Савитар индийский бог движения. Ведийский бог савитар в новом освещении
 
» »

Савитар индийский бог движения. Ведийский бог савитар в новом освещении

05.11.2019

Сурья. Расшифровка имени

В более ранней, ведийской традиции su - означает «рождать» в значении «сын». Есть, например, богиня (Сура: «рождённая от Ра», «сын/дочь Ра»; отсюда название минерала «сера» - «сын/дочь солнца/Ра»).

В эпической мифологии Махабхараты Сурья получает многочисленные именования (Дхаумья перечисляет 108 из них). В ранний Ведический период был значительным солнечным божеством. В ведических гимнах при обращении к Солнцу употребляются обычно два имени, Сурья и Савитри (или Савитур ). Причем либо используется только одно из этих имен, либо они взаимозаменяемы, либо они обозначают два вполне самостоятельных понятия.

Именем Савитри Солнце, предположительно, наделяется в те моменты, когда его невозможно увидеть; Сурьей же его называют тогда, когда оно появляется перед верующими. Так или иначе, эта теория хоть в какой-то степени, пусть не в каждом случае, но все же объясняет одновременное использование двух имен.

Веды часто ссылаются на него как на Савитри, Пуcана, Бхагу, Вивашвата, Митру, Арьямана, Вишну. Как Савитри он «родоначальник всего».

Термин Пусан подразумевает его плодотворную силу. Как Бхага он становится дарующим богатство и процветание. Как Вивашват он является первым, кто совершил жертвоприношение и даровал людям огонь, а также прародителем человеческой расы.

Торжествует над мрачными демонами и ведьмами, измеряет дни, продолжает время жизни, прогоняет хворь, заразу и дурные сны. Жить - значит видеть, как поднимается солнце. Все твари зависят от Сурья, и небо поддерживается им. Эпитет Вишвакарман - творец всего - также прилагается к Сурья. Он - божественный жрец богов.

Он упоминается как один из Адитьев (сыновей Адити - непостижимого создания, отвлеченного понятия, представляющего Бесконечность), которое восхваляются в Ведической литературе как Адитья вместе с Митрой, Арьяман (товарищ), Бхага (дарующий богатство), Варун (всевышнее божество небес и даритель Рита, Закона Природы), Дакша (мудрость), Амса (имеет те же самые атрибуты, что Бхага и Сурья (колесницу, в которую запряжены бесчисленные кони. Иногда количество лошадей было равно семи или одна лошадь имела семь голов)).

Эзотерическое значение

Эзотерически Сурья - Солнце представляет точку, где проявленный и непроявленный миры встречаются или соединяются. В йоге Сурья представляет мужскую силу, пингала. Сурья также символизирует внутреннее «Я». В ведическом описании странствия душ после смерти «путь солнца» ведет освобожденные души в сферу Брахмана, в то время как «путь луны» назад, к физическому рождению.


Солнце, согласно Ведам, является источником всех существующих явлений в солнечной системе. Одно из его имён - Адитья («перворождённый»); его также называют Бхутасйа Джатах (создатель или отец всех бхутов, элементов, из которых были созданы различные формы). Он - правитель всех планет, которые вращаются вокруг него. Солнце рассматривается как душа Калапуруши. (Кала - время, Пуруша - правитель. Тот, кто связывает всё с влиянием времени).

В буддизме Сурья связан с Луной, что символизирует союз абсолютной и относительной истин. Он также представлен на некоторых танках. У буддистов Сурья является знаком Акашгарбхи.

Савитар - бог света, его руки-лучи. Пара Савитар-Сурья сопоставляется с Аполлоном и Гелиосом, Дажьбогом и Хорсом.

Сурьямаса (санскр. Солнце и Месяц) - одно из парных божеств, свойственных индийской мифологии древнего, ведийского периода. Под названным именем пара Солнце-Месяц упоминается в Ригведе пять раз и три раза под именем Сурьячандрамаса, что значит то же самое. В большинстве случаев под этими именами разумеются конкретные представления обоих светил. Так, о них говорится, что они движутся поочередно, чтобы мы могли их видеть; Брхаспати, божественный жрец, ведийский прототип Брахмы, устроил это поочередное появление. В призвании названной пары вместе с другими богами сказывается возникающее олицетворение. Ту же пару, очевидно, разумеет Ригведа в образе двух светлых очей Варуны (Варуна - небо) или двух небесных очей, созданных бессмертными богами.

В Ригведе Сурья (Солнце) играет роль невесты, а Сома (Луна) - жениха.

В «Эдде» Луна и Солнце являются мужем и женой.

Шиваиты каждое утро почитают Сурью, солнечного бога, как Шива-Сурью. Смарты и вишнуиты - как Сурья-Нараяну. В качестве источника света солнце является самым доступным человеку образом Божественности. Как дарующему жизнь, Сурье повсюду поклоняются на праздниках урожая.

