Развитие интеллектуальных способностей и мышления младших школьников в процессе учебной деятельности. Теоретические основы интеллектуального развития младших школьников
Понятие "интеллект", перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. . В специальной литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.
Можно без преувеличения сказать, что абсолютное большинство эмпирических исследований в педагогике имеет отношение к изучению познавательной сферы личности. Как известно, познавательная сфера личности исследуется при помощи тестов.
Понятие "теста" как системы коротких стандартизированных заданий, предназначенных для объективного измерения уровня развития тех или иных психических процессов и свойств личности, было впервые введено известным английским психологом Фрэнсисом Галтоном. .
Идеи Фрэнсиса Галтона получили дальнейшее развитие в работах американского психолога Кэттелл Джеймс Маккин, разработавшего системы тестов для исследования различных видов чувствительности, времени реакции, объема кратковременной памяти.
Следующим шагом в развитии тестирования явился перенос метода тестов с измерения простейших сенсомоторных качеств и памяти на измерение высших психических функций, обозначаемых термином "ум", "интеллект". Этот шаг был сделан известным психологом Альфред Бине, разработавшим в 1905 году совместно с Теодомр Симомн систему тестов для измерения уровня развития интеллекта детей.
На основе тестовых методик получают показатель умственного развития - коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotient, сокр. IQ). Система тестов на определение IQ включает как задания, требующие словесного ответа на поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например, складывание целостной фигуры по данным ее частям. Требуется решить (с ограничением времени) простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значение некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определенной заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям переводится в соответствующий показатель IQ.
В 1921 году журнал "Психология обучения" организовал дискуссию, в которой приняли участие крупнейшие американские психологи. Каждого из них просили дать определение интеллекта и назвать способ, которым интеллект можно было бы лучше всего измерить. В качестве лучшего способа измерения интеллекта почти все ученые назвали тестирование, однако, их определения интеллекта оказались парадоксально противоречивыми друг другу. Интеллект определялся как "способность к абстрактному мышлению" (Термен Лев Сергеевич), "возможность давать хорошие ответы по критерию истинности, правды " (Эдвард Ли Торндайк), совокупность знаний или способность к обучению, обеспечивающие возможности приспособления к окружающей действительности" (Стивен Колвин) и др.
В настоящее время в теории тестологии сохраняется примерно та же ситуация, что и в 20-е - 40-е годы. По-прежнему не достигнуто согласия по вопросу о том, что же должны измерять интеллектуальные тесты); по-прежнему тестологи строят свои диагностические системы на основе противоречащих друг другу моделей интеллекта.
Например, современный американский психолог Ф.Фримен строит теорию, в соответствии с которой интеллект состоит из 6 компонентов:
Способность к цифровым операциям.
Словарный запас.
Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами.
Беглость речи.
Способность к рассуждению.
Здесь в качестве компонентов интеллекта берется и общая психическая функция (память), и такие способности, которые явно являются прямыми следствиями обучения (способность к цифровым операциям, словарный запас). Английский психолог Ганс Йорген Айзенк по сути дела сводит интеллект человека к скорости протекания умственных процессов.
Американские психологи Рэймонд Бернард Кэттелл и Дж.Хорн выделяют в интеллекте 2 компонента: "флюидный" и "кристаллизованный". "Флюидный" компонент интеллекта наследственно предопределен и проявляется непосредственно во всех сферах человеческой деятельности, достигая своего пика в раннем взрослом возрасте и после этого угасая. "Кристаллизованный" компонент интеллекта представляет собой фактически сумму прижизненно сформировавшихся навыков.
Автор одного из наиболее известных методов исследования интеллекта американский психолог Векслер Давид толкует интеллект как общую способность личности, которая проявляется в целенаправленной деятельности, правильном рассуждении и понимании, в приспособлении среды к своим возможностям. Для известного швейцарского психолога Пиаже Жан сущность выступает в структурировании отношений между средой и организмом.
Немецкие ученые-педагоги Георг Герберт Мельхорн. и Мельхорн Х.Герберт называют интеллектом совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Они считают, что функция интеллекта состоит в умственном решении объективно существующих проблем. Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное мышление. Оно создает новое знание для освоения окружающего мира. Проблемное мышление приводит к более или менее большому и качественному расширению горизонтов познания, которое делает возможным сознательное воздействие на природу и общество в соответствии с мыслями человека.
Педагоги и психологи высказывают мысль, что коэффициенты интеллекта, которые выводятся из различных тестов, трудно сравнивать друг с другом, так как в основе разных тестов лежат различные концепции интеллекта, и в тесты входят различные задания.
В настоящее время многие учёные все яснее видят несовершенство применяемых ими средств оценки интеллекта. Некоторые из них пытаются усовершенствовать процедуру тестирования, широко используя математические и статические методы уже не только при составлении систем тестов, но и при разработке лежащих в основе этих тестов моделей интеллекта. Так, в тестировании получило широкое распространение направление, представители которого при характеристике и измерении интеллекта пользуются методом факторного анализа.
Представители этого направления опираются на работы Чарльза Эдварда Спимрмена, который еще в 1904 году, основываясь на анализе результатов прохождения испытуемыми ряда интеллектуальных тестов, выдвинул теорию, по которой интеллект состоит из общего фактора "G"-"общей умственной энергии"- участвующего в решении всех интеллектуальных тестов, и ряда специфических факторов-"S", каждый из которых действует в пределах данного теста и не коррелирует с другими тестами.
Представители факторного подхода в тестологии исходят из того реального наблюдения, что некоторые лица, хорошо выполняющие одни тесты, могут неудачно действовать при решении других. Следовательно, в решении разных тестов принимают участие различные компоненты интеллекта.
