Дымковская игрушка. Проект «Расписная игрушка
Введение
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве.
Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.
Знакомство с русскими народными художественными промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.
Цель реферата – рассмотреть особенности хохломской и гжельской росписи и некоторых русских народных игрушек.
1. Хохломская роспись
Хохлома представляет собой деревянной и , выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не , а серебристый . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой эффект .
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки. жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются . Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. , а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
· «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
· «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
· «кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
2. Гжельская роспись
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.
Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России – это декоративно - прикладные изделия из керамики (фарфор, майолика, шамот, гончарные изделия), изготовленные с применением современных художественно - стилевых особенностей по предложенной и внедренной им технологии:: предметы утилитарного и декоративно - художественного назначения; предметы сувенирно - подарочного характера; предметы украшения интерьера; скульптура малых форм и предметы церковно - культового назначения. По заказу предприятие выполняет эксклюзивные подарки и элитные подарки.
Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В целом же современные художественно - стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.
Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.
Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер.
3. Русские расписные игрушки
Дымковская игрушка
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.
Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке . По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись . На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
С развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.
Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.
Хохломская матрешка
Техника изготовления хохломской матрешки заключается в следующем. Из липы делают деревянные куклы. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго, придирчиво выбирает он ровные, несучковатые деревья, ранней весной спиливает их и очищает от коры, но обязательно оставляет в нескольких местах кольца коры. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладываются штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По нескольку лет выветривают, сушат на открытом воздухе бревна до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не недосушить бревно. Этот секрет и знают народные умельцы. Надо, как они говорят, чтоб дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки, болванки. Затем деревянная чурка, чтобы стать красавицей, проходит через многие руки, и кажется, что она впитывает, вбирает в себя тепло рук мастеров и затем дарит это тепло людям.
До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. Попав в руки токаря, она становится податливой, мягкой, чутко воспринимая каждое его прикосновение и жестко закрепляя линии, созданные мастером. Часто работу токаря сравнивают с работой скульптора. Легким выверенным движением, с большим мастерством, присущим скульпторам, вытачивает токарь голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые, нехитрые инструменты - нож и стамески различной длины и конфигурации. Многие мастера работают, не пользуясь инструментом для замера стенок куклы и ее размера - так хорошо они чувствуют изделия в точке. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи.
В Хохломе матрешки делают в соответствии с местными традициями, оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художницы намечают точным росчерком тонкой кисточки контуры лица - делают глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец, и матрешка оживает. Эту работу выполняют самые опытные мастерицы, затем они одевают матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Кажется, работа подходит к концу, но самое главное еще впереди - это роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука, заполняющей весь центр, хохломская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов, составляющий роспись фартука, главенствует над всем, он больше лица, он почти в рост с игрушкой и так красив, и так цветет ярко, что кажется, будто "ради этой росписи и делали саму матрешку. Роспись фартука самобытна, неповторима, цветы неожиданны. В природе таких нет, это всегда плод фантазии художниц. Цветы чем-то напоминают тюльпаны, георгины, розы, незабудки, сирень. Но только напоминают. Художницы не повторяют найденное в природе, а создают свое причудливое сочетание форм и цвета. В основном они используют три цвета - красный, синий, желтый, варьируя сочетание цветов платка, сарафана, фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, его по давней традиции пишут чуть справа. Художницы стараются найти свое цветовое решение, каждый раз новое и неповторимое, присущее только им одним. Благодаря их творчеству и богатой фантазии каждая матрешка имеет свой характер, свой наряд, свое образное выражение.
Абашевская глиняная игрушка
Абашевская глиняная игрушка - свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).
Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.
Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
Заключение
В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой – результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.
Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление нашей современной русской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки-игрушки до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, детской мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Список литературы
1. Барадулин В.А, Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. - М.: Россельхозиздат, 1983.
2. Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М., 1994. – 191 с.
3. Народное искусство России в современной культуре / Автор-составитель Некрасова М.А. – М., 2003. – 256 с.
4. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Советская Россия, 1983.
5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.
6. Проблемы народного искусства: Сб. статей – М.: Изобразительное искусство, 1982.
Заказ работы
Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку
с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.