Иконография

Напротив Сурьи стоит миниатюрная женская фигура - Прабха (блеск), его подруга, перед которой располагается невысокий (ниже пояса Сурьи) Аруна, возница Солнца, который держит кнут в правой руке и поводья в левой. Лошадей обычно семь, колесница имеет одно колесо.

Справа от бога-Солнца стоит женщина, которая в правой руке держит или лотос, или опахало. Справа от нее находится бородатый мужчина с полным животом, держащий в руках перо и письменный прибор. Правее распологается еще одна женская фигура - лучница.

Слева от Сурьи расположены подобные трем вышеперечисленным фигуры, но мужская фигура без бороды и держит в одной из рук либо жезл, либо меч (кхаджа), либо раковину.

Все они (кроме лучниц) в сапогах, подобно Сурье. Одиннадцать миниатюрных фигур, являющихся точной копией Сурьи, иногда изображаются по краям резной плиты, как правило по пять слева и справа, и одна над его головой.

Матсья-Пурана сообщает о том, что Сурью сопровождают Данда и Пингала с мечами в руках. Брахма должен находиться рядом с Сурьей с пером в руке. Ноги бога-Солнца ни в коем случае не должны изображаться. Любой, кто нарушит это священное предписание, будет поражен проказой (моральное разложение). Тело Сурьи должно быть покрыто кольчугой. Он носит пояс, называемый Палиянга.

Иногда вместо семи зеленых лошадей изображается только одна изумрудного цвета, но о семи головах.

Лошади Сурья изображают его лучи (числом семь).

Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.


Нередко Сурья изображается в виде летящей птицы красного цвета, сравнивается с летящим орлом и прямо отождествляется с ним. Иногда он изображается в виде летящего ежа.

В других источниках он описывается как человек с темно-красной кожей, тремя глазами и четырьмя руками, в двух из которых он держит лилии, третья рука вытянута в жесте благословения, а четвертой рукой он выражает поддержку своим последователям. Он восседает на красном лотосе, и от его тела исходит сияние славы.

Живительная сила солнца ведет к олицетворению Сурья в виде быка, иногда пестрого, иногда белого.

Иногда Сурья изображается в виде неодушевленного предмета: он - драгоценный камень, перл неба, пестрый камень, помещенный в середине неба, колесо, колесница, блестящее оружие, которое Митра-Варуна закрывает тучами и дождем.

В гимнах Ригведы бог Солнца Сурья воплощается в коня, птицу и орла.

Место Божества Сурья во Вселенской иерархии Божеств

Рожден на Востоке. Приветствуемый певцами, бог выходил из небесных врат и в течение дня обходил землю и небо, ограничивая день и ночь. Сурья двигался по небу без коней, хотя некоторые мифы упоминают семерку его скакунов.

Основное действие Сурьи - излияние света, сияние, которым он разгоняет тьму и озаряет мир; его лучи уподобляются семи кобылицам, запряженным в колесницу. Сурья поддерживает небо (и называется поэтому «столпом неба»); вместе с тем боги установили его на небе (потому он называется «сыном неба») после того, как он был скрыт в океане. Сурья исцеляет больных посредством особого «медового знания» (мадхувидья).

Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами. В одних текстах утверждается, что он наделяет жизнью все живое; в других - что своими формой и светом он обязан , и другим богам.

Он ведет непрерывную войну (как и божество луны Сома) с демоном солнечных и лунных затмений Раху. Ему принадлежит божественный конь Уччайхшравас, вышедший из мирового океана.

Сурья часто ассоциируется с Вишну: жена последнего, Лакшми, иногда называется супругой Сурьи.

Значение в божества Сурья Лайя-йоге

Савитар - Сурья имеет представительство в нас, в нашем теле. Мы - часть его энергии, когда мы задействуем буддхи (духовный разум, интуитивное сознание). Именно буддхи переводит Свет Атмана в относительное измерение, распределяет по ментальному телу, астральному телу, низводит в физическое, поэтому он для нас так важен.

Виджняна как функция знания соответствует виджнянамайя-коше. Виджнянамайя-коша - это оболочка ментального познания, ментальное тело, тесно связанное с каузальным телом. Именно виджнянамай-коша получает инспирации, лучи света от каузального тела, она их структурирует, переводит в понимаемое.

На относительном уровне виджняна проявляется как вивека (различающая мудрость). Свет каузального тела, преломленный через призму виджняны, становится ясностью, различением, внутренним интуитивным знанием, когда мы знаем, что нужно делать в любой ситуации, и можем это сформулировать. Такая виджняна, когда мы ее проявляем, называется «сеть ясности» или вивекаджала.