Гилфордом экспериментально выделено 90 факторов (способностей) интеллекта (из 120 факторов теоретически, по его мнению, возможных). Для того чтобы получить представление об интеллектуальном развитии испытуемого, необходимо, по Гилфорду, исследовать степень развития всех составляющих интеллект факторов.
Лумис Лемон Терстоун, в свою очередь, разработал модель интеллекта, состоящую из 7 факторов:
Пространственная способность.
Скорость восприятия.
Легкость оперирования цифровым материалом.
Понимание слов.
Ассоциативная память.
Беглость речи.
Понимание или рассуждение.
Вообще, интеллект (от латинского intellektus - понимание, понятие) - в широком смысле вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле - мышление.. Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.
Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс. Это выражается в целенаправленности и избирательности этих процессов: восприятие проявляется в наблюдении, память фиксирует существенные в том или ином отношении явления и избирательно "подает" их в процессе размышления, воображение входит как необходимое звено в решение творческой задачи, т.е. каждый из психических процессов органически включается в мыслительный акт субъекта. Интеллект есть высший продукт мозга, и представляет собой наиболее сложную форму отражения объективной реальности, возникшую на основе более простых отражения и включающую в себя эти более простые (чувственные) формы. Качественный скачок в развитии интеллекта человека произошел с возникновением трудовой деятельности и появлением речи. Интеллектуальная деятельность тесно связана с человеческой практикой, служит ей, проверяется ею. Абстрагируясь от единичного, обобщая типичное и существенное, интеллект человека не отходит от реальности, но более глубоко и полно раскрывает закономерности существующего.
Общественный характер человеческой деятельности обеспечивает ее высокую интеллектуальную активность. Она направлена не только на познавание объективной реальности, но и на ее изменение в соответствии с общественными потребностями. Такой характер интеллектуальной деятельности обеспечивает единство собственно познания (мышление), отношения к познаваемому (эмоции) и практического осуществления (воля) данного действия.
Развитие интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта - одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. В педагогической энциклопедии подчеркивается, что "интеллектуальное воспитание - важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подрастающих поколений, заключающийся в руководстве развитием интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда". Забота о воспитании интеллекта растущего является задачей семьи, школы и педагогической науки на всем пути их исторического развития. Доказано, что интеллектуальное развитие - непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.
Можно выделить типичные черты развитого интеллекта, знание которых важно для понимания процесса интеллектуального развития. Первой такой чертой является активное отношение к окружающему миру явлений. Стремление выйти за пределы известного, активность ума находят выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и творческому применению их в теоретических и практических целях. С активностью интеллектуальной деятельности тесно связана наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи.
Развитой интеллект отличается системностью, обеспечивающей внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения, что приводит к последовательности действий и поисков. Системность интеллекта есть в тоже время и его дисциплинированность, обеспечивающая точность в работе и надежность получаемых результатов. Развитой интеллект характеризуется также самостоятельностью, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности. Самостоятельность интеллекта неразрывно связанна с его творческим характером. Если человек привык в школе жизни к исполнительному труду и подражательным действиям, то ему очень трудно обрести самостоятельность. Самостоятельный интеллект не ограничивается использованием чужих мыслей и мнений. Он ищет новые пути изучения действительности, подмечает ранее не замеченные факты и дает им объяснения, выявляет новые закономерности.
В современной науке считается общепризнанным, что обучение ведет за собой интеллектуальное развитие. Однако проблема связи и взаимодействия между учением школьника и его интеллектуальным развитием изучена еще не достаточно. Само понятие интеллектуального (умственного) развития трактуется разными исследователями по-разному. В числе первых с призывом заняться исследованием общего умственного развития, общего интеллекта выступили Сергей Леонидович Рубинштейн и Боримс Герасимович Ананьев. Так, Боримс Герасимович Ананьев говорил об этих категориях, как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.
Указанная проблема исследовалась в самых различных направлениях. Среди этих исследований следует отметить исследования Анамньев Натан Семенович, отмечающего, что общие умственные способности, к которым относится прежде всего качество ума (хотя они могут существенно зависеть также от волевых и эмоциональных особенностей), характеризует возможность теоретического познания и практической деятельности человека. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовать действительность. Как показал Ананьев Натан Семенович, в свойствах высшей нервной деятельности коренятся некоторые активности и саморегуляции, что собой существенные внутренние условия формирования общих умственных способностей.
Психологи пытаются раскрыть структуру общих умственных способностей. Например, Левитов Николай Дмитриевич считает, что общие умственные способности, прежде всего, включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность (быстрота умственной ориентировки), вдумчивость, критичность. Плодотворно исследовала проблему умственного развития Н.А.Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д.Н.Богоявленским и Н.А.Менчинской о том, что умственное развитие, связанное с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний - на это обращал внимание еще П.П.Блонский: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать" Таким образом, знание необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание.. То есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.
В этой группе исследований с различных точек зрения анализируются умственные операции школьников. Намечаются уровни продуктивного мышления, определяемые уровнями аналитико-синтетической деятельности. В основе этих уровней лежит характеристика:
- а) связи между анализом и синтезом,
- б) средств, с помощью которых осуществляются эти процессы,
- в) степени полноты анализа и синтеза.
Наряду с этим изучаются и умственные приемы как системы операций, специально формируемых для решения задач определенного типа в пределах одного школьного предмета или для решения широкого круга задач из разных областей знаний (Е.Н.Кабанова-Меллер).
Интерес представляет и точка зрения Л.В.Занкова. Для него решающим в плане умственного развития является объединение в определенную функциональную систему таких способов действия, которые характерны по своей природе. Например, старших школьников на одних уроках учили анализирующему наблюдению, а на других обобщению существенных признаков. О прогрессе в умственном развитии можно говорить тогда, когда происходит объединение в одну систему, в единую аналитико-синтетическую деятельность этих разнохарактерных способов умственной деятельности.
