах возникает сразу же при входе в башню.Низ башни представляет собой единое пространство без окон и перекрытий, а в лифтах нумерация начинается сразу же с цифры 20! Но если поделить общую высоту башни на среднюю высоту офисного помещения, то получится как раз 104 этажа!


Всемирный торговый центр должен был обойтись не дороже 1,3 млрд долларов, но его конечная цена стала 3,8 млрд — почти в три раза больше заявленной. И этот небоскреб стал самым дорогим небоскребом в мире - как всегда, Нью-Йорк любит самое- самое...


Судя по описаниям, безопасности здания было уделено повышенное внимание. На всех лестницах установлены метровые стены повышенной прочности,построены специальные широкие лестницы для пожарных и спасателей, в стальной каркас заложена дополнительная прочность. Все машины,въезжающие в подземные гаражи, будут проверяться на радиоактивность, вокруг здания обещали поместить четыре сотни камер наружного наблюдения.


Январь 2015 года
Не знаю, были ли эти камеры в рабочем состоянии, когдав марте 2013 года Джастин (JustinCasquejo)шестнадцатилетний подростокиз Нью-Джерси, глубокой ночью пролез в небольшую дырку в заборе, проскользнулмимо охраны и по лесам взобрался до шестого этажа, где сел на лифти доехал на нем до 88 этажа, а там уже по лестнице добрался до самого верха -104 этажа.

Мало того, на самом верху ему встретился охранник,и парень мимо этого охранникапроскользнул. После этого Джастин вылез на крышу и вскарабкался на шпиль. Там он провел около двух часов, сделал кучу фоток и был задержан уже когда он собирался покинуть здание.Он потом рассказал, что до этого он с приятелями не раз проникали через забор на стройку. Похоже на бред-правда?Ведь влезпареньне просто на какую-нибудь там башню -нет- он залез на самую знаменитую башню в мире, про безопасность которой вот уже десять лет проектировщики талдычили на всех углах...И как вы думаете - его наказали?А практически никак- присудили ему к месяцу исправительных общественных работ и к написанию письменного извинения в 1200 слов... А какие, вы спросите, приняли меры для того, чтобы такое больше не повторилось(ну, кроме увольнения охранника)? А никаких- потому что через полгода в сентябре 2013три человека опять же незаконно проникли внутрь, залезли наверх, и спрыгнули с башни с парашютов, сняв при этом видео при помощи камеры, прикрепленной к шлему.Помогал им четвертый, оставшийся на земле.


И это были не пустоголовые подростки- самому младшему из четырех Марко Марковичу было 27 лет.Камеры безопасности зафиксировали прыжок.Суд состоялся только что, в августе. Их присудили к работам на пользу общества сроком от 200 до 300 часов, и штрафу по 2000 с носа. Про это много писали. Но меня больше интересует вопрос -не отдали ли под суд ответственных за безопасность здания? Но это наверно риторический вопрос. Правда начальник отдела безопасности подал в отставку...

В ноябре 2014 года через 13 лет после падения близнецов,башня была открыта для бизнеса и в неезаехали первые арендаторы- издательство Condé Nast, которое переселилось сюда с TimesSquare. Издательство занимает 24 этажа.

В мае этого 2015 года наконец-то открылась смотровая площадка на крыше. Когда я проходила мимо башни несколько недель назад, очередь обвивалась вокруг здания. Лифт поднимает на 102 этаж всегоза одну минуту, билет стоит 32 доллара для взрослого, дети чуть-чуть подешевле, и можно купить билетына какое-то определенное время, начиная с 9 утра до 7 вечера с интервалом 15 минут. Если же вы не знаете точно, когда хотите пойти - то имеется и гибкий билет- в полтора раза дороже.Но площадки на открытом воздухе, как было раньше,теперь нет- смотрят только сквозь стекло. Так как я сама там не была, то и сравнить с двумя уже существующими смотровыми площадками в Рокфеллер центре и в Эмпаере я не могу.

«В этом проекте очень важно было терпение, – сказал журналистам Либескинд. – Ведь нужно понимать, что за это время в Нижний Манхэттен переехало жить 60 тысяч человек. Это полное преображение Нью-Йорка. Я хотел создать настоящий жилой микрорайон, и у меня это получилось. Это настоящий центр Нью-Йорка, а может быть, и всей Америки».


Про мемориали про то, что происходит на этой строительной площадке сеейчас, я расскажу через неделю.

Башни близнецы: история, гордость и трагедия Америки

У зданий, как и у людей, есть нечто общее. Одни проживают простые и незаметные большинству жизни и, умирая, остаются в памяти только ближайших родственников. Другие же - на виду, ими восхищаются или ненавидят; по крайней мере, их знают многие. Погибая, они пребывают частью истории, живя в умах миллионов, даже после ухода в вечность оказывая влияние на живущих.

Именно второй вариант выбрала судьба для знаменитых небоскрёбов, башен-близнецов в Нью-Йорке . Взорванные в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года, эти здания словно бы продолжают своё существование: их все знают, о них помнят, они продолжают тиражироваться в тысячах снимков. Они, в конце концов, неуловимым образом до сих пор влияют на жизнь огромнейшего мегаполиса, да и США в целом.

Строительство Башен-близнецов

Построить легко, трудно договориться. Любое здание мира, даже дачный домик, рождается не на строительной площадке, а в умах его творцов. Не стал исключением и Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, архитектурной и визуальной доминантой которого явились два небоскрёба, сразу же названые башнями: Северная и Южная.

