Как сбили Boeing: четыре главных вопроса по расследованию гибели MH17. Расследование гибели MH17: Россию официально обвинили виновной — последние новости
Через четыре года после крушения "Боинга" MH17 "Малайзийских авиалиний", упавшего на территории Донецкой области 17 июля 2014 года, следователи впервые обнародовали сведения о конкретном происхождении сбившей самолет ракеты.
Ракетная установка "Бук", с которой был сбит самолет, принадлежала 53-й зенитной ракетной бригаде , базирующейся под Курском. Об этом на пресс-конференции в голландском Утрехте в четверг, 24 мая, рассказали представители Объединенной следственной группы (JIT), занимающейся расследованием крушения.
Новые детали расследования
Как сообщил на пресс-конференции глава отдела расследований полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен, JIT тщательно изучила все имеющиеся фото и видео зенитного ракетного комплекса "Бук", c которого, по мнению следствия, была пущена ракета, попавшая в малайзийский "Боинг". "Нам удалось установить, что этот ЗРК обладает уникальными характеристиками, - заявил Паулиссен. - На основе этих характеристик JIT смогла выявить отличительные черты этого "Бука".
Проанализировав многочисленные фотографии и видео, размещенные в соцсетях, следователи воссоздали маршрут перемещения "Бука" в период с 23 по 25 июня 2014 года в составе колонны военной техники из военной части под Курском в город Миллерово в Ростовской области. По сведениям JIT, колонна выехала с территории военной части 23 июня 2014 года. "Это была большая колонна, состоящая почти из 50 различных транспортных средств, включая шесть "Буков", - говорится в презентации, которую JIT представила на пресс-конференции.
На некоторых видео "отчетливо видно, что огромная техника препятствует движению на дороге и привлекает внимание, - говорится в презентации. - Это объясняет тот факт, что в соцсетях появилось так много снимков колонны".
Как JIT нашла "Бук", с которого сбили Боинг
На фотографиях и видео, которые анализировали следователи, заметны номерные знаки и другие отличительные черты военной техники в колонне, включая транспортную маркировку на кузове. Один из "Буков", следовавших в колонне, также появился на фотографиях, сделанных 17 и 18 июля уже на территории Украины. Следователи распознали его по набору уникальных отличительных черт, составляющих транспортную маркировку ЗРК.
Сравнив эти характеристики с характеристиками других "Буков" того же типа, находящихся на вооружении российской и украинской армии, следователи "пришли к выводу, что ЗРК "Бук", с которого был сбит "Боинг" MH17, принадлежит 53-й зенитной ракетной бригаде, дислоцированной под Курском", - пояснил Паулиссен. Он также рассказал, что в 2014 году 53-я бригада состояла из трех действующих батальонов. В них служили несколько сотен людей, включая личный состав и вспомогательные подразделения.
Что известно о 53-й бригаде
Несмотря на то, что это первое официальное заявление следователей о происхождении ракеты, которой был сбит самолет, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, сами по себе данные не новые. Еще в ноябре 2014 года экспертно-журналистская группа Bellingcat обнародовала результаты собственного расследования, согласно которым "Боинг" МН17 был сбит из "Бука", находившегося на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады под Курском.
Позднее эксперты Bellingcat опубликовали еще один доклад, в котором рассказали подробности о 53-й бригаде. По их сведениям, в 2014 году в состав каждого из трех ее батальонов входил полный комплекс "Бук". В колонне, замеченной 23-25 июня, перевозились установки "Бук", другая военная техника, а также солдаты и офицеры второго батальона. Колонна направлялась на военный аэродром Миллерово. Впоследствии техника, передвигавшаяся в колонне, была перевезена в сельскую местность к границе с Украиной.
Контекст
Как пояснил в интервью DW основатель Bellingcat Элиот Хиггинс , следователям из JIT потребовалось больше времени, чтобы идентифицировать происхождение "Бука", сбившего MH17. Это связано с тем, считает Хиггинс, что они должны тщательно проверять собранные сведения, особенно учитывая, что Россия не признает никаких доказательств. "Следователи должны быть на 100 процентов уверены, что все, что они представляют, полностью корректно, ведь стоит допустить ошибку - и российские власти начнут на них давить", - уверен Хиггинс.