В связи изложенным выше встает вопрос о содержательных критериях (признаках, показателях) умственного развития. Перечень таких самых общих критериев дает Н.Д.Левитов. По его мнению, умственное развитие характеризуется следующими показателями:
- 1) самостоятельностью мышления,
- 2) быстротой и прочностью усвоения учебного материала,
- 3) быстротой умственной ориентировки (находчивости) при решении нестандартных задач,
- 4) глубоким проникновением в сущность изучаемых явлений (умением отличить существенное от несущественного),
- 5) критичностью ума, отсутствием склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Для Д.Б.Эльконина основным критерием умственного развития является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности (сформированная учебная деятельность) с её компонентами - постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.
Н.А. Менчинская рассматривает в этой связи такие особенности мыслительной деятельности, как:
- 1) быстроту (или, соответственно, замедленность) усвоения;
- 2) гибкость мыслительного процесса (т.е. лёгкость или, соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);
- 3) тесную связь (или, соответственно, разрозненность) наглядных и отвлечённых компонентов мышления;
- 4) различный уровень аналитико-синтетической деятельности.
Е.Н. Кабанова-Меллер основным критерием умственного развития считает широкий и активный перенос приёмов умственной деятельности, сформированных на одном объекте, на другой объект. Высокий уровень умственного развития связан с межпредметным обобщением умственных приемов, открывающим возможность их широкого переноса с одного предмета на другой.
Особый интерес представляют критерии, разрабатываемые З.И.Калмыковой в лаборатории с Н.А.Менчинской. Это, во-первых, темп продвижения - показатель, который нельзя путать с индивидуальным темпом работы. Быстрота работы и быстрота обобщения - разные вещи. Можно работать медленно, но обобщать быстро, и наоборот. Темп продвижения определяется количеством однотипных упражнений, необходимых для формирования обобщения.
Другим критерием умственного развития школьников является так называемая "экономичность мышления", т. е. Количество рассуждений, на основании которых учащиеся выделяют новую для себя закономерность. При этом З.И.Калмыкова исходила из следующих соображений. Учащиеся с низким уровнем умственного развития слабо используют информацию, заложенную в условиях задачи, часто решают её на основе слепых проб или необоснованных аналогий. Поэтому путь их к решению оказывается малоэкономичным, он перегружен конкретизирующими, повторными и ложными суждениями. Таким учащимся постоянно требуется коррекция и помощь со стороны. Учащиеся с высоким уровнем умственного развития обладают большим фондом знаний и способов оперирования ими, полностью извлекают информацию, заложенную в условиях задачи, постоянно контролируют свои действия, поэтому их путь к решению проблемы отличается лаконичностью, краткостью, рациональностью.
Важная задача современной науки - построить объективные, научно обоснованные индикаторные психологические методики, с помощью которых можно диагностировать уровень умственного развития школьников на различных возрастных этапах.
К настоящему времени разработаны некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников в процессе обучения. Эти методы связаны с оценкой и измерением таких параметров умственной деятельности, как:
приёмы умственной деятельности;
умение самостоятельно добывать знания и др.
В современной педагогической литературе нет единого подхода к классификации учебных умений. Некоторые ученые считают, что "умения и навыки подразделяются на обобщенные (межпредметные) и частные (специфические для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, обще трудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие" . Однако деление умений на виды является в определенной степени условным, т.к. часто нет резкой границы, различающей их. Поэтому мы решили, что более точной является следующая классификация, предложенная Н.А.Лошкаревой . Согласно этой классификации, учебный труд школьников обеспечивается учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями. Такую же классификацию дает Ю.К.Бабанский . Мы остановимся подробнее только на учебно-интеллектуальных умениях, используя в работе термин "интеллектуальные".
Развитие
интеллектуальных способностей и мышления младших
школьников в процессе учебной деятельности
На данный момент значимой проблемой является развитие учащегося как личности. Это связано с тем, что возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.
Ведь становление личности происходит в младшем школьном возрасте. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребёнка, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.
И одним из таких психических образований является умственное развитие учащихся, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.
Ведь умственные возможности детей различны. И те требования, которые предъявляются к учащимся в школах, не всегда учитывают эти возможности, поэтому возникают трудности в усвоении и выполнении учебной деятельности школьниками, что в свою очередь накладывает отпечаток на все стороны развития личности учащихся: эмоциональную, потребностно - мотивационную, волевую, характерологическую. Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предмету, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению. И, таким образом, обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается им под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности -это одна из задач обучения и воспитания, решить которую нельзя без знаний и развития интеллектуальных процессов.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
Что же значит интеллектуальные способности?
Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
Сегодня актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. И такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная доброжелательная помощь взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На уроках давать детям задания творческого характера.
3. Использование проблемных ситуаций на уроке.
4. Использование специальных игр, заданий, развивающих творческие способности детей.
5. Исследования по различным темам.
6. Создание портфолио детьми.
7. Работа с родителями.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Но не всякая деятельность может развивать способности. Таким видом деятельности является игра.
1. Игра в развитии познавательной деятельности.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть вносит необходимое разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Большой интерес для младших школьников представляют дидактические игры. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.
Каковы же цели применения дидактических игр?
Это, прежде всего:
а) интеллектуальное развитие младших школьников;
б) создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
в) индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
г) эмоционально-психологическое развитие младших школьников;
д) углубление уже усвоенных ранее знаний;
е) увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик.
Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников. Вот уже на протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. А нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. И я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма. Перечитав много литературы, проанализировав свои уроки я пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать тот материал, который может привлечь внимание каждого ученика.
