Сказочные викторины для начальной школы. Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам
Материалы:
§ Телеграммы
§ Два мольберта
§ Два красных маркера
§ Два листа ватмана
§ Два воздушных шара
§ Два ведра
§ Два обруча
§ Черный ящик
§ Сюрприз
§ Мочалка
§ Сувениры
§ Кубики по количеству участников
§ Бочонки из игры «лото» с номерами от 1 до 6, на одном бочонке нарисована подкова
О чем-то скрепит половица,
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски …
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка…
Приглашаем всех присутствующих принять участие в игровой викторине. Родителей разделить на две команды с помощью разрезанных картинок. Предложить дать название своим командам.
1. Разминка. Игра » Добавлялки»
Ок-ок-ок - стоит в поле (теремок)
Ок-ок- ок - покатился (колобок)
Су-су-су -петушок прогнал (лису)
Цо-цо-цо - снесла курочка (яйцо)
Ана-ана-ана - несут лебеди (Ивана)
Ек-ек-ек - не садись на (пенек)
2. Конкурс телеграмм и объявлений
К нам в окошко залетел
Маленький листочек,
А на нем я разглядела
Чей - то странный почерк
Обращусь, я, к вам -
Это конкурс телеграмм.
Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.
Задание для первой команды:
§ Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)
§ Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)
§ Дорогие гости, помогите!
Паука - злодея зарубите! (Муха - цокотуха)
§ Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)
§ Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)
§ Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси - лебеди»)
Задание для второй команды
§ Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби
(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)
§ Пришлите, пожалуйста капли.
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)
§ Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).
§ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)
§ Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Старуха. » Сказка о золотой рыбке«).
§ Отмою все! («Мойдодыр»)
3. «Аленький цветочек»
Говорят, что где - то
Посреди болот
Во дворце прекрасном
Чудовище живет
Аленький цветочек
Охраняет он,
И в купцову дочку
Чудище влюблен.
Под музыку участники рисуют один лепесток цветка на мольберте, передает эстафету следующему участнику.
Я буду задавать вопросы командам. Задача игроков - дать как можно правильных ответов. Проведем жеребьевку. В отвечающей команде право голоса имеет каждый, а я буду выбирать правильный ответ. Если вы не знаете ответа, говорите «Дальше».
Вопросы для первой команды:
1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)
2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)
3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)
4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)
5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)
6. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)
7. Название города в котором жил незнайка (Цветочный)
8. Кем был Дуремар (аптекарем)
9. Кто написал сказку «Колобок» (русский народ)
10. Умелец, подковавший блоху (Левша)
11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)
12. Кто был кучером у Золушки (крыса)
13. Из чего сделал домик поросенок Нуф - Нуф (прутья)
14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом (кот)
15. К кому обращалась старуха: » На блин, не тявкай» (собаке)
16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)
17. Что повредила серая шейка (крыло)
18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос (Русалочка)
19. Птичка - бандит (соловей - разбойник)
20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)
21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)
22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)
23. Маленький друг Нафани (Кузя)
Вопросы для второй команды:
1. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)
2. Какие цветы выращивали Кай и Герда (розы)
3. Сказка с фруктовыми и овощными жителями (Чипполино)
4. Какую рыбу поймал Емеля (щуку)
5. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки (петух)
6. Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)
7. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)
8. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)
9. Какое лекарство предпочитал Карлсон (варенье)
10. Кто одолел тараканище? (воробей)
11. Как звали отца Буратино (Карло)
12. Титул лимона в сказке «Чипполино» (принц)
13. Отчество сказочного героя (Горыныч)
14. Близжайший друг Винни -Пуха (Пятачок)
15. Что служило замком в домике бабушки из сказки «Красная шапочка» (веревочка)
16. На чем путешествовал оловянный солдатик (на бумажной лодке)
17. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)
18. Куда упала стрела второго сына в сказке «Царевна - лягушка»
(на купеческий двор)
19. Девочка, потерявшая туфельку на балу (Золушка)
20. Персонаж русской народной сказки, которого обидели, не дав ручек и ножек (колобок)
21. Кровать для Дюймовочки (скорлупа грецкого ореха)
22. Этот предмет кухонной утвари купила Муха - цокотуха (самовар)
23. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)
5. » Незнайка на воздушном шаре »
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком
Он из сказки интересной
В яркой шляпе, с галстуком
Очень просто, угадайка
Как зовут его ….. Незнайка
Незнайка летал на воздушном шаре со своими друзьями.