(др.-инд. Savitár, от sû-, «рождать», букв. «порождающий»), в древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях С. отождествляется с Сурьей [(РВ V 81, 2-3); ср. также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, С. (X 85) - отец Сурьи. Как солнечное божество С. разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). С. торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение С. - «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). С. обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52. 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53. 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для С.). С. простирает руки (он- «широкорукий») и даёт свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54, 2), следуют его советам (II 38, 9). С. приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он - «бог счастья», V 82, 3), силу, даёт долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. С.- «мудрейший из мудрых» (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он - асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3). В «Ригведе» С. связан ещё с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних - кобылой солнца. У С. есть дочь - Сурья. Некогда отец прочил её в жёны Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В «Тайттирийя-брахмане» дочь С. - Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. С. дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил её (II 3, 10, 1-3). В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил С. рук, но потом вернул их ему. В ранней версии («Каушика-брахмана») боги дали С. золотые руки. В «Махабхарате» и пуранах С. изображается одноруким. В эпосе С. выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, С. раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение С. заметно падает.
Индийская традиция рассматривает С. как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в С. один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой С. первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем - результат позднейшего развития.
Лит.: Oldenberg Н., Savitar, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1897, Bd 51; Dandekar R. N.. New light on the Vedic God - Savitar, «Annals of the Bhan-darkar Oriental Research Institute», 1939, v. 20;
Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 213-15.
В. Н. Топоров.

Персонаж впервые появился в комиксе под названием Флэш vol . 2 #108 (декабрь 1995 год ), а создателями Савитара являются Марк Уэйд и Оскар Хименес.

Биография

Человек известный под псевдонимом Савитар, является бывшим военным летчиком времён Холодной войны. Однажды, проводя испытания экспериментального сверхзвукового истребителя, он подвергся воздействию энергии Спид Форса (Speed Force), которая наделяет его суперскоростью и делает его одним из самых быстрых людей на Земле. Из-за попадания молнии, его самолёт был выведен из строя и терпит крушение на вражеской территории. Но поняв, что обладает суперскоростью, он моментально разбирается со всеми врагами. Получив возможность передвигаться с невероятной скоростью, он просто стал одержим скоростью и полагает, что наделён каким-то божественным даром, Савитар взял данное имя у Индуистского божества и всю свою жизнь посвятил разгадке его тайны.

Савитар тренировался и открыл в себе такие способности, которыми не обладает какой-либо другой Спидстер. Например, он может передать скорость и кинетическую энергию различным объектам или людям; создавать защитное силовое поле нулевой инерции, а также почти мгновенно залечивать раны.

Одержимое желание Савитара узнать как можно больше про Спид Форс приводит к нему последователей, а после, он стал лидером культа. В поисках знаний, он пытался отыскать единственного героя обладающего суперскоростью в это время, которым был . Встреча с ним вылилось в сражение, позже прибывает , который привёл Савитара к Спид Форсу, но в конечном счёте сумел сбить его с пути.

Савитар вернулся спустя десятилетия и видит, что его культ, Агенты Громовержца (Thunderbolt Agents), стал больше за время его отсутствие, а участники преданно ждали его возвращения. Также за время его отсутствия, культ создал штаб-квартиру, которая находилась в Тибете . Он нанял бывшую участницу команды Синяя Троица (Blue Trinity), Леди Флэш (Кристина Александрова), и нашел способ использовать её скорость для того, чтобы лишить Земных спидстеров их связи со Спид Форсом и передал их силы участникам культа. Позже, отправил некоторых из них, чтобы убить спидстеров, среди которых: Импульс , (Джей Гаррик ), Джонни Квик, и в особенности Макс Меркурий .

К счастью , прямая связь Уолли Уэста со Спид Форсом препятствовала тому, чтобы Савитар украл его скорость , и благодаря объединению каждого спидстера (за исключением Синий Троицы) удалось сорвать его план . Когда состоялась битва с Уолли Уэстом, Флэшу удаётся отправить Савитара в Спид Форс, где он был пойман в ловушку.

Флэш: Возрождение

В мини-серии The Flash Rebirth , Савитару удаётся выбраться из Спид Форса. Однако, когда Барри прикасается к нему, Савитар высыхает и в конечном счёте от него остаются всего-лишь груда костей. После того как о смерти Савитара узнаёт его приспешница, Леди Флэш, она клянётся отомстить Флэшу. Но когда происходит их столкновение, Флэш убивает её всего лишь коснувшись. В результате чего высвобождается большое количество энергии Спид Форса, которая проникает в тело Уэста, и Барри, после чего Аллен превращается в нового Чёрного Флэша. Как оказалось, оказался тем, кто стоял за этим превращением. Но в конце концов все закончилось хорошо и Барри вернулся к своему прежнему виду.