Приведу лишь некоторые приемы и дидактические игры, которые применяю на своих уроках.
I. «Выбери три слова»
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 7 карточках записаны семь слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, дубки, муравьи, чудеса, ручьи, гриб.
2-й набор: склад, сорока, град, съемка, объезд, ворота, подъем.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чудеса
II съемка склад сорока
II. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
гря-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки сли-ки
морко-ка ли-ки остро-ки голу-цы
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Ценность этих игр в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Таким образом, у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых, со стороны педагога. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
(описание опыта работы)
Учитель начальных классов
НИЗАМОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Новокузнецк, 2012
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников
Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в условиях современной ситуации перехода общества в информационную стадию развития. Известно, что в информационном обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект, знания, соответственно и большая часть членов общества занята производством информационного продукта. Поэтому в намечающихся контурах информационного общества образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокого интеллектуального уровня, информационной культуры, творческой активности.
Сказанное обращает внимание на важность решения проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период интеллект развивается особенно интенсивно. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Одним из важных направлений в решении этой проблемы выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Решение данной задачи во многом определяется пониманием сущности самого феномена интеллекта и особенностей его развития в детском возрасте.
Проблема интеллекта, не смотря на большое число работ по данному вопросу в мировой и отечественной истории психологических исследований, остается самой дискуссионной. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта. Оно трактуется в зависимости от точки зрения на интеллект, от тех характеристик, которые его описывают и, в конечном итоге от выбранного исследователем методологического подхода к рассмотрению интеллекта.
Мы придерживаемся такого подхода к интеллекту, согласно которому он трактуется как совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь интеллект характеризуется:
Эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
Способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
Способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
Вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Интеллект неразрывно связан с умственным развитием, и в этом отношении выступает как общая умственная способность.
Способность - индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. Способность – это не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Соответственно и интеллект - это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению.
Мы придерживаемся образовательного подхода к понятию интеллект .
Ведущая роль обучения как основного стимула развития обосновывается в работах многих отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, 3. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.)
Л. С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на уже сложившиеся структуры интеллекта, а на еще только складывающиеся, не "приспосабливать" содержание обучения к наличным особенностям детской мысли, а, наоборот, вводить такое содержание, которое требовало бы от ребенка новых, более высоких форм мысли. "Обучение ведет за собой развитие" - этот тезис Л.С. Выготского в наши дни приобрел особую важность и звучание в педагогической практике.
Идея о возможности специального развития интеллекта подтверждается многими экспериментальными исследованиями, проведенными в разных странах (работы Дж. Гильфорд, К. Макиннон, К. Осборн, В. Лоуэнфельд, и др.).
Проблема развития интеллектуальных способностей для меня, как учителя начальных классов, приобретает особую актуальность, поскольку психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка и активное развитие всех познавательных процессов. Общими характеристиками должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.
Прогресс умственного развития детей за первые три-четыре года учения в школе бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник должен подняться до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний.
Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте когда достаточно сильны личностные потребности в познании, а мотивационно - потребностная сфера податлива для педагогического воздействия.
Учитывая все вышесказанное, считаю, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.
Это становится возможным при единственном условии: кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.
Поэтому основной целью моей педагогической деятельности является:
Создание условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников, …
- Дать учащимся прочные знания по предметам.
- Развитие интеллектуальных способностей каждого ученика.
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, любознательности и творческой активности.
Задачи:
- Выявить первоначальный уровень развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.
- Построить систему индивидуальной работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил.
- Информировать родителей об успехах и проблемах их детей, привлекая родителей к совместной деятельности.
При подготовке и проведении уроков я руководствуюсь следующими принципами:
1 . Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.
К своим урокам я подбираю и составляю такие упражнения, которые способствуют не только формированию знаний, умений и навыков по данной теме, но и вырабатывают ряд интеллектуальных качеств.
2. Принцип действенного подхода к обучению.
Я стараюсь так организовать урок, чтобы дети искали свои пути решения заданий, так как при этом у них активизируется мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
3. Принцип обоснованного ответа.
Формирую задания так, чтобы детям приходилось обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.
- Принцип позитивной мотивации
Для успешного процесса познания создаю на уроке особые условия – атмосферу радости, удивления, восторга. Широко использую создание «ситуации успеха», внушаю ученикам веру в свои силы, что все у них получится.
- Принцип гуманизма и сотрудничества
Своих учеников люблю всем сердцем, принимаю каждого со своими особенностями и недостатками, стараюсь понять и помочь. Мне интересны мои ученики как личности. Я уважаю их выбор во всем, даже в том, в чем я не совсем согласна. Могу поспорить, посоветовать, но не давлю на них и не стараюсь ломать их убеждения.
Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения мы дифференцируем в зависимости от возрастных особенностей детей. Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирования предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического мышления, развитие внимания, совершенствование внутреннего плана действия.
Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их мышление, память носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Поэтому для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Для развития осмысленного восприятия мы используем задания на сравнение. Учащимся предлагаются парные картинки, имеющие незначительные отличия. Задача детей - обнаружить эти отличия. Считаем эффективными задания, в которых надо определить, что не дорисовано. Детям показываются рисунки знакомых им предметов с отсутствующей деталью и прошу определить, чего в предметах не хватает. Примеры заданий: табурет без одной ножки, слон без одного бивня, собака без одной лапы и т. п. Большой популярностью у детей пользуется игра "Подбери узор". Детям демонстрируются "коврики", имеющие разные узоры с "дырками" различной конфигурации. Задача учащихся - подобрать соответствующую заплатку.