Особенности русских народных промыслов (росписи, игрушки)
Введение
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве.
Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.
Знакомство с русскими народными художественными промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.
Цель реферата – рассмотреть особенности хохломской и гжельской росписи и некоторых русских народных игрушек.
1. Хохломская роспись
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» - узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
2. Гжельская роспись
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.
Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России – это декоративно - прикладные изделия из керамики (фарфор, майолика, шамот, гончарные изделия), изготовленные с применением современных художественно - стилевых особенностей по предложенной и внедренной им технологии:: предметы утилитарного и декоративно - художественного назначения; предметы сувенирно - подарочного характера; предметы украшения интерьера; скульптура малых форм и предметы церковно - культового назначения. По заказу предприятие выполняет эксклюзивные подарки и элитные подарки.
Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В целом же современные художественно - стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.
Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.
Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер.
3. Русские расписные игрушки
Дымковская игрушка
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.
Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
С развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.
Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.
Хохломская матрешка
Техника изготовления хохломской матрешки заключается в следующем. Из липы делают деревянные куклы. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго, придирчиво выбирает он ровные, несучковатые деревья, ранней весной спиливает их и очищает от коры, но обязательно оставляет в нескольких местах кольца коры. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладываются штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По нескольку лет выветривают, сушат на открытом воздухе бревна до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не недосушить бревно. Этот секрет и знают народные умельцы. Надо, как они говорят, чтоб дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки, болванки. Затем деревянная чурка, чтобы стать красавицей, проходит через многие руки, и кажется, что она впитывает, вбирает в себя тепло рук мастеров и затем дарит это тепло людям.
До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. Попав в руки токаря, она становится податливой, мягкой, чутко воспринимая каждое его прикосновение и жестко закрепляя линии, созданные мастером. Часто работу токаря сравнивают с работой скульптора. Легким выверенным движением, с большим мастерством, присущим скульпторам, вытачивает токарь голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые, нехитрые инструменты - нож и стамески различной длины и конфигурации. Многие мастера работают, не пользуясь инструментом для замера стенок куклы и ее размера - так хорошо они чувствуют изделия в точке. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи.
В Хохломе матрешки делают в соответствии с местными традициями, оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художницы намечают точным росчерком тонкой кисточки контуры лица - делают глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец, и матрешка оживает. Эту работу выполняют самые опытные мастерицы, затем они одевают матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Кажется, работа подходит к концу, но самое главное еще впереди - это роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука, заполняющей весь центр, хохломская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов, составляющий роспись фартука, главенствует над всем, он больше лица, он почти в рост с игрушкой и так красив, и так цветет ярко, что кажется, будто "ради этой росписи и делали саму матрешку. Роспись фартука самобытна, неповторима, цветы неожиданны. В природе таких нет, это всегда плод фантазии художниц. Цветы чем-то напоминают тюльпаны, георгины, розы, незабудки, сирень. Но только напоминают. Художницы не повторяют найденное в природе, а создают свое причудливое сочетание форм и цвета. В основном они используют три цвета - красный, синий, желтый, варьируя сочетание цветов платка, сарафана, фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, его по давней традиции пишут чуть справа. Художницы стараются найти свое цветовое решение, каждый раз новое и неповторимое, присущее только им одним. Благодаря их творчеству и богатой фантазии каждая матрешка имеет свой характер, свой наряд, свое образное выражение.
Абашевская глиняная игрушка
Абашевская глиняная игрушка - свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).
Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.
Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».
Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
Заключение
В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой – результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.
Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление нашей современной русской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки-игрушки до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, детской мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Список литературы
Барадулин В.А, Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. - М.: Россельхозиздат, 1983.
Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М., 1994. – 191 с.
Народное искусство России в современной культуре / Автор-составитель Некрасова М.А. – М., 2003. – 256 с.
Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Советская Россия, 1983.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.
Проблемы народного искусства: Сб. статей – М.: Изобразительное искусство, 1982.
Похожие рефераты:
Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю.
РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра: Социально-культурная деятельность КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне город Киров).
Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Методы лепки:
1) Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела - шею, руки, ноги - до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельные части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.
2)Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.
3)Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.
Этапы1. Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела. Для достижения особой белизны последний слой можно выполнить белой темперой.
2. Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую (поливинилацетатную) темперу, так же разведенную на яичном белке. Применение последнего гарантирует влагостойкость росписи.
Роспись
Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому
белому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая,
контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой
фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного
на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками
растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли
яркую многоцветную роспись (4-8 цветов).
В настоящее время
используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или
специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные
кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку)
и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом
ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые
кисти.
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный
геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно
разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета
росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения;
многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено
блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ),
наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды
военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно
используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая,
синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве
коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и
серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали
приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой
мастерицы были свои рецепты их разведения. В
раскраске фигурок тоже была своя последовательность.
Сначала
черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой
- три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, а
завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления
блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали
(имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь
дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На
рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания -
контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях -
гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы
росписи - это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца,
полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету,
размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и
поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают
после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной
краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом.
При этом важно знать значение цвета.
Символика и знаки.
В дымковской игрушке характерно использование
символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в
традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой,
оберегами.
- Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками.
- Лунные - пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом - знаки семян и зародышей.
- Знак плодородия - ромб.
- Небо с облаками - прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней - две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях.
- Используются всевозможные растительные знаки - ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
Игрушки свистульки
Самая многочисленная группа дымковских
игрушек - игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и
использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для
крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись
сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного
промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в
особой дымковской пластике.
В музейных собраниях сохранились
изделия разных мастериц, представляющие собой достаточно похожие серии.
Особенности почерка разных авторов проявляются частично в пластике - по
длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, а в
большей степени в деталях росписи - очертания глаз, особенности цветовой
гаммы в росписи. Среди свистулек количественно преобладают фигурки
уточек и уток-"крылаток".Много среди свистулек, особенно выразительных в
дымковской игрушке, фигурок коней - одноглавых или двуглавых. Они по
своему пластическому решению - уникальные образцы среди глиняных игрушек
всех известных центров, в их совершенном силуэте удивительно
соединяются реальные и фантастические черты. У разнообразных свистулек
(всадники, птички, кони с одной, двумя и тремя головами, козлы, бараны,
фигурки военных и т.д.) лепят более тщательно только верхнюю переднюю
часть фигуры. Во всех этих наивных и красочных образах воплощены
присущие русскому народу черты - простодушие, удаль, оптимизм и
склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.
Наездник
Человеческие образы в дымковской игрушке-свистульке представлены лишь в двух разновидностях - это всадник на одноглавом либо двуглавом коне, а также "гуляющий кавалер". Эти образы из числа наиболее самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но, если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то "гуляющий кавалер" и появившаяся позднее аналогичная "гуляющая дама" - дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки сравнительно позднего происхождения были любимыми образами мастериц и каждая из них вносила свою лепту в пополнение многообразия вариаций этих образов. Варьировалось положение рук, цвет одежды (у всадников, и непременно с эполетами), узоры, высота и форма шляпы. Яркое и выразительное образное решение этих свистулек расширяло коллекцию дымковских игрушек и привносило новые черты. Например, наличие свистка у "гуляющего кавалера" удлиняет фигуру, придает ей устойчивость, а небольшой наклон назад создает впечатление мерного движения и барской важности персонажа. У свистульки-всадника - выдержан одинаковый рисунок глаз и у коня и человека (со зрачками и бровями), что позволяет воспринимать их как единое целое.
Возможно именно эти фигурки в народе пользовались большей популярностью во время майского народного праздника "свистунья" (прежнее название - «свистопляска»), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек, которых в качестве товара к ярмарке грудами готовили дымковские мастерицы. Эта игрушка отличается особым стилем и колоритом, она красочна и богата деталями, всяческими украшениями, отличается теплотой и естественностью форм.Примечательно, что за исключением всадника-свистульки и "гуляющего кавалера" человеческие фигурки в Дымково никогда свистульками не были. в отличие от большинства крестьянских центров игрушечного производства средней России. Объяснить это можно тем, что в пригородной слободе Дымково больше, чем в других местах, следовали моде и ориентировались на достижения фарфоровой пластики. Даже побелка дымковских игрушек перед росписью, явно имитировала белизну фарфора. Надо сказать, что влияние фарфорового производства сказалось почти повсеместно и отразилось на изменении функции игрушки, ставшей не столько забавой, сколько украшением подоконников, комодов и горок с посудой.