Идея возведения грандиозного комплекса родилась в США ещё во время Второй мировой войны . К 1944 году стало понятно, что в её результате в Западном мире осталось одно государство, которому удалось не только сохранить своё экономическое могущество, но существенно его укрепить, особенно на фоне разрушенных Европы и Японии. Этим государством стала Америка. Не нужно было обладать большим умом, чтобы понять простую истину: в ближайшие десятилетия страна станет сверхдержавой, будет стремительно развиваться. И ей понадобится большой финансово-торговый комплекс.

Но прошло ещё немало времени, пока идея начала превращаться в реальность. Основных причин было две.

Первая - разгоревшаяся гонка вооружений, холодная война, требовавшие колоссальных финансовых вливаний.

Вторая - столкновение экономических интересов нескольких влиятельных групп США, а также двух штатов, Нью-Джерси и Нью-Йорка . К тому же строительство Центра предполагало возникновение новых небоскрёбов, превышающих по высоте Эмпайр Стейт Билдинг , гордость города, высочайшее сооружение мира. Финансовые группы, контролировавшие это здание, вовсе не жаждали возникновения грозного конкурента.

И только к началу 60-х годов все коммерческие, имиджевые и финансовые вопросы удалось утрясти. Не последнюю роль в этом сыграли братья Рокфеллеры, Дэвид и Нельсон. Используя своё влияние, связи и деньги, братья начали строить ВТЦ в Нижнем Манхэттене .

Весь комплекс, включая башни близнецы, проектировали несколько мощных дизайнерских компаний, но ведущим архитектором, отцом проекта, избрали американца японского происхождения Минору Ямасаки.

Ямасаки до начала работы над этим проектом выполнил несколько серьёзных работ в разных городах США, хотя и не входил в число самых маститых профессионалов страны. Приверженец готического модернизма, испытывающий сильное влияние архитектуры Ле Корбюзье, японец обратил внимание на небольшие старинные башни близнецы в итальянском городке Сан-Джиминьяно, взяв их в качестве образца для выполнения своей задачи.

А задача у мастера была незамысловата: сделать нечто, где было бы в 5 раз больше офисных площадей, чем в Эмпайр Стейт Билдинге. Перебрав несколько возможных вариантов, Ямасаки пришёл к окончательному: две стройные башни с квадратным сечением, имеющие форму параллелепипедов.

Весь ход строительства можно разделить на следующие этапы:

  • проектирование: 1962 - 1965 годы;
  • очистка и подготовка площади под строительство - с марта по август 1966 года;
  • август 1966 - начало земляных работ, выемка грунта под основание башен;
  • установка последнего несущего элемента зданий - декабрь 1970 года (Северная башня), июль 1971 года (Южная башня);
  • торжественное открытие комплекса - 4 апреля 1974 года.

По окончанию строительства башни оказались самыми высокими зданиями мира, каждая насчитывала по 110 этажей. Верхняя отметка Южной составляла 415 метров, Северная была на 2 метра выше, к тому же её украшала антенна с отметкой 526,3 метра.

Помимо всего прочего, появление башен дало старт настоящей гонке небоскрёбов, начавшейся в мире. Забегая чуть вперёд, можно сказать, что на месте упавших «свечек» американцы построили новый ВТЦ, венчает который самое высокое здание Западного полушария. Тем не менее, сейчас оно - лишь четвёртое в когорте зданий-великанов.

Необычное лицо Башен-близнецов

Продолжая начатую аналогию, можно сказать, что подобно людям, выдающиеся здания тоже обладают своими рекордами и уникальными событиями жизни. Есть они и у башен Ямасаки. Вот некоторые из них:

  • При строительстве зданий вырыли глубокие 20-метровые котлованы, чтобы добраться до «коренной» скальной породы. Земля из котлованов использовалась для искусственной насыпи, на которой впоследствии построили несколько зданий Всемирного финансового центра.
  • В основе конструкции башен - сотни больших и малых стальных труб, создающих особый каркас, устойчивый к воздействию ветров и сейсмических колебаний.
  • Фасад зданий изобилует огромным количеством узких окон шириной всего 56 см. Ямасаки страдал боязнью высоты, и спроектировал окна так, чтобы любой человек, подойдя к подоконнику, мог без труда упереться в откосы оконного проёма, что создавало бы у него особое ощущение надёжности.
  • Каждая из башен имела по 103 лифта, из них 6 грузовых. Часть пассажирских лифтов были скоростными, часть - обычными. Для перехода из первых во вторые использовались площадки на 44-м и 78-м этажах.
  • Сразу после возведения башен они получили уничижительную критику от ведущих архитекторов мира. Не очень понравились здания и жителям города. Но постепенно к ним привыкли и даже стали гордиться. Приблизительно такая же судьба была у Эйфелевой башни в Париже.
  • Первая попытка уничтожить здания предпринималась в 1993 году. Тогда в гараже Северной башни, под землёй, взорвали грузовик с более чем полутонной взрывчатки.

В конце концов, террористам удалось взорвать необычные здания. Но, уничтожив их, разве уничтожили они саму идею, стремление человека покорять, создавать что-то необычное? Ведь она заложена в самой природе человека.

И, возможно, очень хорошо сказал об этом дерзкий француз Филипп Пети, который в августе 1974 года сумел 8 раз подряд (!) пройти по канату, натянутому между двумя башнями, при этом танцуя и даже ложась: «Лёжа на канате, я увидел очень близко над собой чайку. И мне вспомнился миф о Прометее. Здесь, на этой высоте, я вторгся в её пространство, доказывая, что человек может сравниться и с птицей…»