Мы придаем особое значение формированию устойчивости внимания, определяемой длительностью сохранения его концентрации, распределению, т. е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Для этого используются упражнения "переплетенные линии", всевозможные "корректурные пробы", т. е. вычеркивание из таблицы какого-либо одного или нескольких указанных символов.
Основным направлением в развитии памяти младших школьников мы считаем формирование у них опосредованного запоминания , т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Для развития ассоциативной памяти у детей используем такие упражнения, как:
а) запоминание слов с помощью картинок;
б) запоминание слов путем составления рассказа;
Формирование воображения у учащихся мы осуществляем с помощью заданий, стимулирующих фантазию, предполагающих воображаемые ситуации, например:
1) задания на развитие вербальной фантазии: а) сочинение сказок, историй; б) представь, что будет, если...;
2) задания на формирование невербальной фантазии (создание нового объекта: животного, механизма и т. п.);
3) задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд и пр.);
4) задания на развитие зрительного воображения: а) задания на завершение незаконченного рисунка; б) нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.
Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления. Для развития наглядно-действенного мышления мы широко используем:
Традиционные виды деятельности детей: рисование, лепку, конструирование;
Упражнения «переставь карточку», разработанные А.З. Заком;
Игры Б.Н. Никитина: "сложи узор", "собери квадрат", "уникум", "точечки", "кирпичики";
Дидактические игры: конструктор, сборные игрушки, мозаика, лото, домино и др.
Для развития наглядно-образного мышления используем такие упражнения: "лишний предмет", "раздели на группы", "нелепицы" и др. Основу этих упражнений составляют картинки, рассматривая которые ребенок должен выполнить предлагаемое задание.
Одним из существенных признаков словесно-логического мышления является оперирование понятиями. Развитие словесно-логического мышления предполагает формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение и др. Для развития операций сравнения мы используем задачи, где надо сравнить сходные предметы (муха и бабочка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко и т. п.) и назвать признаки сходства и различия.
Формирование операций обобщения, выделения главного осуществляю с помощью упражнений:
а) "найди лишнее слово";
б) назвать слова, относящиеся к какому-либо родовому понятию (деревья, спорт, звери, транспорт и т.п.);
в) дать определение понятию (велосипед, кнопка, гвоздь, самолет и т.п.);
г) подбери синонимы (антонимы) и др.
Для развития операций анализа и синтеза нами широко используются анаграммы, заполнения пропусков букв в словах, а также такие упражнения, в которых надо выполнить анализ между понятиями. Например, песня - композитор = самолет - ? При этом возможны варианты выбора ответа:
а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) летчик, д) истребитель.
Также, развивая логическое мышление, мы используем такие игровые задания, как, например: «Составь загадку», «Составь рассказ».
Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показывают, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам, которые в свою очередь способствуют развитию у них творческой активности. Творческая активность во многом определяет успех учебной деятельности, так как высокий уровень творческой активности способствует стремлению обучающегося к достижению положительного результата и побуждает его применять ранее полученные знания, умения и навыки в новых ситуациях.
Правильная организация учебно-познавательной деятельности при восприятии, осмыслении и воспроизведении нового материала будет развивать все когнитивные процессы обучающихся. Прежде всего, большое стимулирующее значение в процессе развития интеллектуальных способностей имеют содержание познавательной деятельности и, что ещё важнее, формы и методы её организации.
Формирование положительной мотивации по отношению к учебно-познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения мы считаем одной из первостепенной задач.
Мы стараемся, чтобы в процессе обучения было обеспечено возникновение положительных эмоций. В этом случае глубокие внутренние переживания личности подключаются к когнитивным процессам (внимания, памяти, запоминания, осмысления) и делают более эффективным процесс развития интеллектуальных способностей.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение придаем применению приёмов художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания.
Широко используем игру, которая давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Различные дидактические игры при правильном введении в учебный процесс оказывают значительное воздействие на отработку различных мыслительных операций.
В качестве важного метода поддержания мотивации используем создание «ситуации успеха», когда обучающийся получает удовлетворение от познавательной деятельности. Мы заботимся о том, чтобы каждый ребенок осознавал своё продвижение вперёд, а также следим за тем, чтобы успехи обучающихся были по достоинству отмечены и оценены мною.
Наша система работы предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Считаем очень важным формировать умение самоанализа и самооценки. Для этого в конце каждого урока при подведении итогов задаем учащимся следующие вопросы: Что понравилось на уроке? Что узнали нового? Что показалось трудным? Что следует повторить? Какое задание было самым интересным?
Хорошим подспорьем нам служит специальная организация регулярных факультативных занятий, в содержание которых входит:
1) развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
2) создание психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
3) формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами, т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Занятия проводятся один раз в неделю. Основная цель этих занятий - формирование позитивных личностных характеристик школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы. Ведущими концептуальными принципами проводимых мною занятий являются:
а) создание ситуации успеха;
б) раскрепощенность в творчестве;
в) усложнение предлагаемых заданий;
г) учет индивидуальных возможностей каждого ребенка;
д) чередование заданий различной направленности;
е) комплексный характер занятий.
Занятия имеют определенную структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части - создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот позитивный эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на развивающих занятиях, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. Для создания положительного эмоционального фона мы просим детей улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта применяем многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий мы стремимся обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. В ходе занятий по интеллектуальному развитию реализовывается принцип "спирали", т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос: чем же мы занимались и чему научились на данном занятии?
На факультативных занятиях в силу своей необязательности, отсутствия оценок трудно поддерживать высокий уровень познавательной активности и дисциплины, если организовывать их так же, как уроки. Поэтому мы включаем игровые, соревновательные элементы, поддерживаю доброжелательную, заинтересованную атмосферу, используем коллективную работу, налаживаем сотрудничество с детьми. Это позволяет проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу.