Фигурки нередко стояли на подставках-основаниях, подобно фарфоровым статуэткам, представляя собой декоративную скульптуру.
Видео YouTube
Игрушка нашего народа Не потому ль игрушкой этой |
Несмотря на внешнюю незамысловатость и наивность, они прекрасны, от них исходит необыкновенная доброта и тепло рук мастера, который их создал. Веками на Руси складывались и оттачивались традиции изготовления игрушек и их росписи. Культура, фольклор и быт каждого региона накладывали свой отпечаток на формы, цвета и пропорции игрушек местного производства. Особенно красивы и самобытны расписные игрушки, которые, в зависимости от района их изготовления, могли быть из глины или из дерева. Наиболее известны мастера росписи из села Дымково Вологодской области, из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области, из города Каргополя, села Абашево Пензенской области, из деревни Богородское Сергиево-Посадского района Московской области и из села Полховский Майдан Нижегородской области.
Дымковская роспись
Всем известные дымковские свистульки возникли еще в глубокой древности. Историки связывают их появление с весенним праздником «свистопляской», пришедшим со времен язычества. Значение праздника со временем утратилось, а игрушки превратились просто в веселую забаву для детей и взрослых. Дымковская роспись характеризуется яркими красками и жизнерадостными выражениями лиц игрушечных персонажей. Сами персонажи вполне традиционны – это статные пышнотелые бабы с детишками, медведи, козлы и поросята. Процесс изготовления игрушки проходит в несколько этапов. Фигурка изготавливается из глины, затем её просушивают и обжигают. Далее наносят белила, а поверх них мягкими кистями накладывают слой темперной краски. Древний способ росписи подразумевал нанесение палочками и перьями анилиновых красителей, замешанных на яйце с квасом и последующее покрытие составом из взбитого яйца. Сейчас, естественно, такой способ уже не используется. Орнамент, украшающий дымковские игрушки, строго геометричен, иногда его завершают отдельные декоративные элементы из сусального золота.
Филимоновская роспись
Филимоновской росписью именуется художественный промысел, распространенный с середины XIX века в Одоевском районе Тульской области. Название росписи образовано от названия деревни Филимоново, где мастера народной росписи жили до 1960-х годов. Облик местных глиняных игрушек характеризуется изящными и утонченными формами, что объясняется пластичностью и жирностью местного сорта поделочной глины. Персонажи филимоновских мастеров – это всё те же любимые народные герои. Это барыни, забавные и чудаковатые мужички, медведи, козлы, бараны и олени. Палитра росписи относительно скупа, это неяркие малиновые, зеленые, желтые и синие оттенки. Но, несмотря на это, игрушки смотрятся живо и весело. Причем расписываются не только кафтаны и сарафаны глиняных фигурок людей, но и туловища игрушечных животных, которые украшаются разноцветными полосками. Орнамент в виде полос, цветов, пятен и веточек наносится без определенной схемы, образуя пестрый хаотичный узор.
Каргопольская роспись
Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области вокруг города Каргополя. Летом они работали в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта красной глины. Игрушки делались из остатков материала и поначалу были лишены какой бы то ни было художественной ценности. Они покрывались мучным отваром и обжигались. В результате на поверхности получался черный кружевной узор, на котором процарапывались остальные элементы этой нехитрой росписи. Со временем роспись совершенствовалась, и сегодня каргопольские игрушки более изящно и тонко расписаны. Однако сохранилась историческая неяркая палитра и самобытные персонажи, свойственные только этому региону. Это полкан – полуконь-получеловек, лев, сказочные плиты и двухголовые кони. Помимо этих, изготавливаются и традиционные персонажи – животные и люди.
Абашевская роспись
Абашевкий народный промысел зародился в Пензенской области. Его весьма необычная черта – участие в изготовлении игрушек в основном мастеров-мужчин. Абашевские игрушки отличаются от других своим нарочито сказочным и фантастичным обликом. Здесь присутствуют фигуры козлов, оленей, баранов, но пропорции их тел весьма далеки от настоящих. Фигурки делаются преимущественно одноцветные, без орнаментов, и украшаются золочеными или серебряными элементами.