Выводы JIT и Bellingcat совпали
Комментируя обнародованные в четверг результаты расследования, Хиггинс отметил, что причастность 53-го батальона к крушению малайзийского Боинга вполне очевидна. При сравнении "Буков" и JIT эксперты Bellingcat обращали внимание на одинаковые приметы - такие, как повреждения корпуса, следы краски, расположение номеров и маркировки. "Очень маловероятно, что в той местности был еще один идентичный ЗРК с такими же отличительными признаками", - резюмировал основатель Bellingcat.
Представители JIT между тем признали справедливость прежних выводов Bellingcat и объяснили, почему им понадобилось так много времени, чтобы обнародовать информацию о "Буке" 53-й бригады."Выводы JIT должны быть основаны на юридически убедительных фактах, которые можно будет представить в суде. Требуется много времени, чтобы собрать и проверить эти факты", - подчеркнул Паулиссен.
JIT призвала общественность помочь в расследовании
Представители JIT также отметили, что расследование катастрофы вступило в "финальную фазу", и обратились к общественности с просьбой сообщить известные ей сведения о 53-й бригаде, дислокации "Бука", сбившего малайзийский Боинг, и лицах, которые имели прямое или косвенное отношение к крушению самолета.
"Мы убеждены, что многим известна эта информация, это могут быть военнослужащие 53-й бригады, их друзья и родственники", - заявил Паулиссен, пообещав, что все сведения об информаторах останутся конфиденциальными.
По словам Хиггинса, даже один свидетель может сыграть важную роль в ходе расследования. "Думаю, группа JIT делает это не от отчаяния, а потому что хочет добиться по возможности лучших результатов. Ведь она тягается с Россией, а Россия испробует любую возможную тактику, чтобы пойти в атаку", - предположил он.
Смотрите также:
-
MH17 был сбит российским "Буком"
Расследование показало, что "Боинг" был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе "Бук". Установка была доставлена из России и запущена с территории, контролировавшейся тогда сепаратистами. Фрагменты ракеты серии "Бук" были обнаружены как при вскрытии тел членов экипажа, так и в одном из оконных проемов кабины самолета.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Маршрут "Бука"
Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, по которому ЗРК "Бук" следовал на территорию Украины, а также маршрут его движения в обратном направлении. По версии следствия, комплекс перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже вывезен обратно в РФ на белом тягаче марки Volvo.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Место запуска ракеты
Конечным пунктом назначения ЗРК "Бук" стали поля неподалеку от поселка Первомайский. Эту информацию подтверждают показания многочисленных свидетелей, которые видели столб дыма, установку "Бук" в районе поселка, а также саму ракету после ее запуска. После запуска ракеты "Бук" покинул это место своим ходом. Спустя некоторое время его снова погрузили на тягач и отвезли к российской границе.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Альтернативные версии
Следствием исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом, была также признана несостоятельной. На основании радиолокационных данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН17, поблизости не находилось.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Виновные лица
На данный момент Международная следственная группа установила личности около 100 человек, причастных к катастрофе. Двое из подозреваемых упоминаются на сайте нидерландской полиции как "фигурант 1, псевдоним: Орион (позывной), имя: Андрей Иванович" и "фигурант 2, псевдоним: Дельфин (позывной), имя: Николай Федорович". Их фамилии следствию пока неизвестны.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Следствие ищет свидетелей
На сайте опубликованы фрагменты записей телефонных разговоров Дельфина и Ореона. "Ну че, колонну подтверждает, которую идет, Москва? Я говорю, подтверждение колонны, которая идет в сторону аэропорта… Москва подтверждает… видят они ее? Это колонна э-э-э этих… укропов?" - спрашивает один из фигурантов. Следствие обращается с просьбой о помощи ко всем, кто располагает информацией об этих людях.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Расследование Bellingcat
Выводы МСГ фактически совпадают с результатами расследования группы Bellingcat - экспертно-журналистской организации, занимающейся независимыми расследованиями по открытым источникам. 15 июля Bellingcat опубликовала доклад, в котором также утверждается, что причиной гибели "Боинга" стала ракета из установки "Бук", доставленной на территорию Украины из России.
Что удалось узнать о катастрофе MH17
Российская версия
В октябре 2015 года производитель комплекса "Бук" - российский концерн "Алмаз-Антей" - опубликовал итоги собственного расследования катастрофы. По версии концерна, "Боинг" был сбит из района близ сел Зарощенское и Великая Шишовка, находящихся под контролем вооруженных сил Украины. Эксперты Bellingcat, в свою очередь, утверждают, что в указанных точках не было украинских установок "Бук".