Существенной особенностью занятий по интеллектуальному развитию в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках интеллектуального развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на них избавляются от "отметочной" психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, поскольку все ответы детей я принимаю, внимательно выслушиваю, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У учащихся постепенно формируется отношение к этим занятиям, как к средству развития своей личности. Главным критерием эффективности таких занятий являются:
а) радость познания;
б) постоянное достижение новых результатов;
в) приобретение нового интеллектуального опыта.
Общая атмосфера на уроках интеллектуального развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение учеников к нашим заданиям имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Так родители отмечают после занятий по интеллектуальному развитию, что и ученики более активны, внимательны, успешнее справляются с учебными заданиями. Сами дети говорят, что после наших занятий они быстрее выполняют домашние задания, лучше учатся. Тем самым уроки интеллектуального развития становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии. Они приобретают также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка, а это означает, что возникает и интерес к учебе.
В целом, для поддержания и гармонизации процесса развития интеллектуальных способностей, во время занятий мы стараемся выполнять следующее:
- Поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка.
- Не мешать желанию ребёнка сделать что-то по своему.
- Уважать точку зрения воспитанника.
- Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятия.
- Безоценочно относиться к детскому творчеству.
- Творить и играть иногда с детьми вместе – в качестве рядового участника процесса.
- Больше внимания уделять организации процесса интеллектуального и творческого напряжения, а не результатам.
- Использовать «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами и др.
- Поддерживать на занятиях положительный эмоциональный фон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребёнка.
На классных часах мы с детьми любим проводить игры, развивающие эрудицию, расширяющие кругозор. Например, такие как: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «КВН», «Звездный час». Целью таких игр является обобщение приобретенных знаний и умений.
По замыслу детей в классе создана рубрика «Хочу все знать!». В большой конверт ребята опускают листы с самыми удивительными вопросами о жизни, которые их интересуют. Еженедельно вопросов набирается немало. Среди них, например, такие: «Почему в Африке нет зимы», «Что такое космос», «Почему лампочка горит». Затем эти вопросы служат темами будущих бесед, дискуссий, ребята сами стараются отыскать ответы на эти вопросы. Соревнуются: кто быстрее и точнее. Таким образом, престиж знаний повышается. Большинство наших учеников с удовольствием посещают факультативное занятие «Шахматы». Также шахматы и шашки являются любимыми играми детей на перемене.
Успешная организация учебно-познавательной деятельности обучающихся младших классов невозможна без применения индивидуального подхода. Помимо комплекса характеристик таких составляющих интеллектуальной сферы как восприятие, внимание, мышление, память, воображение, мы всегда принимаем во внимание особенности эмоциональной и волевой сферы ребенка, а также – особенности темперамента, скорости протекания различных реакций. Стараемся учитывать направленность личности каждого ребёнка. В русле дифференцированного и индивидуального подходов, задания для обучающихся подбираются с таким расчетом, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступные для них задания, а затем уже переходили к более сложным упражнениям.
Именно поэтому одно из важнейших мест в системе нашей работы занимает диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся. Диагностика позволяет получить возможность отслеживать динамику интеллектуального развития моих учеников, результативность моей системы работы, и что самое важное - оказывать эффективное влияние на процесс их обучения и воспитания используя при этом обоснованный дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Диагностика развития первоклассников, является базой для построения всей дальнейшей работы с каждым конкретным учащимся, группой учащихся, класса в целом. В дальнейшем я ежегодно отслеживаю результаты развития интеллектуальных способностей, и сравниваю их с полученными прежде.
Для исследования уровня интеллектуального развития школьников я использую набор методик, (разработанных Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басовым)
В набор включены методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками:
1. Общая осведомленность.
(Методика направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы).
2.
Сложение чисел с переключением
(шкала не используется в первичной диагностике)
.
(Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия).
3. Исправь ошибки
(методика направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля).
4. Воспроизведение рассказа .
(методика направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, а также уровня смысловой памяти).
5. Смысловая память .
(Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию).
6.
Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов.
(Методики 6 и 7 направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей).
8. Сравнение понятий.
9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
11. Выделение существенных признаков.
(Методики 8, 9, 10 направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне).
О возрастании уровня развития интеллектуальных способностей моих учащихся косвенно свидетельствует и повышение качества успеваемости учащихся. У большинства детей к 4 классу были сформированы устойчивые познавательные интересы, умения и навыки мыслительной деятельности, активно проявлялась творческая инициатива и самостоятельность в поисках способов решения задач.
Объективно дети стали более любознательными, научились более критически мыслить, у них стали активно функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, развились предпосылки к абстрактному словесно-логическому мышлению, обозначился достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами. Все эти качества позволили детям более легко адаптироваться к переходу в среднее звено.
В заключение хочется отметить, что я не случайно построила свою деятельность таким образом, так как я учитель школы №49, основой концептуальной идеи которой является формирование активной и самостоятельной деятельности учащихся.
Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.
Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.
Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка
, и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.
Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:
- восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
- памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
- внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников
Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:
- познавать и обучаться;
- анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
- способность мыслить логически;
- находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.
Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂
Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.
Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:
- . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
- Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
- – простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.
Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.
Развитие интеллектуальных способностей школьников
С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).
В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.
Уже в начальной школе детям следует активно развивать:
- оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
- навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
- способность делать выводы из получаемых массивов информации;
- постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.
Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:
- только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
- выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
- повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.
Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников
В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.
Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.
Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).
Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:
- задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
- шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
- различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.
Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?
По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.
Средняя школа и подростковый возраст
С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:
- различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
- развлекательные состязания по решению логических задач;
- семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
- совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
- отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.