Богородская роспись
Игрушки из деревни Богородское Сергиево-Посадского района Московской области относятся к числу самых знаменитых в России. Это движущиеся фигурки медведей, зайцев, журавлей, людей и т.д. Привычный образ богородской игрушки – фигурка из неокрашенного дерева, однако расписные игрушки также изготавливаются мастерами этого региона. Роспись отличается яркими, сочными красками, а сюжеты характеризуются жизнерадостностью и народным юмором.
Полхов-майданская роспись
Село Полховский Майдан Нижегородской области изначально известно в связи с производством деревянной посуды. С течением времени местные мастера освоили и изготовление деревянных расписных игрушек. Специалисты связывают это с влиянием традиций мастеров из Сергиева Посада. Полхов-майданская роспись постепенно обрела свои собственные уникальные приемы и мотивы росписи. Это цветы, очерченные контуром или без контура, роспись «под масло» - масляная роспись по однотонному глухому фону, а также нанесение простейшего пестрого орнамента мазками или точками. В последнее время мастера используют технику нанесения цветочной росписи по темному фону, создаваемому с помощью обжига паяльной лампой.
Любовь к России впитывается с материнским молоком, а крепнет она от созерцания русской природы, знакомства с ее героическим и трагическим прошлым, от изучения величавой архитектуры, от прикосновения к русским традициям.
А мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси издавна было немало. Их ремесло становилось семейным промыслом, а округу, где проживали мастера, делало знаменитым на весь свет.
Целые деревни занимались одним видом промысла: плели кружева, расписывали платки, делали ложки, самовары или же отраду для детей и взрослых: игрушки. По сей день игрушки, сделанные русскими мастерами, несут радость людям и становятся украшением многих коллекций.
На весь мир известна наша кукла-матрешка. Ее везут из России во все концы мира как сувенир. Историками-исследователями установлено, что русские матрешки были выточены по образу и подобию японских фигурок лысого монашка, которые были привезены в Россию путешественниками. Первая русская матрешка была выточена мастером Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным. Она состояла из восьми фигурок: первая, самая большая – девочка, держащая петушка, за ней мальчик и так далее. Самым последним был младенец в пеленках.
Наиболее распространены пятиместные матрешки, хотя встречаются и куклы на 15 мест. Стоили первые игрушки баснословных денег, и, хотя предназначались для детских игр, покупали их чаще взрослые состоятельные люди. Очень полюбили нашу Матрену иностранцы – вывозилась кукла целыми коробами. Из-за огромного спроса на игрушку появились матрешечные центры-мастерские в Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан, а до этого удовлетворял спрос только Сергиев Посад. Вся семья занималась матрешечными бизнесом: выпиливали, шлифовали, расписывали, выносили на ярмарку.
По сей день девочка Матрена остается традиционным «сувениром из России», и, несмотря на то, что в избытке выпускаются заводские матрешки, высоким спросом пользуется ручная работа.
А Вятский край и его деревня Дымково лепили из глины. Дымковская глиняная игрушка – самый яркий представитель глиняных промыслов России. Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощеких кавалеров на коне, жанровые сценки народных гуляний или семейного чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки. Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-белом фоне сияют изумрудно-зеленый, оранжевый, желтый, малиновый, синий цвета, блестит сусальное золото.
До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только вручную. Каждая игрушка является авторской работой, воплощением внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в единственном экземпляре, что делает их еще более привлекательными и ценными.
Еще одним представителем глиняного ремесла в русской игрушке является филимоновская школа. Это глиняные фигурки животных и людей, как и в дымковской игрушке, только каждая игрушка без исключения является свистулькой. Игрушки необыкновенно изящны и тонки. Это связано с особенностями филимоновской глины: при сушке глина покрывалась трещинами, поэтому их часто приглаживали мокрой рукой, что сужало и вытягивало туловище фигурок. Барыни-красавицы, медведи, солдаты, коровы, гармонисты – веселый пересвист издавали все. В хвосте всех зверей и птиц находится свисток. Как игрушка из Дымково, так и филимоновская, до сих пор делается только вручную.
Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.