На востоке Украины, обвинила в причастности к катастрофе российские вооруженные силы. Ничего нового эксперты JIT не сообщили. При этом следователи опять обошли молчанием наиболее спорные утверждения о "российском следе".
Знаем, но не скажем
"Следственная группа исследовала все доступные изображения и установила, что ЗРК "Бук" имеет ряд уникальных особенностей <…> Установлено, что ЗРК, который сбил Boeing, происходил из 53-й зенитной бригады из Курска, Российская Федерация ", - заявил глава департамента расследований Национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен.
Члены группы после сравнения десятков изображений пришли к выводу, что "уникальные признаки" указывают на "Бук", cостоящий на вооружении российской бригады. Детали - какие именно фотографии сравнивались и какие уникальные признаки выявлены следователями - не сообщаются.
Следствие подозревает около ста человек в подготовке пуска ракеты, но их имена не огласило.
Ракета из прошлого
Приводится также следующее "доказательство": номер ракеты, части которой найдены вместе с обломками самолета, свидетельствует, что она была "произведена в Москве в 1986-м".
При этом руководитель группы, главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке отметил, что не может ответить на вопрос, кто ответственен за злодеяние. Но, как он подчеркнул, расследование "неуклонно продолжается".
За последние годы, по словам главы надзорного ведомства, "было получено много улик и подтверждений, но мы все еще не готовы" к предъявлению обвинения.
Непонятные голоса
Ранее следственная группа выпустила документальный фильм об этих событиях, доказывающий, что "Бук" был переправлен в Донбасс из России ополченцами.
Кроме того, JIT ссылалась на записи неких телефонных переговоров. На пленке кто-то говорит, что нужен "Бук" для противодействия авиации противника. Ни тогда, ни позднее группа не пояснила, чей это голос, чем подтверждается подлинность пленки и как она доказывает факт транспортировки "Бука" через российско-украинскую границу.
Выводы JIT совпадают с версией так называемой независимой исследовательской группы Bellingcat. В июне 2017-го представители Bellingcat заявили, что по фотографиям в открытых источниках идентифицировали "Бук", который сбил самолет компании Malaysian Airlines.
Сняты с вооружения
В Нидерландах в качестве еще одного доказательства "российского следа" демонстрировали поражающие элементы ракеты в виде двутавра (бабочки). Их отыскали на месте трагедии спустя какое-то время. Ими действительно снаряжаются боевые части ракет, стоящих на вооружении российской армии. Однако следов двутавров на фюзеляже сбитого "Боинга" не было обнаружено, как отмечала российская сторона.
В российском концерне "Алмаз-Антей " предположили, что зенитно-ракетный комплекс стрелял украинской ракетой 9М38. У нее боевая часть снаряжена поражающими элементами в форме кубиков. Ракеты этой модификации выпускались до 1986 года, а в 2011-м были сняты с вооружения в российской ПВО.
Переврали или проигнорировали
Позднее в "Алмаз-Антее" отметили, что в JIT просто проигнорировали или переврали часть информации, предоставленной Россией. Хотя специально для этого расследования была рассекречена техническая документация на ракеты 9М38 и 9М38М1, которые используются различными модификациями "Бука".
В октябре 2015-го в "Алмаз-Антее" представили результаты эксперимента - тестового подрыва боевой части ракеты у фюзеляжа списанного самолета. Результаты не подтвердили выводы экспертов JIT о том, что запуск был произведен из окрестностей города Снежное, а также то, что использовалась ракета 9М38М1, состоящая на вооружении российских вооруженных сил.
Скопируйте iframe
Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в ракетном ударе по «Боингу» Малайзийских авиалиний, в результате которого 4 года назад погибли 298 человек. Международное следствие получило все доказательства, что самолёт сбили установкой «Бук», привезённой в Украину из-под Курска.
Россия поставила боевикам зенитно-ракетный комплекс «Бук», Россия экстренно вывезла его после падения «Боинга» МН17, и теперь Москва препятствует международному следствию и не представляет информации следователям – прокурорам и полицейским из Голландии, Малайзии, Австралии и других стран. Об этом официально заявили правительства Австралии и Нидерландов.