Подаем пример: как развить интеллект у взрослого
То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.
Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?
- Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
— отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
— осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
— даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя. - Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
- Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.
Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?
Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.
Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?
Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:
- заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
- назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
- начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
- во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.
Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.
Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления
- 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
- Видео-уроки и блоки с теорией.
- Подсказки и пояснения экспертов.
Интеллект — это ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека.
Интеллект — это совокупность способностей, дающих возможность качественно выполнять умственную работу.
Интеллект — это обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать знания.
И, наконец, интеллект — это способность решать комплексные проблемы при изменяющихся обстоятельствах.
Условно можно вычленить следующие виды интеллекта:
- вычислительный;
- речевой;
- пространственный;
- практический;
- эмоциональный и социальный;
- а также музыкальный и творческий (прил. 1).
Несколько слов о каждом из этих видов и о том, насколько успешно они развиваются на уроках математики.
Вычислительный интеллект (или логико-математическая одаренность) это:
- это умение анализировать абстрактные задачи;
- это умение мыслить логически;
- это умение решать задачи в форме математических уравнений;
- это умение быстро находить числовые закономерности и применять их для решения задач.
Эти способности являются существенной предпосылкой для развития многих отраслей науки, так как математические основы лежат в фундаменте многих других наук. Действительно, если еще два столетия назад применение математики в физике было весьма относительно, в химии — в виде простейших уравнений первой степени, в биологии и вовсе равнялось нулю, то теперь же применение математики в этих науках неоспоримо значительно. Приложения математики широко распространяются также на область экономики и других специальных наук, начинают использоваться в языкознании и медицине. Этот вид интеллекта развивается на уроках математики абсолютно, более того, на каждом уроке необходимо пытаться воздействовать на развитие всех видов математических способностей, о которых речь пойдет немного позже.
Речевой интеллект
Этот вид интеллекта связан с целым спектром речевых явлений:
- словарным запасом;
- чувством языка;
- быстрым распознаванием и запоминанием слов и фраз;
- дифференцированным и точным выражением своих мыслей.
Чем выше речевой интеллект, тем легче у человека получается целенаправленное общение, тем легче человеку управлять своей жизнью, как профессиональной, так и личной. Наличие речевого интеллекта — непременное условие для педагогов, журналистов, и т.д. — для всех, кто ежедневно использует речь как орудие труда. И на развитие речевого интеллекта необходимо обращать особое внимание на уроках математики — здесь важно развивать культуру речи при доказательствах теорем, обосновании решений, применении математических понятий.
Пространственный интеллект
Способность восприятия оптических структур и двух- или трехмерных объектов. В чем он выражается? Это:
- умение выстраивать геометрическое тело или деталь по их схематическим изображениям;
- умение «видеть» двухмерные изображения в пространстве и сопоставлять в уме отдельные оптические структуры и построения;
- способность найти дорогу в незнакомом здании или городе по схемам и картам.
Развиваем ли мы на уроках пространственный интеллект? Безусловно! Стереометрия — потрясающий по своей мощи раздел математики, направленный стопроцентно на развитие пространственного интеллекта.
Практический интеллект
Этот вид интеллекта подразумевает способность координировать действия и умственную работу. Практический интеллект помогает контролировать тонкую моторику, которая требуется, например, при игре на скрипке, при вдевании нитки в иголку или при создании скульптуры. Развитие этого вида моторики особенно важно в первые 10 лет развития ребенка, когда глаза, руки и мозг работают в едином ритме. Связь тонкой моторики с общим развитием мозга очевидна. В математике задания, которые способствуют развитию практического интеллекта, — это различные задачи на прохождение лабиринтов, выбор кратчайшего пути, создание моделей многогранников и т.д.
Эмоциональный и социальный интеллект
Этот вид интеллекта очень много значит во всех областях жизни. В основном, это способность понять чувства других в общении. Более конкретно эмоциональный и социальный интеллект охватывает следующие основные способности:
в эмоциональной сфере:
- не позволять своим чувствам переливаться через край;
- сознательно влиять на свое поведение;
- пользоваться чувствами позитивно;
- действовать на основании этого.
в социальной сфере:
- умение общаться с другими людьми;
- находить общие точки соприкосновения;
- признавать чувства других людей;
- уметь представить себя на месте другого человека;
- способность осуществлять свои собственные желания, добиваться поставленной цели.
Таким образом, эмоциональный и социальный интеллект оказывает как в профессиональной, так и в личной жизни решающее влияние на качество жизни и способность преодолевать жизненные трудности. Кстати, научными изысканиями установлено, что успех человека в школе и на работе только на 20% связан с его IQ, определяемым тестами. В остальном — это его пригодность к социальным контактам, умение понимать чувства коллег и друзей. Можем ли мы развивать этот вид интеллекта на уроках? Конечно, не только можем, но и обязаны! Здесь уже на первый план выходит личность учителя, атмосфера, которую он создает на уроках, стиль его взаимоотношений с учениками, и недооценивать этот вид интеллекта нельзя.
Музыкальный и творческий интеллект
Под этим видом интеллекта подразумевается, прежде всего, способность развивать новые идеи, создавать новые проекты. Творческие способности имеют прямое отношение к изобретательности и душевной гибкости. Музыкальный интеллект тесно связан со слуховой памятью и различением высоты тона, с чувствами ритма и времени. Область применения творческих способностей ни в коей мере не ограничивается классическими видами творческой деятельности, такими, как труд художника или композитора, так как разрабатывать новые идеи выгодно в любой профессии.