Способности

Савитар обладает теми же способностями, что и многие другие Спидстеры из вселенной DC Comics. Он может передвигаться на огромной скорости; обладает исцеляющим фактором, который практически моментально заживляет его раны; может проходить сквозь различные объекты и другими способностями.

В СМИ

Сериалы

Савитар появляется в телесериале "Флэш", роль персонажа исполнил Андре Трикоте и Грант Гастин, а озвучил его Тобин Белл. Он является главным злодеем третьего сезона, Савитар впервые появляется в эпизоде под названием "Тени". В двадцатом эпизоде, который получил название "Я знаю, кто ты", раскрывается личность злодея, им оказывается Барри Аллен из далёкого будущего.

  • Имя: неизвестно
  • Текущее имя: Savitar
  • Штаб-квартира: Тибет
  • Сторона: зло
  • Семейное положение: Один
  • Бывший пилот: · Солдат
  • Пол: мужчина
  • Рост: 6 ‘4 «
  • Вес: 220 фунтов (100 кг)
  • Глаза: черный
  • Волосы: синие
  • Происхождение: вселенная
    Новая Земля
  • Создатели: Марк Уэйд · Оскар Хименес

Биография

Бывший летчик испытатель времен холодной войны, во время тестирования нового сверхзвукового истребителя, в него попадает молния, естественно после этого самолет начинает падать, и по не счастливой случайности, он оказывается на вражеской территории. Все было бы потеряно, если бы та злополучная молния не оказалось удачей для нашего персонажа. Окруженный врагами, пилот оказывается в стрессовой ситуации, это и стало связующим элементом между Спид Форсом и летчиком. Не успев опомниться, и осознать что произошло, пилот увидел что все враги лежали замертво, он понял что стал обладателем огромной силы в виде скорости, но будучи ослепленным своей силой, темная сторона силы охватила его, и он стал одержим ею. Пилот, полагал что эту силу дал ему бог, и решил он назваться «Савитар» (солнечное божество в ведийской мифологи).
Новоиспеченный спидстер, уделял тренировкам практически все свое время, и добился небывалых высот в этом деле. Помимо всех основных особенностей спидстеров, он мог создавать силовое поле нулевой инерции, а так же передавать скорость и кинетическую энергию различным объектам, и даже людям.
Желание Савитара познать как можно больше про тайны Спид Форса, приводит к нему множество последователей, после чего он создает культ и становится его лидером. В погоне за знаниями, Савитар, встречается с единственным на тот момент спидстером Джоном Квиком, но вместо общения, завязывается драка. Позже приходит Макс Меркурий, который обещает Савитару, что отведет его к Спид Форсу, но в конечном итоге, все-таки сбивает его с пути.


Спустя долгое время, Савитар возвращается, и видит что его культ (агенты громовержцы) сильно вырос, его последователи с нетерпением ждали своего предводителя. За это время они создали штаб-квартиру в Тибете. Савитар вербует бывшую участницу (Blue Trinity) Леди Флэш (Кристину Александрову), при помощи нее он находит способ, как использовать скорость Леди Флэш, для того чтобы лишить всех земных спидстеров связи со Спид Форсом. Эти силы он передает членам своего культа, и отправляет их для того, чтобы они убили всех носителей скорости: Импульса, Флэша (Джей Гаррик), Джонни Квика, Джесси Квика, Икс-Эс а так-же Макса Меркурий.
Прямая связь Уолли Уэста со Спид Форсом, препятствовала тому, чтобы Савитар смог лишить его скорости. Объединившись со всеми спидстерами, удается сорвать планы Савитара. Во время битвы Уолли Уэста и Савитара, Флэш пользуется моментом, и отправляет Савитара в Спид Форс, где он оказывается в ловушке.

В серии комиксов The Flash Rebirth, Савитару все-таки удается выбраться из Спид Форса, но когда Барри Ален прикасается к нему, от Савитара остается лишь прах и груда костей. Узнав о Смерти Своего наставника, Леди Флэш клянется убить Флэша. Так же после прикосновения, Леди Флэш превращается в пыль. После чего высвобождается колоссальная энергия, превращающая Барри в Черного Флэша. Как оказалось, все эти события произошли с подачи Профессора Зума. Но, в конце концов, Барри все-таки смог вернуться к своему первоначальному состоянию.

Способности

Способности типичные для Спидстера, Савитар обладает теме же способностями, что и многие другие Спидстеры из вселенной DC Comics. Он может передвигаться на огромной скорости; обладает регенерацией, которая практически моментально заживляет его раны; может проходить сквозь различные объекты, возможность создание силового щита, а так же способность передавать скорость и кинетическую энергию другим людям и объектам.
Савитар появляется в телесериале «Флэш». Он появляется в третьем сезоне сериала в эпизоде под названием «Тени», в качестве одного из главных злодеев, наряду с Доктором Алхимия.