«Мы проинформируем Совет Безопасности ООН о выводах следственной группы и о решении признать Россию юридически отвественной. Мы видим, что наши союзники поддерживают эти шаги», – заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.
Страны Евросоюза, Соединённые Штаты Америки и блок НАТО также официально призвали Россию «признать свою ответственность» за сбитый «Боинг», остановить кампанию дезинформации и сотрудничать со следствием.
«Мы с самого начала заявляли, что привлечём виновников этого чудовищного преступления к ответственности, и почти 4 года мы участвуем в команде расследования, и продолжим этим заниматься, чтобы добиться справедливости для жертв и их семей, которые всё ещё скорбят о потере своих близких», – добавила министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп.
Как заявляют в Гааге, следствие может продолжиться передачей дела в международный суд для вынесения приговора.
«Благодаря выдающейся работе Объединённой следственной группы, теперь есть неоспоримое доказательство прямой связи между зенитно-ракетным комплексом «Бук», сбившим рейс МН17, и российской армией», – сообщил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок.
Вчера Объединённая следственная группа (JIT) опубликовала последние данные уголовного расследования. ЗРК «Бук», из которого под оккупированным Торезом был сбит Малайзийский «Боинг», прибыл из-под Курска – из 53-й Зенитной ракетной бригады в составе колонны российских войск.
Как у любой машины, у зенитки «Бук» были специфические отличительные признаки: повреждения, транспортная маркировка, особенный гусеничный каток, остатки закрашенного номера. Всё это попало на фото и видео свидетелей перевозки – сначала в России, потом в Украине.
У следователей есть и обломки самой ракеты с серийными номерами.
Новые результаты параллельного расследования сегодня опубликовала экспертно-журналистская группа Bellingcat. Они идентифицировали боевика с позывным «Орион», причастного к доставке «Бука» из России на оккупированную часть Украины и обратно.
«Этот человек был высокопоставленным офицером в то время в так называемой Луганской народной республике. Он представлял военную разведку России – ГРУ», – говорит расследователь группы Bellingcat Моритц.
Олег Владимирович Иванников, как оказалось, не просто служит в Главном управлении Генштаба Вооруженных сил России. 10 лет назад он был министром обороны самопровозглашенной Южной Осетии. А Луганской народной республике руководил поставками оружия. Вот его голос на перехваченном телефонном разговоре:
«Это они мстят за самолёты сегодня, но там ещё пара дней осталась. У нас уже есть »Бук«, нах…й, будем сбивать».
В Кремле все обвинения отвергают. Ракета с таким номером, говорят, давно списана и утилизирована, наших военных и оружия в Украине нет, и вообще, в катастрофе виноват Киев.
«Чтобы мы признали то, что там излагается, мы должны принимать полноценное участие в расследовании», – заявил Владимир Путин.
Российские власти – главный обвиняемый в убийстве пассажиров и экипажа самолёта. Почему правительство Путина–Медведева не приглашают учавствовать в расследовании? Например, чтобы российские спецслужбы не создавали ложные доказательства, не запугивали и не убивали свидетелей.
Международные следователи обращаются за помощью в сборе информации ко всем, кто знает обстоятельства действий российских военных.
«Объединённая следственная группа будет соблюдать максимальную конфиденциальность в отношении всей полученной информации и всех лиц, её предоставивших», – заявляет начальник Федеральной полиции Австралии Дженифер Херст.
Как заявили следователи, все доказательства и обвинения против конкретных лиц будут оглашены, когда закончится следствие. Это произойдёт в зале суда.
Ярослав Стешик; фото – Francois Lenoir/Reuters/Forum
Международная комиссия по расследованию авиакатастрофы малайзийского Boeing 777, осуществлявшего рейс MH17, сегодня обнародовала первые предварительные результаты своей работы.
В августе 2014 года был создана Международная следственная группа (Joint Investigation Team — JIT). Представители России в нее не вошли. Сегодня в Гааге был представлены итоги расследования Международной следственной группы. Вот 10 фактов, которые стали известны из этого расследования.
Подчеркнем, только фактов, без всяких оценочных суждений и только из этого расследования.
Факт №1. В расследовании участвовали 12 стран.
В состав международной следственной группы входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины, действующие при поддержке резолюции Совета Безопасности ООН.