Пожалуй, это единственный вид интеллекта, который мы на уроках развиваем менее всего. Однако если предложить учащимся создать какую-то трехмерную модель, удовлетворяющую начальным условиям (объем, площадь поверхности, форма или сочетание форм геометрических тел), или выполнить дизайнерское решение ландшафта при заданных параметрах площади или цветовой гаммы — вот тут и начнется полет фантазии и творчества!
(А еще можно заметить в скобках, что есть градация, и тоже весьма условная, на мужской и женский интеллект, интеллект «хитрого мужика» и рассеянного профессора, интеллект узкой профессиональной направленности и интеллект широкой эрудиции — видов и типов интеллекта великое множество, как и форм организации мыслительной деятельности человека).
Итак, если подытожить все вышесказанное, отвечая на вопрос «ЧТО?», вспоминается классическая фраза А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Воздействуя на различные виды интеллекта, и развивая их, учитель способствует развитию гармонично развитой личности, что и является основной задачей школы.
Как развивать интеллект учеников на уроках математики
А теперь поговорим о том, как развивать данные виды интеллекта на уроках. В принципе, интеллектуальный уровень развития личности определяется, прежде всего, двумя факторами: объемом приобретенной информации (это эрудиция) и способностью использовать эту информацию (это уже непосредственно интеллектуальное развитие личности).
Воздействуя на различные виды интеллекта, мы развиваем способности и мышление ученика. В свою очередь способности и мышление тоже имеют градации, — они указаны в приложении 1.
Остановимся подробнее на развитии математических способностей , которые разделяются на алгоритмические, геометрические и логические.
- Алгоритмические способности — это умение использовать, в первую очередь, определенные «шаблоны» для решения задач в конкретной ситуации, умение разбивать решение на элементарные составляющие, это способность применять аналитические методы, относящиеся к алгебре, математическому анализу, аналитической геометрии. Эти способности проявляются, например, при разложении многочленов на множители, построении графиков функций и их исследовании, решении уравнений, преобразовании выражений.
- Геометрические способности — это способность к пространственным представлениям и к введению геометрической наглядности при изучении математических проблем, это способность извлечь информацию из заданной конфигурации путем ее анализа и дополнения методом вспомогательных рисунков, дополнительных построений, мысленного анализа. Образно говоря, алгебра развивает навык, геометрия — воображение.
- Логические способности выражаются в вычленении из некоторого общего положения частных случаев и их исследовании, в создании экономной, непротиворечивой и оптимальной схемы решения задачи (и в выработке стратегии этого решения), в проведении доказательных рассуждений, с использованием приемов доказательства «от противного», продвижение при решении задач «от конца к началу», обращение к контрпримеру, и других.
Какие задачи развивают ту или иную способность? В приложении 2 представлены (конечно, весьма условно) различные типы задач, которые по-разному воздействуют на ум, рассудок и разум при различных типах мышления, которое тоже, в свою очередь, по форме и характеру решения задач может подразделяться на конкретное (предметное), абстрактное (образное) и интуитивное (вербально-логическое). Мышление развивается на протяжении всей жизни человека и по мере развития интеллекта претерпевает изменения: от конкретного, наглядно-действенного (достать игрушку, собрать пирамидку) к абстрактно-интуитивному (индуктивные и дедуктивные умозаключения, аналогии).
Сам предмет «математика» одним фактом своего изучения уже есть мощное средство для развития интеллекта, и, как следствие, — мышления и способностей ученика. А если еще разбавить «рутину» решаемых примеров и задач нестандартными упражнениями, уделив им пару минут урока — уровень воздействия станет в разы выше.
Например, для развития вычислительного интеллекта во время устных упражнений можно предлагать учащимся упражнения на нахождение недостающего элемента числовой цепочки (15, *, 17, 23, 19, 25 — очевидно, это число 21 ) или задачи на развитие логического мышления (У Смирновых в доме живут разные животные. Они могут быть кошками, собаками или хомяками. Известно, что:
- все животные, кроме двух — хомяки;
- все животные, кроме двух — кошки;
- все животные, кроме двух — собаки.
Какие животные, и в каком количестве проживают в доме Смирновых?
Ответ: трое животных — кошка, собака и хомяк. )
Развитие речевого интеллекта напрямую связано с развитием общей эрудиции, зрительной и слуховой памятью — тут уместны упражнения на воспроизведение конечного ряда слов или понятий за определенное время, нахождение словесной пары по ассоциациям (темный-светлый как широкий - ?), исключение лишнего из общего (палтус, сельдь, камбала, дельфин, акула — лишний дельфин, это млекопитающее ), ну и упоминаемые уже доказательства теорем и обоснование решений.
Развитию пространственного интеллекта способствуют упражнения на сочетание и перемещение фигур и геометрических тел, например, на нахождение положения кубика при определенных поворотах модели (на рисунке правильный ответ — В ), на нахождение лишних фигур, распознавание оптических моделей.
Практический интеллект оперирует зрительными образами. Для его развития хороши упражнения на координацию моторики (игра Танграм), прохождение лабиринтов, нахождение оптимального пути из одного пункта в другой (теория графов).
В приложении 3 можно найти самые разнообразные упражнения на развитие применение различных типов мышления и интеллекта, а в целом — это просто разминка и толика удовольствия в этом увлекательнейшем деле — тренировке мозга.
Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики напрямую зависит от личности учителя. Ученикам должно быть интересно на занятиях, будь то урок, факультатив или викторина, они должны почувствовать рост своих возможностей.
Литература:
- Йорг Б.Тайлакер, Ульрих Визингер. Тренировка IQ. Ваш путь к успеху. Москва, АСТ Астрель, 2004.
- Кен Рассел, Филип Картер. IQ тесты. Москва, ЭКСМО, 2003.
- В. Коневская. От теории педагогики к практике развития творческих способностей учащихся. http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=33324