Каждый участник команды берет в одну руку ведро с кубиками, в другой - воздушный шарик. С ведром и шариком нужно добежать до обруча, выложить один кубик из ведра, вернуться и передать следующему участнику команды ведро и шарик.
6. «Сказочные заморочки»
Сейчас я немного поморочу вам голову. Участники команды вытягивают бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова - это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание - отвечает на вопрос.
1. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а мирными существами (Осел, кот, пес и петух из сказки «Бременские музыканты»)
2. За что Золушка получила свое прозвище? (она спала на полу рядом с печкой, на куче золы)
3. У какого сказочного героя любимым блюдом были три корочки хлеба (У Буратино)
4. В какой сказке подземный ход начинался на кухне, в кастрюле без дна? («Три толстяка»)
5. В какой сказке перевод стрелок часов чуть не послужил причиной смерти одного из главных героев («Аленький цветочек»)
6. Из какой сказки эти слова: » Положика -ка, внучка пирожок на стол, горшок на полку поставь, а сама приляг со мною. Ты, верно, очень устала» («Красная шапочка»)
7. «Темная лошадка»
Ответы на мои вопросы находятся в «черном ящике».
Команда, ответившая правильно, получает балл.
1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить сказочного героя (игла)
2. Здесь находится предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького серенького зверька. Они успокоились лишь тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества и цвета (яйцо)
3. Здесь находится вещь, которую один сказочный герой «словно галку проглотил» (мочалку)
4. Предмет, который был обменян на четыре сольдо. Чтобы попасть на представление кукольного театра (азбука)
8. «Сказочные средства передвижения»
Командам предлагается за две минуты написать все известные сказочные средства передвижения. Побеждает та команда, которая назовет большее количество средств передвижения.
9. «Теремок»
В чистом поле где нет дорог
Стоит не низок, не высок
Всех приглашает за порог
Этот домик (теремок)
На расстоянии лежат два обруча, внутри стоит кегля.
Начинает эстафету первый участник. Добегая до обруча, берет обруч возвращается за следующим участником, двое участников бегут до ориентира, возвращаются за третьим и т.д
10. Конкурс капитанов
Капитан должен отгадать предмет, которому дано три объяснения. С первого раза - 5 баллов, со второго раза - 3 балла, с третьего раза - 1 балл.
Для первой команды:
§ Приходятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».
§ Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.
§ Могут быть скороходами (сапоги)
Для второй команды
§ Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям.
§ Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.
§ Является одним из символов православного праздника (яйцо).
Подводятся итоги конкурса. Родители получают сувениры, сделанные детьми.
Викторины - это развлекательные игры, в которых необходимо быстро и правильно отвечать на заданные вопросы. В начальной школе актуальна для проведения викторина по русским сказкам.
Классификация
Викторины различают по:
- Теме проведения.
- Сложности вопросов.
- Правилам проведения.
- Вознаграждению победителя.
В викторине могут участвовать:
- Два человека: один задает вопросы, другой отвечает.
- Один ведущий и одна команда игроков.
- Две и больше играющих команд.
Викторины для детей
В школьном возрасте на внеклассных занятиях приветствуется проведение викторин. Выбирая различные темы для конкурсов, учитель устраивает развлекательно-познавательные мероприятия с целью расширения и укрепления имеющихся знаний. Викторина по русским народным сказкам занимает не последнее место при проведении школьных мероприятий.
Цель школьной викторины:
- Объединить класс: команда должна действовать как единый целостный организм.
- Проверить знания учеников.
- Подготовка к викторине будет мотивом для самосовершенствования и укрепления знаний учащихся.
- Приз становится стимулом для выигрыша и, таким образом, стимулирует к расширению имеющихся знаний.
Для младших классов
Викторина по сказкам наиболее часто организуется в младших классах. В этом возрасте дети интересуются такими произведениями и из них получают много знаний. Сказки способствуют развитию понятий «добро» и «зло», ребенок учится честности, справедливости, видит, что за плохой поступок следует наказание, что злость, обида, месть не приводят ни к чему хорошему.