Видео о расследовании от JIT (на английском)
Факт №2. Следователи полностью исключили версию об атаке с воздуха, которую считал приоритетной российский СК.
По словам Фреда Вестербеке, нет никаких сомнений, что лайнер был сбит ракетой земля-воздух:
«Сначала следственная группа исключила два возможных сценария — несчастного слуая и террористического акта внутри самолета, после чего сосредоточилась на сценарии уничтожении «Боинга» другим самолетом, который тоже удалось исключить, на основании данных радаров, предоставленных Россией, Украиной и анализа переговоров самолетов с диспетчерами на земле. Поэтому следствие утверждает, что MH17 был сбит с земли».
Факт №3. Лайнер был сбит ракетой «земля-воздух» серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе «Бук».
В кабине «Боинга» застрял поражающий элемент ракеты от установки «Бук».
Следствие сопоставило фрагменты предполагаемого средства поражения, обнаруженные на месте катастрофы, с материалом сравнения. Для этого была произведена разборка различных типов ракет серии 9М38 ЗРК «Бук» и проведен сравнительный анализ данного опорного материала с металлическими фрагментами, найденными на месте катастрофы.
Видео от международной группы следователей об оружии, сбившем MH17
Факт №4. «Бук» находился близ населенного пункта Снежное. Место запуска находилось под контроле сепаратистов их ДНР.
Предполагаемое место запуска.
Карта расположения установки «Бук» и «Боинга».
«Следственная группа считает, что запуск «Бука» был совершен с поля фермы, находящейся у населенного пункта Первомайское, находившегося под контролем сепаратистов. Место запуска ракеты находилось под контролем повстанцев», — уточнил Уилберт Паулиссен.
То, что «Бук» стрелял с территории неподалеку от Снежного основывается на многочисленных доказательствах, в том числе на работе на месте. Дополнительные доказательства представили США и Европейское космическое агентство.
Факт № 5. Зенитная ракетная система была привезена из России и после обстрела «Боинга» отправилась обратно в Россию.
Видео: Анимацию-реконструкцию движения «Бука» из России.
«Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, которым следовала СОУ ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также маршрут ее движения в обратном направлении.
Это стало возможным благодаря обработке информации, полученной из записей перехваченных телефонных разговоров, показаний свидетелей, фотографий и видеоматериалов, размещенных в социальных сетях, а также видеоматериалу, который еще не придавался огласке и был получен от свидетеля.
ЗРК перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже перевезён на белом тягаче марки «Volvo» и трале. Данное транспортное средство сопровождало несколько машин и люди в военной форме», — сообщили международные следователи.
Факт № 6. Версия российской стороны о том, что пуск был осуществлен из района Зарощенского не подтвердилась.
Перехват переговоров по поводу Зарощенского
Следователи пришли к выводу, что из Зарощенского выстрела быть не могло (это место указывали в России как предполагаемое место расположения «Бука»). Представители расследования заявили, что проверили российскую версию, и эта версия признана несостоятельной.
«Бука там не было, и более того, в июле Зарощенское контролировали сепаратисты. То, что «Бук» стрелял с территории неподалеку от Снежного основывается на многочисленных доказательствах, в том числе на исследованиях местности».
Факт № 7. Следствие точно не знает, был ли обстрел «Боинга» намеренным или случайным. Но в записях переговорах чувствовалось удивление после катастрофы.
Факт № 7. Следователи пока не обвиняли ни Россию, ни каких-то конкретных граждан России.
Пока в официальном статусе подозреваемых никто не состоит. В своих заявлениях следователи максимально аккуратно говорили о роли России. Они ни разу не сказали прямо, что страна виновна или причастна к катастрофе. Но точно установили, что установка с экипажем была ввезена через границу организованной группой.
«…Ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами». (Цитата по пресс-релизу Международной группы расследования).
Факт № 8. JIT сообщил родственникам погибших, что следователям известны имена 100 причастных к гибели МН17 лиц.
Главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке повторил, что считает доказательства убедительными. По его словам, следствие очертило круг из 100 человек, которые так или иначе могут быть причастны к гибели «Боинга».
Подчеркивается, что речь идет именно о подозреваемых, а не обвиняемых. Потому что следствию надо установить, действовал экипаж самостоятельно или по приказу.
Факт № 9. Срок расследования продлен до 2018 года.
Осуществлявшего рейс MH17, обнародовала первые предварительные результаты своей работы. Как заявил на пресс-конференции глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен, пассажирский самолет был сбит из района населенного пункта Первомайское, что находится к югу от населенного пункта Снежное.
Согласно данным расследования, Boeing был сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук", который располагался на поле фермы. Место запуска ракеты, уточнил голландский следователь, находилось на тот момент под контролем ополченцев. Он обозначил район пуска территорией приблизительно 500 на 700 метров. По словам Уилберта Паулиссена, это подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 километрах к югу от Снежного.
Стоит отметить, что эти данные не нашли подтверждения по итогам экспериментов, ранее концерном "Алмаз-Антей", производящим ЗРК "Бук". Они показали, что Boeing был сбит из района населенного пункта Зарощенское, расположенного около 20 километров к западу от Снежного. Достоверно известно, что в день авиакатастрофы село Зарощенское контролировали Вооруженные силы Украины.
В минувший понедельник начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России Андрей Кобан на брифинге, что анализ данных первичной радиолокации опровергает возможность запуска зенитной ракеты из района восточнее места катастрофы (именно там находится и поселок Снежное). По его словам, если бы малайзийский Boeing сбила ракета из любой точки, находящейся восточнее места авиакатастрофы, то она точно была бы обнаружена российским первичным радиолокатором.
Также уже опровергли данные международного расследования в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР). "Такого рода систем ПВО (ЗРК "Бук" - прим. "РГ") на нашем вооружении не было, причем ни самих систем, ни специалистов. Поэтому сбить самолет мы не могли", - заявил "Интерфаксу" заместитель командующего оперативным командованием "Донецк" Эдуард Басурин.
Представитель ДНР также напомнил, что после того, как был сбит Boeing, появилось заявление американской стороны о том, что у них есть съемка со спутников, подтверждающая, что его сбили с подконтрольной ополчению территории. "Однако прошло 2 года, а этих снимков так никто и не увидел. После того, как обратились к Украине, чтобы они предоставили материалы со своих РЛС, какие самолеты находились на то время в воздухе, никто также ничего не предоставил. Но при этом сразу начали заявлять, что сбили системой "Бук" с подконтрольной ополчению территории. Я считаю, что это специально заводят следствие в тупик, ведь международная комиссия уже второй раз делает неправильные выводы", - заявил Басурин.
Представитель ДНР также напомнил, что на вооружении Украины с советских времен остались комплексы "Бук", и украинская сторона не раскрывает данные о том, где они были в момент авиакатастрофы.
Напомним, 26 сентября 2016 года официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков , что Россия Голландии всю информацию, касающуюся катастрофы малайзийского самолета. "Это объективные данные, уверены, что эти сведения помогут совместной следственной группе установить истинные причины крушения малазийского самолета в украинском небе", - сказал военный на пресс-конференции в Москве.
Кроме того, он отметил, что из-за позиции Украины, которая не предоставляет данные, "расследование идет по ложному следу - от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и как следствие места ее запуска". "Несмотря на запросы как России, так и других стран, а также родственников погибших, Киев так и не обнародовал информацию о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах авиадиспетчеров, в первую очередь, военных, а также данные об активности в день катастрофы своих РЛС, данные о работе украинских систем ПВО и показания свидетелей", - указал генерал Конашенков.
В понедельник Минобороны РФ и разработчики трассового радиолокационного комплекса "Утес-Т" - научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" (ЛЭМЗ) - представили подробную запись с российских средств объективного контроля воздушного пространства в день трагедии Boeing над Донбассом. Согласно ней, никаких сторонних воздушных объектов поблизости от самолета кроме двух гражданских лайнеров расположенный к востоку от места катастрофы радиолокатор не фиксировал. "Вблизи малайзийского самолета Усть-Донецкий радиолокатор не наблюдал никаких сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения", - сказал на брифинге в Москве заместитель главного конструктора ЛЭМЗ Виктор Мещеряков.
Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение в воздушном пространстве Украины 17 июля 2014 года. На борту самолета находились 298 человек, все они погибли. Из них - 192 подданных Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.
В международную группу, ведущую расследование, входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Руководит группой представитель Нидерландов. 13 октября 2015 года комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая занималась расследованием причин катастрофы лайнера, доклад, в котором говорилось, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из ЗРК "Бук".