Таким образом, проведенная викторина по русским народным сказкам будет способствовать развитию положительных качеств у школьника.
Классификация русских народных сказок
Выделяют три больших раздела произведений данного жанра:
- О животных.
- Бытовые.
- Волшебные.
Различаются они и по действующим героям. В сказках о братьях наших меньших качества людей переносятся на животных, которые говорят, думают и ведут себя как люди. В бытовых присутствует жизненная правда, высмеиваются жадность и глупость. Волшебные полны чудес.
Смысл всех сказок - показать, как добро побеждает зло, глупость, грубость. Главные герои наделены смекалкой, добротой и отзывчивостью.
Зачем проводить соревнования?
Викторина для детей по сказкам преследует такие цели:
- Обобщить имеющиеся знания по сказкам.
- Воспитать любовь к устному народному творчеству.
- Развить воображение.
- Научиться узнавать сказки по героям.
- Развивать ассоциативную память.
- Мотивировать школьников к дальнейшему чтению художественных произведений.
Викторина по народным сказкам имеет положительное влияние, направленное на правильное воспитание школьников.
К примеру, сказки Г. Х. Андерсена актуальны в Они рассказывают о доброте, дружбе, отзывчивости и готовности всегда прийти на помощь другу.
Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
- Кто унес сонную Дюймовочку из квартиры женщины, в которой она жила (по одноименной сказке «Дюймовочка»):
- Жаба.
- Мышь.
Правильный ответ: Жаба.
2. Какое желание загадала Дюймовочка перед свадьбой с кротом (по одноименной сказке):
- Покушать.
- Спеть песенку.
- Посмотреть на солнышко.
Правильный ответ: посмотреть на солнышко.
3. Как в сказке «Принцесса на горошине» королева выяснила, что пришедшая к ним девушка - принцесса:
- Попросила ее станцевать.
- Положила ей горошину под тюфяки.
- Поверила на слово.
Правильный ответ: положила ей горошину под тюфяки.
4. Что принесла Русалочка в жертву колдунье взамен на ноги вместо хвоста (по сказке «Русалочка»):
- Заплатила деньги.
- Отдала свой голос.
- Подарила ожерелье.
5. Кто первый крикнул «А король-то голый!» (по сказке «Новый наряд короля»):
- Старушка.
- Ребенок.
- Один из придворных.
Правильный ответ: ребенок.
6. Какие птицы вызвали восхищение у утенка в сказке «Гадкий утенок»:
- Куры.
- Утки.
- Лебеди.
Правильный ответ: лебеди.
7. Какие цветы росли у Кая и Герды в сказке «Снежная королева»:
- Розы.
- Ромашки.
- Тюльпаны.
Правильный ответ: розы.
8. Из какого металла был сделан стойкий солдатик, полюбивший прекрасную танцовщицу (по сказке «Стойкий оловянный солдатик»)?
- Медь.
- Олово.
- Бронза.
Правильный ответ: олово.
9. Сколько братьев было у Эльзы в сказке «Дикие лебеди»:
- Одиннадцать.
- Девять.
- Тринадцать.
Правильный ответ: одиннадцать.
10. Как «раздавал» сны детям Оле-Лукойе (по одноименной сказке «Оле-Лукойе»):
- Клал под подушку.
- Рассказывал малышу на ушко.
- Раскрывал зонтик над спящим ребенком.
Правильный ответ: раскрывал зонтик над спящим ребенком.
Любовь к сказкам
- Когда петушок подавился зернышком, к кому первому побежала курочка за водичкой (по сказке «Бобовое зернышко»):
- К липке.
- К девушке.
- К речке.
Правильный ответ: к речке.
2. Чем Лисица угощала Журавля в сказке «Лисица и Журавль»;
- Картошкой.
- Молоком.
- Манной кашей.
Правильный ответ: манной кашей.
3. Где спрятался седьмой козленок от волка (по сказке «Волк и семеро козлят»):
- Под столом.
- На крыше.
- В печке.
Правильный ответ: в печке.
4. Кто выгнал лисицу из зайкиной избушки (по сказке «Зайкина избушка»):
- Петух.
- Волк.
- Медведь.
Правильный ответ: Петух.
5. Как Машенька перехитрила медведя и смогла вернуться домой (по сказке «Маша и Медведь»):
- Спряталась в короб с пирожками.
- Убежала от Медведя.
- Шла за Медведем, когда он нес гостинцы ее бабушке и дедушке.
Правильный ответ: спряталась в короб с пирожками.
6. Кого не встречал на своем пути Колобок (по одноименной сказке «Колобок»):
- Волка.
- Зайца.
- Ежика.
Правильный ответ: Ежика.
7. Как рак перехитрил Лису и первым «добежал» до оговоренного места (по сказке "Лиса и рак"):
- Попросил Волка его донести до места.
- Прицепился к хвосту Лисицы.
- Просто дополз первым.
Правильный ответ: прицепился к хвосту Лисицы.
8. Сколько животных поместилось в теремке (по одноименной сказке «Теремок»):
- Четверо.
- Пятеро.
- Шестеро.
Правильный ответ: пятеро.
9. Как Волк ловил рыбку в проруби (по сказке «Лисичка-сестричка и Волк»):
- Удочкой.
- Своим хвостом.
- Сачком.
Правильный ответ: своим хвостом.
10. Как Лисица хотела заставить тетерева спуститься на землю (по сказке «Лиса и тетерев»):
- Сказала, что подписан указ, по которому звери друг друга не трогают.
- Хотела угостить его зернышками.
- Приглашала к себе в гости.
Правильный ответ: сказала, что подписан указ, по которому звери друг друга не трогают.
Волшебство в сказках
Одна из интересных тем на занятиях внеклассных уроков - это викторина по сказкам. Начальная школа - наиболее приемлемое для этого время. Дети начальной школы как раз находятся в таком возрасте, когда интересно все необычное и волшебное. Некоторые ученики верят в чудеса, хотят встретить фей и других необычных персонажей. Поэтому волшебные сказки - одни из любимых у школьников младших классов.
Одно из самых актуальных в этом возрасте мероприятий - викторина по сказкам.
Закрепляем знания о народных сказках
Предлагаемые задания можно использовать на внеклассных занятиях, на которых проводится викторина по сказкам, с ответами, приведенными ниже.
- Кто постоянно давал советы и помогал Василисе выполнять все задания мачехи (по сказке «Василиса Прекрасная»):
- Котик.
- Кукла.
- Подруга.
Правильный ответ: кукла.
2. Кто воровал из царского сада (по сказке «Иван-царевич и серый волк»):
- Разбойники.
- Жар-птица.
- Волк.
Правильный ответ: Жар-птица.
3. Принцесса сидела у окошка в высоком тереме. Что надо было сделать, чтобы взять ее в жены и получить полцарства в придачу (по сказке «Сивка-бурка»):
- Допрыгнуть на коне до окошка и дотронуться до руки принцессы.
- Спеть ей песню.
- Допрыгнуть на коне до окошка и поцеловать принцессу.
Правильный ответ: допрыгнуть на коне до окошка и поцеловать принцессу.
4. В кого превратился братец Иванушка, не послушавшись сестрицы и напившись водицы из копытца (по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):
- Теленочка.
- Козленочка.
- Ягненочка.
Правильный ответ: козленочка.
5. Из-за чего растаяла Снегурочка. Что она сделала (по сказке «Снегурочка»):
- Прыгнула над костром.
- Подошла к печке.
- Вышла на солнышко.
Правильный ответ: прыгнула над костром.
6. Из-за чего ушла от Ивана-царевича? Что он сделал (по сказке «Царевна-Лягушка»):
- Сжег лягушачью кожу.
- Рассказал про ее волшебное превращение братьям.
- Оставил ее дома, не взяв с собой на пир.
Правильный ответ: сжег лягушачью кожу.
7. У кого первого спросила девочка, где ей найти братца, унесенного гусями-лебедями (по сказке «Гуси-лебеди):
- У яблоньки.
- У печки.
- У молочной реки.
Правильный ответ: у печки.
8. Какую волшебную рыбу поймал Емеля (по сказке «По щучьему веленью»):
- Золотую рыбку.
- Щуку.
- Карася.
Правильный ответ: щуку.
9. Кто помог девочке убежать от Бабы-Яги и дал ей гребешок и полотенце, из которых получались широкая река и (по сказке «Баба-Яга»):
- Березка.
- Собаки.
Правильный ответ: кот.
10. Какая птица помогла Терешечке добраться до дома и убежать от ведьмы (по сказке «Терешечка»):
- Гусенок.
- Ласточка.
- Жар-птица.
Правильный ответ: гусенок.
Сказки - это необыкновенный, наполненный волшебством мир, в котором побеждает добро вопреки всем трудностям. Дети с радостью воспринимают позитив, исходящий из таких произведений. Поэтому проведенная в школе викторина по сказкам подарит ученикам положительные эмоции и позволит приятно провести время.
Муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Зубцова»
Внеклассное занятие
Тема:
«Викторина по сказкам».
Составила:
Некрасова О.М
Учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №2 г. Зубцова»
2014г.
Цели:
- Расширить знания учащихся о сказках;
- Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
- Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
- Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
1.Орг. момент.
В некотором царстве, в некотором государстве, в некоторой области, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!
Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.
Что в сказках необычного?
– В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.
(СЛАЙД 1)Презентация 1.
В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке “заходи”.
Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить сказочных героев – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.
2. Я задание «Разминка»
В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
Сначала 1ряд, затем 2рад.
- На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок) - Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка) - Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка) - Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас) - Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино) - В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка) - И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка) - Он весел и не злобен,
Этот милый чудачёк.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух) - Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя) - В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
3. Следующее задание «Волшебные предметы»
По предмету угадайте героя.
На картинках нарисованы волшебные предметы, угадайте по предмету героя.
Ступа и метла. (Баба-яга)
Сапоги (Кот в сапогах)
Золотой ключик (Буратино)
4.ФИЗМИНУТКА
5. «Исправь ошибку»
Следующий конкурс называется «Исправь ошибку». Слушайте название сказки и скажите, что здесь не так.
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
6. Расскажи сказку по картинке.
На партах у вас картинки, вы должны их разложить в нужном порядке. И по цепочке рассказать сказку.
У 1го рада сказка
У 2го ряда сказка «Теремок»
*Отгадайте сказочные загадки.
Ответы спрятаны за разноцветными квадратиками. Уберите один квадратик, нажав на кнопку мышки. Догадались, что за герой был загадан? Если нет, то нажмите на мышку еще раз, и еще, пока все четыре квадратика не будут открыты. Тогда вы узнаете правильный ответ! Презентация 2.
1.Какой обычный предмет, который вы иногда можете увидеть у бабушки или мамы в руках, заменял героям русских сказок и карту, и компас? (СЛАЙД 2-3)
2. Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (СЛАЙД 4-5)
3.Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? (СЛАЙД 6-7)
4.Сколько животных встретилось Колобку по дороге? (СЛАЙД 8-9)
5. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (СЛАЙД 10-11)
6. Про Емелю в сказке речь...
В чистом поле едет печь.
По чьему велению,
По чьему хотению? (СЛАЙД 12-13)
7. Назовите сказку, в которой
Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (СЛАЙД 14-15)
8.Что подарила матушка перед смертью Василисушке из сказки «Василиса Прекрасная»? (СЛАЙД 16-17)
9. В какой сказке Серый волк помогает главному герою Жар-птицу найти, Коня златогривого раздобыть, на Елене Прекрасной жениться? (СЛАЙД 18-19)
10.Кто помогал Хаврошечке выполнить трудные задания в срок? (СЛАЙД 20-21)
11. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его. (СЛАЙД 22-23)
12. Сказочная история о том, как только совместными усилиями люди способны преодолеть любые трудности в жизни, даже победить силы природы. (СЛАЙД 24-25)
13. В какой сказке Курочка, чтобы спасти Петушка, бегала к Корове, к косарям, к печке, к дровосекам, к кузнецу, в лес, за углями? (СЛАЙД 26-27)
14. Из какой это сказки:«В домике было две комнаты. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка - очень большая, вторая - поменьше, а третья, синенькая чашечка, была Мишуткина…». (СЛАЙД 28-29)
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
3.Итог. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.
Волшебный мир сказок. Литературная викторина с ответами для детей
Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные вопросы викторины помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о сказках и их героях. Работа принесет детям положительные эмоции.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Привлечь внимание детей к литературному творчеству.
2. Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок.
3. Закрепить понятия: народная и литературная сказка, умение детей определять виды сказок.
4. Организовать активный досуг учащихся, воспитывать интерес к чтению.
Учитель:
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.
Согласно научному определению в литературе, сказка – "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции.
-Какие же бывают сказки?
(Ответы детей)
Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности.
-Какие знаете сказки о животных?
(Ответы детей)
Животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных, причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным.
- Какие знаете сказки о волшебстве?
(Ответы детей)
Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству.
Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.
Бытовые сказки повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты.
Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум.
Мы поговорили о видах сказок.
-А какие типы сказок бывают?
(Ответы детей)
Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен.
Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.
-Какие народные сказки знаете? (Ответы детей)
Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.
Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка? Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.
Авторские сказки
обычно являются субъективной обработкой народного сюжета. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.
Кто они, авторы сказок?
Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.
Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная…
Удивителен и разнообразен мир сказок. Словом, это волшебный мир сказок рассказывает нам о том, что лучше быть добрым и честным.
Сказочная викторина:
Предлагаю вам вспомнить любимые сказки и сказочных персонажей.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Назови средство передвижения бабы Яги?(Ступа)
3. Каким определением можно объединить следующих сказочных героев: Базилио, Тараканище, Кощей Бессмертный, Бабариха, Бармалей, Шерхан, Карабас, Баба-Яга?(Отрицательные герои)
4. Кто из обитателей болота стал женой царевича?(Лягушка)
5. Из чего был сделан дом Мороза Ивановича?(Изо льда)
6. Она пела свою весёлую песенку, не замечая львёнка, потому что глаза у неё были закрыты от удовольствия. Кто же пел песенку? (Черепаха Тортила)
7. Что подарила в сказке А. Милна «Винни Пух и Все-Все-Все» ослику Иа на День его рождения Сова? (Его собственный хвост)
8. Как называлось страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость? (В чулан)
9. Директором чего был Карабас - Барабас? (Кукольного театра)
10. В какой сказке из ячменного зернышка вырос красивый цветок - тюльпан, в котором жила маленькая девочка? (Х.К.Андерсен Дюймовочка)
11. Как называются древесные частицы, образующиеся как отходы пиления, которые находились в голове Винни - Пуха? (Опилки)
12. Отгадай его имя:
«Этот сказочный герой,
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах». (Ш. Перро. Кот в сапогах)
13. Какой цвет шапочки героини сказки Ш. Перро, которая носила бабушке гостинцы через лес? (Красный)
14. В какой сказке героев звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?(р.н.с. Три медведя)
15. Зверька из сказки Э.Успенского, путешествовавшего в ящике с апельсинами и поселившегося в телефонной будке звали… (Чебурашка)
16. В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»? (Зимой)
17. О какой сказке идет речь: волки, ребёнок, джунгли? (Р. Киплинг Маугли)
18. Какое защитное приспособление так и не помогло Принцессе на горошине?(Перина)
19. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
20. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности?(С.Маршак. Кошкин дом)
21. Он великий русский поэт, чьим именем названы города, площади, улицы. В его бессмертных произведениях встречаются – Царевна - лебедь и дядька Черномор, королевич Елисей и кот учёный, золотой петушок и Балда лукавый. О ком речь?(А.С.Пушкин)
22. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон, сын царя Салтана? (На острове Буяне)
23. Что попало в первый раз в невод старика в сказке А.С.Пушкина? (Тина)
24. Кто так говорил?
«Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил.» (Данило в сказке П.Ершова « Конек-Горбунок»)
25. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
26. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
27. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного в сказке «Аленький цветочек»? (На правый мизинец)
28. Кто из литературных героев вытащил себя из болота за косичку, не пал духом в желудке огромной рыбы, летел на ядре, побывал на Луне, вырастил дерево на голове оленя? (Распе. Барон Мюнхгаузен)
29. О ком говорится в следующих строках:
«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…» (Снежная королева. Х.К.Андерсен)
30. Определи автора сказки по словам: море, корабль, корона, принц, боль, колдовской напиток. (Х.К.Андерсен Русалочка)